Психология восприятия. Новая личность и новые смыслы

Я могу вам объяснить, но постичь это за вас я не в состоянии.
Эд Кох, мэр Нью-Йорка

Психология восприятия. Новая личность и новые смыслы Психология, Восприятие, Длиннопост

Поделюсь своим детским переживанием.
Лет до 6 я не знал, что такое зеленый цвет. Я не был дальтоником и различал цвет неба и цвет травы. Но в тот период я жил в казахской семье – у деда с бабушкой. В казахском языке – уж не знаю, в силу каких причин – отдельное слово для зеленого цвета появилось относительно недавно, а в исторической глубине для обоих цветов использовалось слово «кок» (көк) - которое обозначает синий цвет. К примеру, көк аспан - синее голубое небо, кок джайлау – в буквальном переводе «синее пастбище». При том, что, трава, разумеется, зеленая.
В просьбе купить на базаре укроп или петрушку опять будет фигурировать слово «көк» - в значении «купить зелени».

В самом явном виде этот семантический дуализм и парадокс представлен в названии центрального базара Алма-Аты. По-казахски он называется Кок базар, по-русски — Зелёный базар.

В детском саду и в первых классах школы у нас повально не использовалась зеленая краска в акварелях – никто не знал, что с ней делать, траву рисовали синей.

Ясность с зеленым, а заодно с оранжевым – как раз тогда появилась песня «Оранжевое лето» - возникла по мере увеличения в повседневности контактов с русским языком.

И для меня это стало примером возникновения в сознании нового понятия. Которое раньше было в поле зрения, но не выделялось восприятием, поскольку не было соответствия в языке. Как только новый носитель смысла вербализуется, подвергается сознательному определению и конкретизации – восприятие начинает его различать в окружающем мире.
Процесс беседы с психологом – это часто тот самый поиск неведомого доселе «зеленого цвета». В любой момент психолог может попросить уточнить использованное понятие и этим поставить в тупик: ведь речь шла, казалось бы, об очевидных вещах.

Но если внимательно, присмотреться к «очевидным вещам», часто выясняется, что они не имеют той самой конкретной определенности. А значит, сознание вполне могло объединять в свой «синий» еще и «зеленый», выдавая их за один.
Поэтому вполне может оказаться, что в основе ваших проблем может быть не несчастная любовь, а минутная влюбленность, не забота, а чувство вины, не желание быть полезным, а страх непризнания – вариантов мильонстотыщ.
Поэтому вопрос психолога, поначалу воспринимаемый как глупый, вполне может привести к пересмотру многих ценностей, в том числе – и базовых. И в вашем восприятии может появиться множество новых понятий и «зеленых цветов».

Однажды на сеансе иглотерапии услышал беседу за ширмой. Пациент (судя по голосу – капризный, но преуспевающий мужчина, бизнесмен), узнав, что курс длится 20 дней, категорически заявил:
- Нет, у меня столько времени нет, дней 5 максимум!
- Но за 5 дней ничего не исправится… - говорит явно опешившая доктор, китаянка, потомственный иглотерапевт, имеющая, кроме того, классическое высшее медицинское образование.
- Давайте, что-нибудь придумайте! Ну, там, иголок побольше воткните, что ли… - снисходительно-поучающе, без всяких рефлексий и не допуская возражений, отвечает ей бизнесмен.

Консультация психолога- это не исповедь, не рыдание в жилетку, не прием в психиатрической клинике и ни в коем случае не признак слабости. Это продолжительный процесс. Невозможно рассчитывать на быстрый результат, сказав психологу:
- Ну так позадавайте вопросов побольше, что ли…

Это большой творческий труд двух людей. Специалист ищет индивидуальное решение к каждому собеседнику. Вы, осмысливая появление в своем сознании «зеленых цветов», проговаривая – вслух! письменно! - свои мысли, снова создаете свой внутренний мир, на этот раз – более осмысленно, более четко.
По собственному опыту могу уверенно сказать – на этом пути вас ждет множество важных и нужных открытий!

Психология | Psychology

20.2K поста59.4K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Обратите особое внимание!

1) При заимствовании статей указывайте источник.

2) Не выкладывайте:

- прямую рекламу;

- спам;

- непроверенную и/или антинаучную информацию;

- информацию без доказательств.