Прокурор в душе воспитателя...

"Ты должен мне подчиняться потому что я взрослый. Так рассуждают взрослые. Они не правы. Дети и взрослые. Они люди разного возраста. Они должны понимать друг друга. Но нет прав - нет их у детей на взрослых, нет у взрослых на детей. Никто никому ничего не должен. Взрослые могут помогать детям. Дети слабее. Взрослые могут научить детей. Дети и взрослые при общении взаимообогащаются, растут, развиваются. Но никаких претензий." Так считает Симон Соловейчик.


Отрывок из "Последней книги" Симона Львовича Соловейчика:

Многие люди в отношениях с детьми чувствуют свой верх. Им потому и нравится быть с детьми, что с другими людьми они чувствуют себя приниженными, если не второсортными. Их влечет к детям чувство собственной неполноценности, они восполняют цену себе за счет детей. Я не раз видел подростков, которые совсем не могут общаться со сверстниками - только с маленькими, и при этом они всегда обижают тех, кто меньше их по возрасту. Примерно то же бывает и со взрослыми - это признак того, что они никакие не взрослые, они еще слабые дети. Может быть, оттого, что сам я ощущал себя совершенно взрослым примерно с десяти-одиннадцати лет, я не чувствую возрастной разницы ни с кем из детей: они такие же, как и я. Поэтому мне непонятно, какие особые отношения могут быть между отцом и сыном, в чем же мы не равны.


Считается, что если родители любят своих детей, то они будут достаточно мудро пользоваться властью. На самом деле все не так.


О власти над детьми спорить нечего: она есть, и она необходима. Весь вопрос в том, что нам важнее в отношениях с детьми - дети или сама власть, само это упоение властью, чувство собственной значимости и значительности? Для многих родителей власть над ребенком - символ собственного благополучия. Если сын меня слушается, и притом безоговорочно, то со мной все в порядке. Если не слушается - я погибаю. Я ничего не могу понять: как такой маленький может не слушаться меня, большого и сильного, авторитетного на работе и среди друзей?


Лучшая власть - незаметная власть Лучшая власть та, которой как бы и нет Умеешь организовать жизнь детей в семье или в классе - и тогда их, детей, легко и радостно любить, и тогда нет проблемы власти и нет проблемы авторитарности и неавторитарности: как получится, какой у тебя характер Тогда все неважно - послушные дети, непослушные, балованные, небалованные..если ты умеешь организовать жизнь, особенно в трудных условиях, где все делается непросто, то тебе почти не приходится применять власть, и она становится необременительной для детей - незаметной


Учить любви - оказывается, это возможно.


Условие это вот какое: чтобы воспитатель мог любить ребенка, надо снять со взрослого ответственность. Вся наша педагогическая пропаганда направлена на одно: ответственность,

чувство ответственности, ты отвечаешь за детей.


Вот странное дело - ответственность с любовью несовместимы, два эти чувства не соединяются, как обычно думают, а вытесняют одно другое. Больше того, несовместимы также ответственность и свобода.


Ответственность - несвобода, нелюбовь, скованность, ограничение внутренних сил.


Ведь что такое ответственность? Отвечают перед кем-то. Общение под гнетом ответственности - это общение не один на один, не напрямую, а как бы в присутствии третьего. Я, педагог, разговариваю с ребенком, но держу в уме его родителей, администрацию, общественное мнение. Я не потому ничего не могу сделать дурное или опасное для ребенка, что я такой человек, что я не могу повредить ребенку, а потому, что мне придется отвечать. Мною руководит не любовь, а страх или подобие страха. Иная мама воспитывает своего сына так, словно с ним непременно случится нечто ужасное, что-нибудь он натворит, и будет суд, и прокурор спросит с нее сурово: "Куда же вы смотрели, мамаша? Почему не занимались воспитанием сына?" - и тогда она ответит: "А я занималась! Я все делала! Я ему столько раз говорила!"


Но чем сильнее этот гипотетический прокурор в душе мамы, тем хуже результаты воспитания - тут уж исключений быть не может. Воспитание сильно зависит от того, что же нами руководит - наша обычная человеческая любовь, наша совесть, наши душевные силы или неизвестно откуда взявшийся общественный прокурор. На фразах вроде "А кто будет отвечать, если что-нибудь случится?" педагогика кончается.


Все это очень серьезные дела. Воспитание ребенка и есть серьезнейшее, жизнь затрагивающее, рискованнейшее дело. Жить - это риск, но и воспитывать ребенка - риск и риск. В обычных книгах об этом или вовсе не пишут, или вставляют для безопасности какое-нибудь хитрое словечко вроде того, что риск должен быть оправданным. Но не всегда измеришь эту оправданность, а если что случится, то никакие оправдания не помогут. Беда есть беда, и ты всегда виноват.


Что делать? Страшно. Кто не работал с детьми, не водил их в походы, не кормил, не ходил с ними на реку, тот не знает этого страха. Но, перебирая те годы, когда я работал с детьми летом, я вспоминаю один несчастный случай за другим - чего только я не вынес, чего только не было! Не хочется и рассказывать. Страху натерпелся! К великому счастью, у меня на руках не погиб ни один ребенок; но, признаться, с годами стал трусоват, и сидеть с санитарной сумкой на дне оврага не смог бы - лучше запретить опасное мероприятие, ну его, этот овраг. Поэтому мне, пожалуй, сейчас и нельзя работать с детьми - боюсь. Теперь я иногда кричу "нельзя, стой!" прежде, чем успеваю подумать, почему же нельзя и отчего - стой. С годами становишься опытнее и, может быть, умнее, но что происходит с нашим педагогическим мужеством? Может быть, по этой причине дети в семье вырастают такими разными: родители меняются с каждым ребенком, мужество постепенно оставляет их. По этой же причине мужское воспитание иногда бывает лучше женского: ни одна женщина не выставила бы условием, что она не отвечает за жизнь воспитанника.


Если вдуматься, то в нашем мире не ...надцать языков, а лишь два: язык любви и язык вражды. Язык равнодушия - разновидность последнего. Для воспитания мало понимать, для воспитания нужно взаимопонимание - сотрудничество двух или многих душ. Чтобы быть понятым, надо понимать самому. Процесс собственного понимания никогда не должен прекращаться. В тот момент, когда ты объясняешь свое понимание, выкладываешь его как готовое, как достигнутое, оно умирает. Объяснение -смерть познания. В этом смысле каждая книга в какой-то мере - кладбище идей; исключение, быть может, составляет лишь Достоевский, единственный из писателей, который ничего не объясняет и не доказывает - он не прерывает диалога, а начинает его; об этом писал Бахтин.


Объяснение - смерть познания; в этом одно из главных противоречий школы. Учитель по необходимости объясняет или хитроумными вопросами подводит учеников к известному ему правильному объяснению. Но я помню несколько своих уроков, действительно доставивших мне удовольствие: это уроки, на которых я не рассказывал, а думал в присутствии учеников. Да-да, именно так: они не участвовали в моих рассуждениях, я не задавал им вопросов, не наталкивал их на мысль, не взывал к активности - я просто рассказывал урок, размышляя; я размышлял для них и для себя, нам было одинаково интересно


Конечно, в начальных классах общение строится на другом, на эмоциях, на пробуждении чувства интереса и успеха, там главное слово - то, которое Софья Николаевна Лысенкова повторяет до пятидесяти раз за урок: "Молодец, молодцы дети". Там общим является язык похвалы, потому что дети в этом возрасте сосредоточены большей частью на себе. Но чем старше становятся ученики, чем больше общий язык становится языком понятий, тем большую роль играет постижение понятий учителем прямо на уроке, здесь и сейчас. Тогда-то и появляется вдохновение, педагогическую ценность которого невозможно переоценить.

Прокурор в душе воспитателя... Книги, Психология, Педагогика, Воспитание детей, Цитаты, Длиннопост

Лига психотерапии

5.2K постов25.8K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Поддерживайте авторов и комментаторов плюсами.

Задавайте любое количество уточняющих вопросов.

Ведите диалог уважительно.


Лучшие посты Лиги

http://rabota-psy.ru/stat/fav/


Все посты и обсуждения по датам

http://rabota-psy.ru/stat/lenta/


Онлайн сейчас и за последние сутки

http://rabota-psy.ru/stat/


Мы дорожим атмосферой безопасности и доброжелательности в нашем сообществе, оскорбления ведут к немедленному вызову модератора сайта и санкциям.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
Автор поста оценил этот комментарий

Моя давняя знакомая с педагогическим образованием какое-то время учителем работала, потом был период, занимала должность директора в небольшой сельской школе. Потом какое-то время в районо, затем ушла из "системы". Сказала, что пока была директором, особенно остро поняла, что в школе (конкретно той, где она работала) - 90% учителей удовлетворяют свои садистские наклонности гнобить, командовать, орать, муштровать и оскорблять детей. И только часть малая педсостава любит то, что делает; от души занимается с учениками, видит в них людей, а не какое-то стадо.

раскрыть ветку (15)
Автор поста оценил этот комментарий
Она не уточняла, это они сразу стали такими, или это профдеформация?
раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

Ну с самого начала она не следила ведь за их карьерой... думаю, могло сложиться так, что изначальные склонности со временем "подкормились" деформацией. Понравилось "самовыражаться" об детей, об слабых.

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий
И добавлю. В школу сотни детей "несут" свои домашние "сценарии", а учитель при этом должен быть "роботом".
Автор поста оценил этот комментарий

согласен. Но деформирует там очень. Иногда шел по школе и такое чувство, что идешь по сумасшедшему дому. Там истерический крик, там крики детей. И те учителя, что на меня кричали в школьное время, потом стали моими коллегами. И когда в конце рабочего дня учителя собирались в учительской, было видно вот какая-то маразматичность ситуации, которая отражалась на них. То есть люди сами по себе не глупые и отдельно от системы неплохие, но вот эта сама ситуация без прав за все отвечаешь делала свою "работу" по дегенеративности. Мое мнение.

1
Автор поста оценил этот комментарий

Вот и идут такие люди в данную систему чтобы давлеть над теми кто изначально слабее их. :(

И называют это "воспитанием ".

раскрыть ветку (10)
Автор поста оценил этот комментарий

Мне кажется, это детский сад и начальная школа так, а класса с 4-5 уже наоборот, не каждый взрослый выдержит этих детишек. И обидно, когда удержаться в профессии могут не самые творческие и интересные, а самые психически устойчивые. Потому что учитель-укротитель требуется только нескольким асоциальным экземплярам из класса, а получают его, в результате, все.

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий
удержаться в профессии могут не самые творческие и интересные, а самые психически устойчивые
---------------
А зарплата?
Я 1 апреля бросил все и уехал в чужой город. Я первых три месяца работал слесарем, пока устроился. Зарплата сразу же выросла в 2 раза.
раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Но если бы зарплата была достойной, Вы бы там остались (в учителях)?

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Возможно. Трудно говорить.

Автор поста оценил этот комментарий

Да, это ужасно, и еще больше меня ужаснуло процентное соотношение нормальных учителей и вот таких тюремщиков.

Автор поста оценил этот комментарий

Я думаю, это деформация. Я сам оттуда убежал, при том, что меня коллеги называли между собою поза мои глаза "тормозом", а дети "Вини Пухом".

"Тормозом", потому что спокойно реагировал на поведение детей.

раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий
А вы работали педагогом или психологом?
раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

Учителем математики, физики, информатики, и один год географии в 5 классе, 4 года в родной школе.

Был председателем профсоюзного комитета, гражданским инспектором по технике безопасности, деловодом, заведующим кабинетами физики и информатики, которого создание сам и организовал, и сделал. "Веселое" было время.

я был как в роли ученика, так и в роли коллеги в этой школе.

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий
Вы работали с младшими классами? Пробовали методы автора статьи?
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

нет, в средних и старших. Но речь идет не только младших классах.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку