КБЖД в деталях ч.11: Самый длинный тоннель и участок Половинная-Ивановка
В очередном продолжении нашей серии статей о знаменитой КругоБайкальской Железной Дороге, которую мы разделили на участки между станциями, чтобы полностью охватить все самые интересные сооружения КБЖД, мы расскажем про участок пути от остановочного пункта Половинная до остановочного пункта Ивановка.
В прошлой статье мы остановились на ночь на берегу Байкала у остановочного пункта Половинная на 110 километре КБЖД.
И хорошенько выспавшись, утром мы продолжили наш путь.
В полутора километрах от места нашей ночёвки, сразу за остановкой находится портал тоннеля №12 "Половинный" на 108 километре.
Это самый длинный железнодорожный тоннель на КБЖД и его длина составляет 778 метров.
Изначально он был двухпутным, как и большинство тоннелей КБЖД, но впоследствии один путь упразднили.
Его строительство велось с 1902 по 1904 гг., а начало работ в мае 1902 г. открывал лично Министр Путей Сообщения князь М. И. Хилков, который заложил символический камень в свод тоннеля.
Проходка тоннеля велась в крайне сложной водонасыщенной скале мыса Половинный, для отвода которых требовалась хорошая дренажная система.
Причём изначально треть тоннеля планировали оставить и вовсе без обделки (не путать с отделкой, обделка это крепь горной выработки, а отделка это штукатурка, которую вы дома на стена кладёте). Но из за сильного бокового давления и разрушения скалы, пришлось удлинить тоннель на 18 метров и наоборот дополнительно его укреплять.
Объём вынутой породы при строительстве этого сооружения составил порядка 62, 5 тысяч кубометров скалы, а стоимость этого строительства составила более 1, 2 миллиона царских рублей.
Одна из ниш была шире остальных.
Кроме того, впоследствии она почему-то была забутована, но позже забутовку пробили.
Тоннель очень холодны т.к. частично проходит через вечную мерзлоту.
Второй его портал.
Проходим мелкие мосты.
Руины домиков охраны и путевого хозяйства.
В очередной раз встречаем ремонтно-восстановительную бригаду.
Подпорные стенки.
А на 106 километре мы выходим к парному мосту через речку Большая Пономарёвка.
Здесь сохранилась ферма старого моста первого этапа строительства 1904 г, который теперь не используется.
Второй мост рядом был построен в 1915 г. во время второй очереди строительства железной дороги и используется по сей день.
За мостом расположено несколько домиков посёлка Пономарёвка, основанного в 1902 г. для нужд железной дороги.
Здесь до сих пор живут люди.
Заброшенка
2.6K поста16.4K подписчиков
Правила сообщества
В сообществе действует система тегов. Добавляя посты вносите соответствующие теги:
*[урбанфакт] - Информативный пост с обильным количеством информации и фотографий
*[урбанфото] - Пост содержащий исключительно эффектные/интересные снимки
*[забугорныйурбан] - Пост содержащий информацию о иностранных объектах
*[урбанслучай] - Случаи, курьезы, происшествия из личного опыта урбан-туристов
*Также желательно добавлять тег с названием города/населенного пункта местонахождения объекта