7

Пугачевское восстание и Нагайбакская крепость: почему нагайбакские казаки пошли против государства?

В XVIII веке Нагайбакская крепость играла двойную роль: это был и военный форпост на границе, и религиозный центр, где новокрещеных приучали к православию.

Казалось бы, все складывалось так, что местные должны были быть преданными защитниками государства. Но в 1773–1775 годах произошло обратное: многие нагайбакские казаки поддержали восстание Емельяна Пугачева.

Первые слухи о Пугачеве

Осенью 1773 года по станице прошел тревожный слух: самозванец Пугачев идет с войском, а яицкие казаки уже на его стороне.В станице собрали круг - около сотни человек. Вопрос стоял ребром: противиться или примкнуть?

По преданию, к окончательному решению подтолкнуло выступление ясачного крестьянина-старокрещена из деревни Мелькени Ильи Григорьева:

"Что вы тут болтаете? Вы того не знаете, что башкирская команда близко нас на реке Базе и противящиеся деревни все рубит и выжигает".

Нагайбакские казаки, "устрашась", решили "отдаться самозванцу без противления", а при подходе повстанческого отряда Пугачева радушно встретить его и "делать то, что он прикажет". Казаки отказались подчиняться своим командирам - воеводе капитану Рушинскому и атаману Еремину. Более того, их арестовали, чтобы передать восставшим. Но офицерам удалось бежать в Бугульму.

Руководство повстанцами в крепости взял на себя Василий Иванович Торнов (Персиянинов) - бывший пленник из Персии, крещеный в России.

По его словам, к нему "охотою" стекались со всех сторон:

- до 100 татар, башкир и "новокрещеных";

- около 300 нагайбакских казаков.

Жители открыто поддерживали Пугачева: отдавали ему людей, кормили войско, снабжали фуражом.

Судьба двух станиц: Нагайбак и Бакалы

История восстания для двух станиц сложилась по-разному.

Нагайбакская станица

Она буквально металась между лагерями.

- В феврале 1774 года повстанцев здесь было около 500 человек - башкиры, татары, тептяри, казаки. Командовали ими беглый араб Василий Арапов и татарин Абдекарим.

- 8 февраля 1774 г. в отсутствие атамана Торнова станица была отбита карательным отрядом Бибикова.

- Через 11 дней сюда пришел отряд Ивана Ульянова с тысячным войском, пушками. Станицу снова захватили, но Ульянов заметил, что нагайбакские постанцы неохотно воюют и не горят духом. Поэтому вскоре ушел в Бакалы, оставив крепость почти пустой.

- Правительственные войска легко вернули контроль.

По рассказу Торнова, увидев "против себя множество тех войск число" с пушками и "устрашась вступить в бой", восставшие башкиры "рассыпались… по разным дорогам".

Бакалы

А вот здесь повстанцы успешно отражали натиск карательных войск:

- Весной 1774 года местные жители построили укрепление вокруг

станицы из дерева и снега.

- Вооружились пушками - три четырехфунтовые и пять судовых.

- Внутри станицы собралось около 500 повстанцев - русских и новокрещеных.

12 марта они приняли бой с регулярной армией. Сражались отчаянно. Когда закончился порох - не сдались, а просто организованно вышли из станицы.

Интересно, что поражение не обернулось катастрофой: повстанцам позволили вернуться домой, сохранив имущество. Но сопротивление они не прекратили отряд продолжал противиться регулярным войскам: житель Бакалов, который втайне являлся разведчиком генерала Ларионова, был быстро раскрыт бакалинцами и повешен. Сам Ларионов чувствовал "злость и бесчувственность" местного населения и даже предлагал все жилища и саму станицу "разобрать и сжечь".

Церковь и восставшие

Армия Пугачева часто щадила православные храмы. Но Покровская церковь в Бакалах стала исключением: ее разрушили, а очевидцы вспоминали, как татары и черемисы "поругание чинили" внутри.

Спустя всего год церковь восстановили - символично, что именно вера оказалась устойчивее смуты.

Жизнь после восстания

Поддержка Пугачева не осталась без последствий. После Пугачевского бунта со стороны руководства Оренбургского края осуществлялся строгий контроль за деятельностью казаков: "Ежедневная и многочасовая муштра на плацу, всевозможные унижения и опасности, недостаток питьевой воды, скудное и однообразное пищевое довольство - все это делало службу в гарнизонах пограничной линии… сродни каторге".

Со временем реальные события обросли мифами:

- жители рассказывали, что бунтовщики "перебили жителей и сами же сложили тела убитых в одну могилу, находящуюся теперь в огороде при доме приходского священника; на могиле водружен столб с крестом наподобие часовни" - В. Н. Витевский посчитал это народным вымыслом, поскольку, по свидетельству Рычкова, "этот вал возник гораздо раньше Пугачевщины"";

- появилась легенда о пещере с золотым запасом Пугачева. Якобы даже Первый секретарь ЦК КПСС Н. С. Хрущев направлял туда поисковые бригады, однако клад так и не был найден;

- до сих пор сохранились развалины "пугачевского моста", построенного для пушек. Для местных жителей это почти священное место.

А. С. Пушкин, кстати, упоминал Нагайбакскую крепость в своих записях к "Истории Пугачева".

Емельян Иванович Пугачёв, сгенерировано нейросетью

Емельян Иванович Пугачёв, сгенерировано нейросетью

Почему нагайбакские казаки выбрали Пугачева?

Во время Пугачевского восстания нагайбакские казаки выступили против своего покровителя - Российского государства. Сложно говорить об объективных мотивах поддержки бунта новокрещенами, поскольку единственными источниками, в которых содержатся их объяснения, являются судебные показания восставших. В них они каялись за содеянное, а причиной поддержки Пугачева называли страх перед бунтовщиками.

Одной из реальных причин поддержки восстания мог быть конфликт с руководством крепости. Так, 10 августа 1770 г. войсковой старшина В. И. Могутов доносил губернатору, что казаков Нагайбакской крепости отправляли на различного рода работы по усмотрению командиров: казаки охраняли денежную казну и соляные магазины на Шешминской и Чистопольской пристанях за свой счет. Кроме того, еженедельно их определяли на различные посылки на собственных лошадях за сто и более верст, а платой за работы были "лишь побои и бесчинства".

Так что поддержка восстания могла быть не только страхом, но и формой протеста.

Сегодня село Нагайбаково гордится своей историей. Пещеры, мосты, легенды о золоте - все это стало частью местного "бренда".

Но за красивыми историями стоят реальные судьбы людей, которые однажды решили: "лучше рискнуть с Пугачевым, чем терпеть несправедливость дальше".

Материалы для поста были взяты из источника: Белоруссова С. Ю. Нагайбаки: динамика этничности. - Санкт-Петербург: МАЭ РАН, 2019. - 424 с.

🔔 Подписывайтесь на наш проект "Медиа о нагайбаках | КМН РФ", чтобы узнать больше о прошлом, настоящем и будущем нагайбакского народа.