Путешествие из Петербурга в Москву

Сначала думал написать прям вот по-серьёзному, с исторической подоплёкой. Но подумал, - Кому это нужно? Произведение и так серьёзное, да ещё и написано языком не совсем обычным для сегодняшнего времени.

Жила была Екатерина 2.0, а при ней, её же режимом вскормленный, жил прекрасный парень - Сашка Радищев. Не молодой повеса, а человек толковый, умный. Отправили его в Германию, с не менее одарёнными отпрысками богатых семей. Не Ломоносов, в общем. А в Лейпцигском университете сошёлся он с тамошней братвой из групп молодых учёных и, как водится, отчаянных либералов (тогда ещё в хорошем смысле слова). И тогда были модны французы с их либеральным мышлением. Нахватался либерализма, прочувствовал вкус свободы и наверняка французской любви. Ну и образовывался по самым передовым книгам того времени. А потом приехал в Россию обратно. Пережил Катьку, а при Сане Первом был даже в фаворе. Рулил таможней чуток. Если коротко. Но писал он при Катькином режиме.

И режим-то вроде был с настроен на перемены, но, как писал Алексей Толстой:

"Какая ж тут причина

И где же корень зла,

Сама Екатерина

Постигнуть не могла.

«Madame, при вас на диво

Порядок расцветет, —

Писали ей учтиво

Вольтер и Дидерот, —

Лишь надобно народу,

Которому вы мать,

Скорее дать свободу,

Скорей свободу дать».

«Messieurs, — им возразила

Она, — vous me comblez», —

И тотчас прикрепила

Украинцев к земле".

Тогда было много разговоров про то, что надо снизить нагрузку на крестьян. Но, как вы помните, товарищи, всё решилось гораздо, гораздо позже. Все мы помним памятный день Октября.

Итак. Мы с самого начала видим, что человеку как-то не очень хорошо на душе и ему хочется выговориться. Не знаю почему, но мне всё время лезет в голову Бодлер с его предисловием к "Цветы зла":

"Друг мира, неба и людей,

Восторгов трезвых и печалей,

Брось эту книгу сатурналий,

Бесчинных оргий и скорбей!"

Там дальше про Сатану, а это совсем в другой плоскости. Но это было бы лучше, чем оригинальное обращение. Раз уж пришлось к слову, то надо отметить, что до конца понять человека того времени мы не можем. Потому что религия в то время была не просто словом, а именно образом мыслей. Т.е. царь - наместник Бога и всё с этим связанное. Впрочем, даже сегодня, глядя на некоторых граждан, можно экстраполировать их поведение на прошлое. Но всё же это не совсем то. Люди очень изменились, изменился мир, изменилось всё.

А Радищев, в переводе на современный язык пишет, - Дружище, вокруг творится дичайшая дичь, ад и израиль, меня от этого колбасит, какая чудовищная несправедливость сделана человеком! И как же так получается, за что сотворила природа человека, чтобы чувствовать всё зло мира и несправедливость? А потом его перекрыло вообще и прям чувствуется - так тянет ему душу, что мочи нет, а слов-то чтобы выразить это не было в человеческом языке. Чувствовали несправедливость, а как сказать - так только тыр-пыр-мыр. И давай мыслею по древу. Хотя, да, талантливо, безусловно. Не родились ещё тогда ни Маркс, ни Владимир Ильич - дикарями тогда жили. Но, как говорят сейчас - то такое.

В принципе, всё произведение можно смело разбирать на цитаты. Но почему-то этого не произошло.

Александр пространно рассуждает о всяком. Но написано это таким слогом, что надо отливать в граните. Тогда это было прекрасно - рассуждать и философствовать. Это и сейчас хорошо, потому что это нагружает ум работой и от того не тупеешь. Но тогда могли рассуждать только те, у кого есть для этого время и деньги. А деньги тогда зарабатывались только одним путём - беспощадной эксплуатацией 98% населения. Может я немного соврал в цифрах, но примерно где-то так.

Чтобы вы поняли о чём думал Радищев: "Блажен возрыдавший, надеяйся на утешителя; блажен живущий иногда в будущем; блажен живущий в мечтании. Существо его усугубляется, веселия множатся, и спокойствие упреждает нахмуренность грусти, распложая образы радости в зерцалах воображения".

Как вам такой заход? А вот так. Люди думали, переживали, высоко чувствовали! Не быдло же всякое. Университет ни для кого даром не проходит. И даже ересь плодит. А все беды от французов с их либерализмом (шутка). Как там Чехов писал: "Я не могу только вам объяснить, но, как бы это выразиться, во французе не хватает чего-то такого, этакого (говорящий шевелит пальцами) чего-то такого... юридического. Я помню, читал где-то, что у вас у всех ум приобретенный, из книг, а у нас ум врожденный. Если русского обучить как следует наукам, то никакой ваш профессор не сравняется".

И вот наш Александр поехал. Пожрамши конечно. Так и пишет - пожрамши сел в такси и понеслось. А тогда, товарищи, не то что надысь или даже давеча! Тогда ого го! Лошичка, ямщик, да кибитка. Не помню, появились ли тогда рессоры, скорее всего они были уже в следующем веке. Так что средства передвижения были так себе. Но зато аутентичные.

СОФИЯ

София у Радищева - Царское Село. Приехал он туда, задумался, в мыслях разум бродит "ища обетованный рай". А вот раз, лошадок-то отпрягли. А кибитка-то даже не Жигули, а на конной тяге. Ехать не может. И тут начинается странное. Есть некий человек на почтовой станции, который заведует распределением лошадей. И этот человек, совсем уже какой-то без чувства ранга. Откровенно спит и не даёт лошадей Радищеву. И тут всплывает corruptio!

Цитата: "– Барин-батюшка, на водку! – Сбор сей хотя не законный, но охотно всякий его платит, дабы не ехать по указу. Двадцать копеек послужили мне в пользу. Кто езжал на почте, тот знает, что подорожная есть сберегательное письмо, без которого всякому кошельку, генеральский, может быть, исключая, будет накладно. Вынув ее из кармана, я шел с нею, как ходят иногда для защиты своей со крестом". А "подорожная", в то время, это документ для бесплатного получения лошадей на почтовой станции. Лошадка это такая скотина, которая на Руси не водится, а завозилась тогда из Европы. Правда, было время, когда некие степные граждане на своих пони заовевали всё. Но пони это не круто. Только нормальные лошадки. Если кому-то захочется узнать, как выглядят боевые монгольские и вообще степные пони - посмотрите хронику гражданской войны. На них и басмачи ездили и РККА. Выглядит очень забавно, как банда на мопедах.

Вернёмся к Сашке Радищеву. Кибитка стоит, лошадей нет, двадцать копеек отдал. Но есть подорожная. И вот он идёт, весь такой из себя борзый, требовать лощадку. А гражданин, которому поручено ему лошадку дать - нагло спит. И при этом отчаянно хамит. Типа - кто вы, я вас не знаю, лошадок нет! И опять спать. Радищев же умный гражданин, не стал его сразу валить авторитетом, пошёл посмотреть. Видит - лошадок дофига, хоть они и годятся разве что на монгольский холодец. Но доехать-то можно. И вот он теребит ответственного за лошадок, а тот только его посылает. Вознегодовал тогда Александр! Но тут всё разрешилось благодаря нашему всему! Нет, не Пушкину - corruptio, конечно. Сработали двадцать копеечек. О чём он и пишет: "Итак, двадцать медных копеек избавили миролюбивого человека от следствия, детей моих от примера невоздержания во гневе, и я узнал, что рассудок есть раб нетерпеливости".

И тут с гражданином Радищевым сложно согласиться. Рассудок как раз не раб нетерпеливости, а способ её усмирения и даже инструмент познания вселенной. Или я не так его понял. Но это мои измышления. Тут я хочу сделать ремарку. В данном опусе я лишь излагаю свои мысли, которые могут противоречить другим. Советую всем прочитать самостоятельно и сделать свои выводы.

Пусть меня назовут занудой за то что я разбираю чуть ли не каждый абзац. Но про песни не сказть нельзя. Третий час по полуночи, по словам Радищева, - извозчик поёт. Тоскливо. Александр в размышлениях: "Кто знает голоса русских народных песен, тот признается, что есть в них нечто, скорбь душевную означающее. Все почти голоса таковых песен суть тону мягкого. На сем музыкальном расположении народного уха умей учреждать бразды правления. В них найдешь образование души нашего народа. Посмотри на русского человека; найдешь его задумчива. Если захочет разогнать скуку или, как то он сам называет, если захочет повеселиться, то идет в кабак. В веселии своем порывист, отважен, сварлив. Если что-либо случится не по нем, то скоро начинает спор или битву. Бурлак, идущий в кабак повеся голову и возвращающийся обагренный кровию от оплеух, многое может решить доселе гадательное в истории, российской".

Я же говорю - можно растаскивать на цитаты. Но давайте подумаем, что стоит за этими словами? С первого взгляда это как бы просто мысли человека. Но если посмотреть, как это написано, то сразу возникает ощущение, что Радищев описывает другой вид приматов. Так сейчас учёные пишут про орангутанов или макак, например. Если человек так пишет, то он точно не причисляет себя к этому виду - "русскому человеку". Тоскливых песен он не поёт, в кабак не ходит. Да, может быть я излишне придираюсь. Но я просто хочу показать то, что тогда только начали зарождаться мысли о том - как живут "простые люди"? Вы не думайте, что я Радищева как-то обвиняю - нет. Это человек именно той эпохи. И, как я сказал в самом начале - нам никогда до конца не понять человека прошлого. Да мы детей-то своих понимаем с трудом. Но я просто хотел отметить ту грань, которая лежала в то время между людьми. То, что кажется дикостью сейчас. Хотя, не всем кажется. И рабство до сих пор живо.

Это мы сейчас такие "умные". У нас Маркс с Лениным есть, а на всякий случай и восемнадцать томов товарща Сталина. Но тогда с этим было не то что тяжело. Тогда с этим было вообще никак. Не дошла тогда мысль до следующей ступени развития общества - социализма. И мне кажется, что уже сейчас мы от социализма, примерно, настолько же далеко, как и гражданин Александр. Просто он тогда об этом не знал. Зато чувствовал, что что-то не то. Но мы-то всё знаем и от этого хочется выть даже больше, чем Александру Радищеву. Тогда это воспринималось как что-то новое. Подумать о том, что какой-то крестьянин вообще способен на размышления? Не смешите барина. Нам сейчас сложно понять всю ту пропасть, которая была между мужиком и хотя бы дворянином. Сейчас очень многие хотят восстановить или сделать новый порядок, когда всякое "быдло" будет знать своё место и чувство ранга. Тогда с этим было всё очень хорошо. Чувство ранга было такое, что при виде всадника на гаризонте снимали шапки заранее. Но это я отвлёкся. Вернёмся в наше такси.

ТОСНА

Да, тогда тоже ругались на дороги. И Радищев не стал исключением. Но не так чтобы сильно ныл. Так, чуть упрекнул. Но если принять во внимание, что тогда все дороги были так себе... ладно, ладно, кроме "римских", то вполне можно понять, что это был просто укол для власти, что надо бы уже таки дороги делать по-человечески. Столько лет прошло... А потом немного сложно для понимания без знания истории. Потому что Радищев встречает человека, который выводит "родословные". И этот "разговор" - практически монолог стряпчего. Словами Радищева, конечно же. Он рассказывает о прежних временах и как бы подводит к тому, что постоянно идёт ущемление прав настоящих, природных, а может быть даже посконных дворян, которые были оными только по праву рождения.

Сложность тут в том, что вся эта сцена выглядит насквозь придуманной и сродни скорее Эзоповой басне. Надо понимать, что "потомственное дворянство" было в итоге приравнено к дворянству "заслуженному", а то и было пониже. Они от этого ужасно страдали. Как... А знаете, со старта даже нет аналогий. Но если прикинуть. Ну, как если бы два генерала на острове, как у Салтыкова-Щедрина, оказались каждый на своём острове и без мужика, а на других островах бывшие никто, но у всех есть мужики. Вот примерно так страдали и завидовали "настоящие дворяне". Не знаю, уместно ли это вставить - инфернально страдали.

А тут можно вообще вспомнить про суть порабощения одних людей другими. Как тогда было - у меня есть дрын, я могу убить вас всех, но давайте вы лучше будете меня кормить, а я вас буду защищать от тех, кто вас хочет убить. Или я вас сам убью сейчас. А пока я вас не убил, вы тут мне замок постройте, нарожайте крепких парней, мне надо будет отбиваться от соседа, и вообще, давайте уже, поддерживайте своего начальника. Куры, млеко, яйки! Шнеля, шнеля! Прекрасный выбор. Очень честный. И вот так родились "фамилии". Не то, что сейчас - Давайте я вам буду платить, но чуток, чтобы вы могли выживать и на меня работать, а если вы сдохнете, то я других найму. Вы чувствуете разницу? Да, дрын другой.

А что Радищев? Он пишет: "Я понял его мысль, вынул из кошелька… и, дав ему, советовал, что, приехав в Петербург, он продал бы бумагу свою на вес разносчикам для обвертки; ибо мнимое маркизство скружить может многим голову, и он причиною будет возрождению истребленного в России зла – хвастовства древния породы". Нормально так проехался по режиму. Иноагент натуральный.

В девяностых был фильм про "породу". "Принцесса на бобах". Там играл гардемарин-Жигунов. Отвратительно, откровенно отвратительно, но, как историческое кино - норм. Сын "лавочника" Пупков решил жениться на женщине с фамилией Шереметева. Шикарно же. По идее кино должно было быть смешным, но оно ужасное. Примерно так и было в "высших кругах". Когда бывшие комсомольцы судорожно начали искать "свои корни" начиная чуть ли не от Рюрика и все внезапно превратились в христолизов. К товарищу Иисусу со всем уважением. Я даже его любимый сын, наверняка. Но я опять отвлёкся, вернёмся в такси.

ЛЮБЛИН

Sicut scriptum est in Esaia propheta ecce mitto angelum meum ante faciem tuam qui praeparabit viam tuam

"Уж послала, так послала!" Но не было Ангелов. Слез Александр с кибиточки, а мыслями-то он праздными пробавлялся там лёжачи. И вот встал он на ноженьки свои богатырские, обозрел соколиным взглядом Русь посконную... Да, ладно, в принципе всё так и произошло. Вылез человек из такси и понеслось. Смотрит Александр - в поле пахарь. А вроде воскресенье. Церковь, боженька, все дела. Из кибитки-то не видно ничего. Нет, там не стёкла тонированные, просто перемещались настоящие люди преимущественно лёжа. А народ на своих двоих. А тут раз и такой каприз природы. Даже два, если вы понимаете о чём я. Про "Курскую аномалию" тогда ещё не знали, но что-то вроде такого. Подходит Радищев к крестьянину и говорит... Нет, это не начало анекдота, потому что всё произведение это один большой очень печальный анекдот. Но тут есть очень забавный момент. Радищев прекрасно знаком с тем, как пашет крестьянин для себя и как для помещика - "Сегодня праздник. Пашущий крестьянин принадлежит, конечно, помещику, который оброку с него не берет. Крестьянин пашет с великим тщанием. Нива, конечно, не господская. Соху поворачивает с удивительною легкостию". И сказал Радищев слово.

И пошёл Радищев в народ. По идее, если бы он был просто мечтателем, то как он мог узнать, что соху надо поворачивать именно так. И почему нива как-то не так вспахана, как у барина? Мелочи. Т.е. буквально сейчас мы видим крепкого барина, который замечает вот такое. Ехал себе, ехал, только вылез, а тут раз и крестьянин. Сложно сказать, выдуманная это история или нет. Но, скорее всего где-то на половину выдуманная. Крестьянин уж очень ловко описывает все притеснения, вплоть до указа Екатерины о запрете крестьянам жаловаться на помещиков. Попутно выясняется, что работать на помещика хорошо - смысла просто нет. У крестьянина две лошади. Это конец восемнадцатого века. Лошадь можно арендовать. Это дорого. А две? Можно допустить, что именно Радищеву попался такой крестьянин. Зачем ему пахать самому, если у него столько денег чтобы две лошади содержать? Т.е. это некий крестьянин в вакууме. Екатериненское ЦРУ должно было насторожиться. Но Александр не просто так всё это говорит.

Он размышляет, что как-то вообще несправедлива жизнь к крестьянам. Ни прав, ни свобод, одни обязанности. И тут его накрывает капитально. Смотрит на своего слугу и понимает, что это такой же человек, как и он. Множество переживаний, для нас довольно простых к пониманию, но довольно забавно всё это читать. Что-то вроде - "Офигеть! Негры тоже люди?! И долбаные ирландцы тоже что ли?!" И с этим надо как-то жить. Да, это мы сейчас такие умные, а несчастному Александру, как было без марксистской идеологии? Человек реально сходил с ума. Ну не складывалось у него в голове, что вот так происходит. Да и не могло складываться. Если у человека есть хоть малейшее понятие о совести, то он не станет угнетать другого человека, а лучше объеденится с ним чтобы было проще выживать.

"Вспомни тот день, когда Петрушка пьян был и не поспел тебя одеть. Вспомни о его пощечине (которую Радищев ему отвесил). О, если бы он тогда, хотя пьяный, опомнился и тебе отвечал бы соразмерно твоему вопросу!

– А кто тебе дал власть над ним?

– Закон.

– Закон? И ты смеешь поносить сие священное имя? Несчастный! – Слезы потекли из глаз моих; и в таковом положении почтовые клячи дотащили меня до следующего стана".

Эзоп курит в сторонке. А мы в такси на Чудово.

За Правду

784 поста1.3K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Посты нашего сообщества будут дублироваться в Телеграмм канале. Можете общаться без боязни пострадать за свободу слова.

https://t.me/chemtonado