Продолжение поста «КБЖД в деталях ч.11: Самый длинный тоннель и участок Половинная-Ивановка»1
И обустроен одноимённый остановочный пункт.
И вот мы подходим к ещё одному небольшому посёлку Ивановка в полукилометре от предыдущего.
На въезде в него также два одноимённых моста.
Старый аналогично предыдущему не используется, но металлическая ферма на месте.
Остановочный пункт.
На котором стоит остановиться чуть подробнее.
Дело в том, что здесь посреди КругоБайкальской Железной Дороги на берегу озера есть одна площадка Байкальского Технического Стационара Института Ядерных Исследований РАН.
Это центр управления глубоководного нейтринного телескопа НТ-200 "Baikal-GVD" при Лаборатории нейтринной астрофизики высоких энергий, расположенной чуть выше по склону в лесу.
Байкальский нейтринный телескоп представляет собой нейтринную обсерваторию, находящуюся на дне озера Байкал в пяти километрах от берега.
Это довольно свежий научный объект, вторая очередь строительства которого была введена в строй 13 марта 2021 г. и уже на момент ввода в эксплуатацию, объём его детектора стал сравним с крупнейшим на сегодняшний момент детектором нейтрино "IceCube".
Этот подводный телескоп входит в Глобальную нейтринную сеть в качестве важнейшего элемента этой сети в Северном полушарии Земли. В эту сеть также входят такие гиганты как выше упомянутый "IceCube", "Antares" и "KM3NeT".
Ещё в 1960 г. советским физиком-теоретиком М. А. Марковым была высказана идея использовать глубокие природные водоёмы для детектирования нейтрино по черенковскому излучению.
Спустя два десятилетия в 1980 г. уже физиком-экспериментатором А. Е. Чудаковым было предложено использовать для этого озеро Байкал.
Так 2 октября 1980 г. была учреждена лаборатория нейтринной астрофизики высоких энергий при Институте ядерных исследований Академии наук СССР, которую возглавил учёный физик Г. В. Домогацкий.
Уже в 1981 г. лаборатория вступила в строй и начала испытание первых подводных детекторов.
В 1984 г. в лаборатории была испытана новая установка "Гирлянда-84" из двенадцати детекторов, ставшая прототипом для будущих телескопов подобного типа.
В ходе первого этапа строительства нового Байкальского Подводного Нейтринного Телескопа НТ-200 "Baikal-GVD" в 1993 г. на дно озера были погружены первые три гирлянды, которые в том же году задетектировали два нейтрино.
В 1998 г. телескоп вышел на проектную мощность с рабочим объёмом 100 кубических метров. На то время он представлял собой восемь 72-метровых гирлянд, на которых было установлено 192 детектора.
Сразу после окончания первого этапа строительства началась разработка дальнейшей модернизации телескопа и к 2010 г. проект второй очереди был готов.
А в апреле 2015 г. на обновлённом телескопе на глубине более 1200 метров был установлен первый демонстрационный кластер "Дубна", состоящий из восьми 345-метровых гирлянд с 192 детекторами.
На протяжении 2016—2018 гг. на телескопе производился монтаж трёх базовых кластеров, два из которых были запущены уже весной 2019 г. В 2020 г. было смонтировано ещё два кластера, а в 2021 г. был смонтирован последний восьмой кластер, после чего рабочий объём телескопа достиг 0,4 кубических километра.
Казалось бы, вторую очередь закончили только в 2021 г. а уже в работе проект третьей очереди строительства, в ходе которой к 2030 г. планируется довести число кластеров до 27, а проектный объём сети датчиков должен достигнуть одного кубического километра.
Чтобы вы понимали значимость этой с виду крохотной площадки с вагончиками и уходящими в воду кабелями, эту подводную обсерваторию использует для научных наблюдений коллаборация "Байкал".
Она включает в себя Российские Институт ядерных исследований РАН, Объединенный институт ядерных исследований, Иркутский государственный университет, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Нижегородский государственный технический университет, Санкт-Петербургский государственный морской технический университет.
Зарубежные представители коллаборации "Байкал" представлены Институтом ядерной физики Академии наук Чехии, Институтом экспериментальной и прикладной физики Пражского университета, Братиславским университетом, а также германской компанией "Evologic".
На этом мы закончим эту часть нашего рассказа о КБЖД, так что ждите продолжения. А на этом всё. Спасибо за просмотр и до новых встреч.
Заброшенка
2.6K поста16.5K подписчиков
Правила сообщества
В сообществе действует система тегов. Добавляя посты вносите соответствующие теги:
*[урбанфакт] - Информативный пост с обильным количеством информации и фотографий
*[урбанфото] - Пост содержащий исключительно эффектные/интересные снимки
*[забугорныйурбан] - Пост содержащий информацию о иностранных объектах
*[урбанслучай] - Случаи, курьезы, происшествия из личного опыта урбан-туристов
*Также желательно добавлять тег с названием города/населенного пункта местонахождения объекта