Продолжение поста «История богов и богинь Древнего Рима»

В римском и этрусском исчислении Сатурн является повелителем молнии; никакой другой земледельческий бог (в смысле специализированной человеческой деятельности) не является таковым. Следовательно, власть, которую он имеет в сельском хозяйстве и богатстве, не может быть властью бога третьей функции, то есть производства, богатства и удовольствия, но она проистекает из его магического господства над творением и разрушением, а потом эти функции у Сатурна "перенял" бог Юпитер. Французский учёный Доминик Брикель заключает, что Сатурн был суверенным богом времени, которое римляне считали уже не актуальным, времени легендарного происхождения мира до появления цивилизации. Потенциальная жестокость Сатурна усиливалась его отождествлением с Кроносом , известным тем, что пожирал собственных детей. Таким образом, он использовался в переводе, когда речь шла о богах из других культур, которые римляне считали суровыми; он приравнивался к карфагенскому богу Ваалу-Хаммону , которому приносили в жертву детей, и к ветхозаветному Яхве , суббота которого упоминалась как Saturni dies , «день Сатурна».


Легенды о происхождении Сатурна противоречили одна другой. Согласно одной версии, Сатурн был первоначальным и автохтонным правителем Капитолия , который, таким образом, в старые времена назывался Горой Сатурния и на котором когда-то стоял город Сатурния. Согласно другой - Сатурн был богом-иммигрантом, полученным Янусом после того, как он был узурпирован своим сыном Юпитером и изгнан из Греции. Золотой век правления Сатурна в римской мифологии отличался от греческой традиции. Он прибыл в Италию «свергнутым и беглым», но принес с собой земледелие и цивилизацию, за что Янус наградил его долей королевства, став королем. Как описал это августовский поэт Вергилий : «Он собрал непокорную расу» фавнов и нимф , «разбросанных по горным вершинам, и дал им законы… Под его правлением были золотые века, о которых люди рассказывают: в таком совершенном мире он правили народы». Сатурн также считался родоначальником латинской нации, поскольку он породил Пикуса, первого царя Лациума, который в свою очередь, породил Фавна.


Говорят также, что Сатурн основал пять сатурнианских городов Лацио: Алетриум (сегодня Алатри), Анагния ( Ананьи ), Арпинум ( Арпино ), Атина и Ферентинум ( Ферентино , также известный как Антинум), все они расположены в Латинской долине , провинция Фрозиноне . Все эти города окружены циклопическими стенами; их основание традиционно приписывается пеласгам. Хтоническая природа Сатурна связала его с подземным миром и его правителем - Дис Патером, римским эквивалентом греческого Аида/Гадеса/Плутона, который также был богом скрытого богатства. В источниках 3-го века нашей эры и позже Сатурн упоминается как получающий гладиаторские подношения ( мунера ) во время или рядом с Сатурналиями. Эти гладиаторские бои, длящиеся десять дней в течение всего декабря, были представлены квесторами и спонсировались за счет средств из казны Сатурна.


У бога Сатурна были две возлюбленные. Одна из них - Опс или Опис ( лат . «Изобилие»), богиня земли и плодородия сабинского происхождения. На статуях и монетах Опс изображена сидящей и держит в руках скипетр или копна пшеницы и рог изобилия. В римской мифологии она приходилась Сатурну и сестрой, и женой одновременно. Согласно Фесту, «Опс называется женой Сатурна и дочерью Целуса (римского бога Неба). Ею обозначали землю , потому что земля распределяет все блага среди людей » ( Opis dicta est coniux Saturni per quam uolerunt terram significare, quia omnes opes humano generi terra tribuit ).


На фото - статуя богини Опис:

Продолжение поста «История богов и богинь Древнего Рима» История, Классика, Культура, Древний Рим, Мифология, Длиннопост, Ответ на пост

Вскоре Опис стала покровительницей богатства, изобилия и процветания. В честь неё в Риме был учреждён праздник Opiconsivia 19 декабря. Из-за слияния с греческой мифологией Опис вскоре превратилась в аналог титаниды Реи. Богиня вышла замуж за Сатурна и воспроизвела от него шестерых детей - Юпитера, Нептуна, Плутона, Юнону, Цереру и Весту по аналогии с Зевсом, Посейдоном, Аидом, Герой, Деметрой и Гестией. Когда Сатурн (как Кронос ) узнал о пророчестве о том, что его дети от Описа свергнут его, он ел своих детей одного за другим, когда они рождались. Опис не могла просто стоять, поэтому вместо того, чтобы отдать Сатурну их последнего ребенка, Юпитера, она завернула камень в пеленки и скормила камень Сатурну вместо Юпитера. Затем Опис тайно вырастила Юпитера, а затем помогла ему освободить его братьев и сестер из желудка их отца.


Ассоциация Сатурна с богиней Опс (Ops) считается более поздним развитием, поскольку изначально эта богиня была в паре с другим богом - Консусом (Consus). В древнеримской религии он был защитником зерна, божеством урожая и представлен зерновым семенем. В народной этимологии древности имя бога было связано с латинским глаголом conserere , «сеять», как и титул богини Опс как Конвивиа или Консива. Римские празднества Консуалии были названы в честь Консуса. Фестивали богини Опис ( Opiconsivia или Opalia) тесно следовали за Консусом и проводились каждые 25 августа и 19 декабря, во время сбора и посева урожая. Также римское божество Консус ассоциировалось с лошадью, а его подземный алтарь находился в долине Большого цирка у подножия Палатина (место проведения скачек). На летней Консуалии(21 августа) принято было приводить лошадей и мулов, увенчанных цветами, в шествие, а затем устраивать скачки в Цирке.

Продолжение поста «История богов и богинь Древнего Рима» История, Классика, Культура, Древний Рим, Мифология, Длиннопост, Ответ на пост

Раньше Сатурн ассоциировался с богиней Луа разрушение, растворение, разрыхление»), богиней, получившей окровавленное оружие врагов, уничтоженных на войне. В римской мифологии Луа была богиней , которой солдаты приносили в жертву трофейное оружие вражеских бойцов. Ее иногда называли «Луа Матер» или «Луа Сатурни», последнее из которых делает ее супругой Сатурна. Впоследствии имя Луа стало альтернативным наименованием богини Опис.


Целус (Caelus или Coelus) - первозданное божество Неба в римском мифе и теологии (от лат. caelum - «небо» или «небеса»). Согласно Цицерону и Гигину , Целус был сыном греческого бога Эфира и римской богини Дайс («День» или «Дневной свет»). Он вступил в связь с богиней Дайс и породил Меркурия. Писатель Марк Варрон  связывает его с богиней Террой/Теллус Матер (Землей) как pater et mater (отец и мать) и говорит, что они являются «великими божествами» (dei magni) в теологии мистерий Самофракии. Хотя известно, что у Целуса не было культа в Риме, не все ученые считают его греческим импортером, получившим латинское имя; этот бог был связан также с Сумманусом, богом ночного грома, как «чисто римский». Бог Целус был отцом Опис, Сатурна и двуликого Януса, единственного из римских божеств, не имеющего аналогов в Греции.


Теллус было именем изначальной богини земли в религиозных обрядах Республики или ранее. Оба имени богини земли произошли от шаблонной фразы «терса теллус », что означает «суша». Имя Терра правильно используется для обозначения элементаума, земли как одного из четырех классических элементов с воздухом ( Вентус ), водой ( Аква ) и огнем ( Игнис ). Теллус — богиня, чье имя можно заменить на ее функциональную сферу — землю, точно так же, как имя Вулканус используется для обозначения огня, Церера — для продуктов, а Либер Патер — для вина. Ученый Варрон (1 век до н.э.) перечисляет Теллуса как одного из di selecti , двадцати главных богов Рима и одного из двенадцати сельскохозяйственных божеств. Она регулярно ассоциируется с Церерой в ритуалах, касающихся земли и сельскохозяйственного плодородия. Атрибутами Теллуса были рог изобилия , букеты цветов или фрукты. Обычно ее изображали лежащей или поднимающейся по пояс из дыры в земле. Ее мужским дополнением был бог неба, такой как Целус  или форма Юпитера .


Римская мифология же сделала Терру/Теллус Матер аналогом греческой богини Геи, а Целус заменил титана Урана в латинских версиях мифа о Сатурне ( Кроне ), кастрирующем своего небесного отца, от чьих отрубленных гениталий, брошенных в море, родилась богиня Венера ( Афродита ). В своем труде «О природе богов » Цицерон представляет стоическую аллегорию мифа, в котором кастрация означает, «что высший небесный эфир, семя-огонь, порождающий все сущее, не требовал эквивалента человеческих гениталий». продолжить свою воспроизводящую работу». Для Макробия , отделение Хаоса от фиксированного и измеренного Времени(Сатурн), определяемый вращающимися Небесами (Целум/Caelum). Semina rerum («семена» вещей, существующих физически) происходят из Целума и представляют собой элементы, создающие мир.


Божественная пространственная абстракция Caelum является синонимом Олимпа как метафорической небесной обители божественного, одновременно отождествляемой с горой в Древней Греции , называемой домом богов , и отличающейся от нее. Варрон говорит, что греки называют Кэлум (или Целус) «Олимпом». Как представление о пространстве, Caelum является одним из компонентов mundus , «мира» или космоса , наряду с terra (земля), mare (море) и aer (воздух). В своей работе о космологических системах древности голландский гуманист эпохи Возрождения Герард Воссиус подробно рассматривает Целуса и его двойственность как бога и место, где обитают другие боги.


На фото - бог Целус:

Продолжение поста «История богов и богинь Древнего Рима» История, Классика, Культура, Древний Рим, Мифология, Длиннопост, Ответ на пост

Римский бог Нептун изначально был богом пресных вод -  рек и родников, выступал параллелью ирландскому богу Нехтану, хозяину рек и колодцев, а затем стал отождествляться с греческим Посейдоном, богом морей, и практически ничем с тех пор от него не отличался. Подобно тому, как в Микенах Посейдону приносили в жертву быка, так и римляне своему Нептуну тоже стали приносить в жертву быка, только красного. Нептуналия, римский праздник Нептуна, проводился в разгар лета (обычно 23 июля). Дата праздника и строительство укрытий из ветвей деревьев позволяют предположить, что Нептун был богом источников воды во времена засухи и жары.


На фото - статуя Нептуна:

Продолжение поста «История богов и богинь Древнего Рима» История, Классика, Культура, Древний Рим, Мифология, Длиннопост, Ответ на пост

Нептун — один из четырех римских богов, которым считалось уместным приносить в жертву быка. Другими тремя были Аполлон, Марс и Юпитер , хотя Юпитер также был изображен с приношением красного быка и теленка красного быка. До того, как Посейдон стал известен как бог моря, он был связан с коневодством и, возможно, изначально изображался в лошадиной форме. Эта связь отражает буйный и жестокий характер Посейдона, потрясающего землю, и психопомпный характер животного. Возможно, под влиянием греческого Посейдона Ίππιος, бог Консус (чей праздник включал скачки) был переосмыслен как Neptunus equestris; для своего подземного алтаря он отождествлялся с Посейдоном Ένοσίχθων. Этимология имени Посейдон, происходящая от Posis (господин или муж) и De (зерно или земля), возможно, способствовала у римлян отождествлению Консуса с Нептуном. Однако, прямому отождествлению Консуса с Посейдоном препятствует тот факт, что Посейдону нигде не поклоняются в подземных святилищах или алтарях.


Римский Нептун "позаимствовал" своё имя у этрусского божества Нетунса, повелителю колодцев. Так, на зеркале из города Тоскании в Италии Нетунс изображен разговаривающим с Усилом (солнцем) и Тесан (богиней утренней зари). Нетунс сидит слева, держа в правой руке двусторонний трезубец, а левая рука поднята, как будто давая указания. Усил стоит в центре, держа в правой руке лук Аплу . Тесан справа, ее правая рука лежит на плече Усила; оба внимательно слушают слова Нетунса. Отождествление Усила с Аплу (и его связь с Нетунсом) подчеркивается страдающим демоном, держащим двух дельфинов в упражнении. Сцена подчеркивает личность и связь Нетунса и Аплу (здесь идентифицированных как Усил) как главных божеств мирского царства и жизненного цикла. Тесан и Усил-Аплу, которого отождествляют с Шури (Соранус Патер, бог солнца подземного мира), разъясняют быстротечность земной жизни.


Этимология же латинского Neptunus неясна и оспаривается. Древний грамматик Варрон получил название от nuptus («покрытие», optio ), ссылаясь на nuptiae («брак Неба и Земли»). Среди современных ученых Пол Кречмер предложил происхождение от индоевропейского * neptu- («влажное вещество»). Раймонд Блох также предположил, что это может быть форма прилагательного ( -no ) от *nuptu- («тот, кто влажный»). Немецкий учёный Хуберт Петерсманн предлагает иную интерпретацию Нептуна. Развивая свое понимание теонима как коренящегося в индоевропейском *nebh , он пишет, что бог был бы древним божеством облачного, дождливого неба в компании (и в противовес) Зевсу / Юпитеру , богу ясного неба.


Подобно Целусу , он станет отцом всего земного благодаря оплодотворяющей силе дождя и будет связан с нимфой Венилией, божеством, связанным с морем и ветрами. Иерогамия (священный брак) бога Нептуна и Земли отражен в «Энеиде» Вергилия V 14: «Heu, quianam tanti cinxerunt aethera nimbi?/ quidve, pater Neptune, paras?» («Что, зачем так много облаков окружило небо? Что ты готовишь, отец Нептун?») . Другая, более "официальная" супруга Нептуна - Салация, в данном контексте обозначает пасмурное небо. Двойственная природа Нептуна обнаруживается у Катулла 31. 3: «uterque Neptunus». Согласно Петерсманну, древние индоевропейцы также почитали бога влаги как генератора жизни; на это указывают хеттские теонимы - nepišaš, (D)IŠKURaš или nepišaš (D)Tarhunnašгосподин мокрого неба»), повелитель Земли и человечества.


В древнеримской мифологии Салация ( / s ə ˈ l eɪ ʃ ə / sə- LAY -shə , латинский : [s̠äˈɫ̪äːkiä] ) была женским божеством моря, которому поклонялись как богине соленой воды, которая руководила глубинами океана. Салация была олицетворением спокойного и залитого солнцем моря. [8] Произведенное от латинского sāl , что означает «соль», название Salācia обозначает широкое, открытое море. Римляне отождествили богиню с Амфитритой. Согласно мифу, Бог Нептун хотел жениться на Салации, но она благоговела перед своим выдающимся женихом и, чтобы сохранить свою девственность, с изяществом и быстротой сумела скрыться от него в Атлантическом океане. Скорбящий Нептун послал дельфина, чтобы тот отыскал ее и уговорил прекрасную нимфу вернуться и разделить с ним трон. Салация согласилась выйти замуж за Нептуна , и Царь Глубин был так обрадован этими хорошими новостями, что дельфин получил место на небесах, где теперь он образует хорошо известное созвездие Дельфина.


Салация представлена в виде прекрасной нимфы, увенчанной водорослями, либо восседающей на троне рядом с Нептуном , либо едущей с ним в колеснице из жемчужных раковин, запряженной дельфинами, морскими коньками ( гиппокампами ) или другими сказочными существами из глубин, в сопровождении тритонов и нереид. Она одета в королевские одежды и имеет сети в ее волосах. Как и жена Посейдона, Салация родила Нептуну троих детей, самым известным из которых был Тритон, чье тело было наполовину человеком, наполовину рыбой. Салацию и Венилию также называют паредрами Нептуна.


Римская богиня Церера изначально была центральным божеством в так называемой плебейской или авентинской триаде Рима, богиней плодородия, а затем была соединена с богиней Прозерпиной, эквивалентом греческой Персефоны. Церере приписывают открытие пшеницы, запряжения волов и вспашки, посева, защиты и питания молодых семян, а также дар земледелия человечеству; до этого, как говорили, человек питался желудями и скитался без поселений и законов. Она обладала властью оплодотворять, размножать и оплодотворять семена растений и животных, а ее законы и обряды защищали все действия сельскохозяйственного цикла. Также богиня была покровительницей и защитницей плебейских законов , прав и трибунов . Ее авентинский храм служил плебеям культовым центром, юридическим архивом, казначейством и, возможно, судом; его основание совпало с принятием Lex Sacrata , устанавливавшего должность и личность плебейских эдилов и трибунов как неприкосновенных представителей римского народа.


Статуя богини Цереры:

Продолжение поста «История богов и богинь Древнего Рима» История, Классика, Культура, Древний Рим, Мифология, Длиннопост, Ответ на пост

Церера также поддерживала границы между царствами живых и мертвых и обязательно присутствовала на похоронах. Учитывая приемлемые обряды и жертвоприношения, она помогала умершему в загробную жизнь как тень подземного мира или божество (Ди Манес ). Считалось, что те, чья смерть была преждевременной, неожиданной или несвоевременной, остаются в верхнем мире и преследуют живых в виде блуждающего мстительного призрака (лемура). За ее службу при погребении или кремации состоятельные семьи приносили Церере в жертву свинью. Бедные могли предложить пшеницу, цветы и возлияние. Ожидаемая загробная жизнь исключительно женщин, посвященных в sacra Cereris.может быть несколько иначе; им был предложен «метод жизни» и «умереть с большей надеждой».


Церера — единственное из многих сельскохозяйственных божеств Рима, внесенное в список Dii Consentes , римского эквивалента Двенадцати олимпийцам из греческой мифологии. Римляне видели в ней аналог греческой богини Деметры, чья мифология вскоре была переосмыслена. Цицерон описал Цереру как мать Либера и Либеры, в соответствии с ее ролью материнского божества. В поздней версии мифологии Рима история Цереры практически неотличима от мифологии Деметры:

"Когда Церера искала по всей земле с зажженными факелами Прозерпину, которую схватил Дис Патер, она звала ее криками там, где сходятся три или четыре дороги; от этого в ее обрядах сохранилось то, что в определенные дни матроны повсюду на перекрестках поднимают плач"
Прозерпина же была импортирована из южной Италии как часть официальной религиозной стратегии ближе к концу второй Пунической войны , когда антагонизм между низшими и высшими социальными классами Рима, неурожаи и периодический голод считались признаками божественного гнева, спровоцированного римлянами. нечестие. Новый культ был установлен около 205 г. до н.э. в авентинском храме Цереры. Этнически греческие жрицы были наняты, чтобы служить Церере и Прозерпине как «Матери и Деве». Согласно изначальной версии мифологии, у Цереры было двое детей - богиня плодородия Либера и бог виноделия и свободы - Либер Патер. Последний вскоре отождествлялся с греческим Дионисом.


Прозерпина же заменила древнеримскую богиню плодородия Либеру или объединилась с ней. Имя Прозерпины представляет собой латинизацию слова «Персефона», возможно, под влиянием латинского proserpereпоявляться, выползать»), относящегося к выращиванию зерна. Ее иконография «полностью основана» на иконографии ее греческого оригинала, Персефоны.


Статуя богини Прозерпины:

Продолжение поста «История богов и богинь Древнего Рима» История, Классика, Культура, Древний Рим, Мифология, Длиннопост, Ответ на пост

Первоначально Либера была италийской богиней в паре с Либер как «этимологическая двойственность» в какое-то время в царскую или очень раннюю республиканскую эпоху Рима. Она входит в римскую историю как часть так называемого Триадического культа вместе с Церерой и Либером в храме, основанном около 493 г. до н.э. на Авентинском холме за государственный счет, обещанном правящим классом Рима плебсу .(граждане Рима-простолюдины), угрожавшие отделением. В совокупности эти три божества были божественными покровителями и защитниками простых граждан Рима, а также хранителями сенаторских записей Рима и письменных законов, размещенных в храме вскоре после его основания.


Либере мог быть предложен культ 17 марта во время фестиваля Либера, Либералии , или в какое-то время в течение семи дней Цереалии , проводимых в середине-конце апреля; в последнем празднике она была бы подчинена Церере; имена Либер и Либера были более поздним дополнением к фестивалю Цереры. Либера была официально идентифицирована как Прозерпина с 205 г. до н.э., когда она и Церера приобрели романизированную форму греческого мистериального обряда, ritus graecia cereris . Это было частью религиозной вербовки Римом божеств, чтобы они служили божественными союзниками против Карфагена к концу Второй Пунической войны . В конце республиканской эпохи Цицерон описал Либера и Либеру как детей Цереры. Примерно в то же время, возможно, в контексте популярной или религиозной драмы, Гигин приравнял Либеру к греческой Ариадне , как невесте греческого эквивалента Либера, Диониса.


Римская богиня Минерва была богиней музыки, поэзии , медицины , мудрости , торговли , ткачества и ремесел. Имя Минерва происходит от протоиталийского * meneswo («разумный, понимающий»). Но, начиная со второго века до нашей эры, римляне приравнивали ее к греческой богине - Афине Палладе. Также, как и Афина, Минерва по римским мифам родилась от Метиды , которая была проглочена Юпитером и вырвалась из головы ее отца, полностью вооруженная и облаченная в доспехи.

Продолжение поста «История богов и богинь Древнего Рима» История, Классика, Культура, Древний Рим, Мифология, Длиннопост, Ответ на пост

Минерва — выдающаяся фигура римской мифологии . Она появляется во многих известных мифах. Многие из историй о ее греческой коллеге Афине приписываются Минерве в римской мифологии, например, о названии Афин в результате соревнования между Минервой и Нептуном, в котором Минерва создала оливковое дерево и подарила жителям города. Также у римлян Минерва помогала Одиссею/Улиссу в его путешествиях и сражении под Троей, прокляла ткачиху Арахну и Медузу Горгону. Когда Персей обезглавил Медузу , часть крови пролилась на землю, и из нее вышел Пегас . Минерва поймала лошадь и приручила ее, прежде чем подарить лошадь музам . Ударом копыта Пегаса открылся фонтан Гиппокрена. Когда Беллерофонт позже отправился сражаться с Химерой , он стремился использовать Пегаса в бою. Для этого он спал в храме Минервы, и она пришла к нему с золотой уздечкой. Когда Пегас увидел Беллерофонта с уздечкой, лошадь немедленно позволила Беллерофонту сесть верхом, и они победили Химеру.


Римская богиня любви и красоты Венера была описана как, возможно, «самое оригинальное творение римского пантеона», и «нечетко определенная и ассимилирующая» местная богиня в сочетании «со странной и экзотической Афродитой». Ее культы могут представлять собой религиозно законное очарование и соблазнение божественного смертными, в отличие от формальных, договорных отношений между большинством членов официального пантеона Рима и государством, а также неофициального, незаконного манипулирования божественными силами посредством магии.


Амбивалентность ее убеждающих функций проявляется в связи корня *wenos- с его латинским производным venenum (' яд'; из*wenes-нет 'любовный напиток' или 'вызывающий привыкание'),  в смысле "очарование, волшебное зелье". Латинский теоним Венера и нарицательное существительное Венера («любовь, очарование») происходят от протоиталийской формы, реконструированной как * wenos- («желание»), которая сама по себе происходит от протоиндоевропейского wenh₁-os (' желание).  Производные включают venustus («привлекательный, очаровательный»), venustās («очарование, грация»), venerius («Венера, эротика»), venerārī («поклоняться, отдавать дань уважения») и venerātiō («поклонение»). Венера также родственна латинскому venia («благосклонность, разрешение») и venor («охотиться»). К сожалению, в Риме не смогли придумать мифа о происхождении богини, а переписали биографию Афродиты под неё.

Продолжение поста «История богов и богинь Древнего Рима» История, Классика, Культура, Древний Рим, Мифология, Длиннопост, Ответ на пост

Венера-Афродита возникла, уже во взрослой форме, из морской пены (греч. αφρός, афрос ), произведенной отрубленными гениталиями Целуса — Урана. Римское богословие представляет Венеру как уступчивое, водное женское начало, необходимое для зарождения и баланса жизни. Ее коллеги-мужчины в римском пантеоне, Вулкан и Марс ., активны и зажигательны. Венера поглощает и закаляет мужскую сущность, соединяя во взаимной привязанности противоположности мужского и женского. Она по существу ассимилирующая и доброкачественная, и выполняет несколько совершенно несоизмеримых функций. Она может подарить военную победу, сексуальный успех, удачу и процветание. В одном контексте она богиня проституток; в другом она обращает сердца мужчин и женщин от сексуального порока к добродетели. Празднества Венералия (1 апреля) проводилась в честь Венеры Вертикордии («Венеры, Преображающей сердца») и Фортуны Вирилис (Мужественной или сильной Удачи), чей культ, вероятно, был намного старше из двух.


Как и в случае с большинством главных богов и богинь в римской мифологии , литературная концепция Венеры полностью заимствована из литературной греческой мифологии ее аналога Афродиты, но со значительными исключениями. В некоторых латинских мифах Купидон был сыном Венеры и Марса , бога войны. В другие времена или в параллельных мифах и теологиях Венера считалась супругой Вулкана или матерью «второго купидона» Меркурия. Вергилий, в знак уважения к своему покровителю Августу и роду Юлиев, приукрасил существующую связь между Венерой, которую Юлий Цезарь принял в качестве своей покровительницы и троянского принца Энея, беженца от разрушения Трои и возможного предка римского народа.


Энея ведет в Лациум Венера в ее небесной форме, утренняя звезда, ярко сияющая перед ним на дневном небе; гораздо позже она возносит душу Цезаря на небеса. В Фасти Овидия Венера прибыла в Рим, потому что она «предпочитала, чтобы ей поклонялись в городе ее собственного потомства». В поэтическом рассказе Вергилия о победе Октавиана в морском сражении при Акциуме будущий император находится в союзе с Венерой, Нептуном и Минервой. Противники Октавиана, Антоний , Клеопатра и египтяне, которым помогают странные и бесполезные египетские божества , такие как «лающий» Анубис , проигрывают битву.


Римская богиня Диана изначально считалась богиней Луны и деторождения, но позже стала ассоциироваться с греческой Артемидой. Имя Диана , вероятно, происходит от латинского слова « dīus » («благочестивый»), в конечном счете, от прото-италийского * divios (/ diwios /), означающего «божественный, небесный». Древние латинские писатели Варрон и Цицерон считали этимологию Дианы родственной этимологии смерти и связанной с сиянием Луны, отмечая, что одним из ее титулов является Диана Люцифера («светоносная»).

... люди считают Диану и луну одним и тем же. ... луна (luna) так называется от глагола светить (lucere) . Люцина отождествляется с ней, поэтому в нашей стране призывают Юнону Лючину при родах, подобно тому, как греки призывают Диану Светоносную. У Дианы также есть имя Омнивага («блуждающая повсюду») не из-за ее охоты, а потому, что она причислена к одной из семи планет; ее имя Диана происходит от того факта, что она превращает тьму в дневной свет (умирает) . К ней призывают при родах, потому что дети иногда рождаются после семи, а обычно после девяти лунных оборотов...
-- Квинт Луцилий Бальб , записанный Марком Туллием Цицероном и переведенный П. Г. Уолшем . De Natura Deorum (О природе богов) , Книга II, Часть II, Раздел c

Продолжение поста «История богов и богинь Древнего Рима» История, Классика, Культура, Древний Рим, Мифология, Длиннопост, Ответ на пост

Личность Дианы сложна и содержит ряд архаичных черт. Первоначально Диана считалась богиней дикой природы и охоты, центральным видом спорта как в римской, так и в греческой культуре. [12] Ранние римские надписи Диане прославляли ее в первую очередь как охотницу и покровительницу охотников. Позже, в эллинистический период , Диана стала в равной или большей степени почитаться как богиня не дикого леса, а «прирученной» сельской местности, или деревенской виллы , идеализация которой была распространена в греческой мысли и поэзии. Эта двойная роль богини как цивилизации, так и дикой природы и, следовательно, цивилизованной сельской местности впервые применялась к греческой богине Артемиде (например, в поэзии III века до н. Анакреон).


К 3 веку н.э., после того как греческое влияние оказало глубокое влияние на римскую религию, Диана почти полностью слилась с Артемидой и приняла многие из ее атрибутов, как в ее духовных сферах, так и в описании ее внешности. Римский поэт Немезиан дал типичное описание Дианы: она несла лук и колчан, полный золотых стрел, носила золотой плащ, пурпурные полусапоги и пояс с украшенной драгоценными камнями пряжкой, чтобы скрепить ее тунику, и носила волосы. собраны в ленту. Диану часто считали аспектом тройственной богини , известной как Diana triformis : Диана, Луна и Геката . По словам историка К. М. Грина, «это не были ни разные богини, ни объединение разных богинь. Это была Диана ... Диана как охотница, Диана как луна, Диана из подземного мира».


Самым ранним эпитетом Дианы было Тривия, и с этим титулом к ней обращались Вергилий, Катулл и многие другие. «Тривия» происходит от латинского trivium , «тройной путь», и относится к опеке Дианы над дорогами, особенно Y-образными перекрестками или перекрестками с тремя путями. Эта роль несла несколько темный и опасный оттенок, так как метафорически указывала путь в преисподнюю. В пьесе I века н.э. «Медея» титулованная волшебница Сенеки призывает Тривию произнести магическое заклинание. Она вызывает тройную богиню Диану, Селену и Гекату и указывает, что ей требуются силы последней. Диану часто считали богиней, связанной с плодородием и деторождением, а также защитой женщин во время родов.


Это, вероятно, возникло как расширение ее связи с Луной, чьи циклы, как полагали, были параллельны менструальному циклу и который использовался для отслеживания месяцев во время беременности. В ее святилище в Арисии прихожане оставляли вотивные терракотовые подношения богине в форме младенцев и маток, а в храме также предлагали заботу о щенках и беременных собаках. Эта забота о младенцах также распространялась на обучение как молодых людей, так и собак, особенно для охоты.


В отличие от греческих богов , римские боги изначально считались numina : божественными силами присутствия и воли, которые не обязательно имели физическую форму. В то время, когда был основан Рим, Диана и другие главные римские боги, вероятно, не имели особой мифологии как таковой или каких-либо изображений в человеческом обличии. Представление о богах как обладающих антропоморфными качествами и человекоподобными личностями и действиями развилось позже, под влиянием греческой и этрусской религии. К 3 веку до нашей эры Диана была включена поэтом Эннием в список двенадцати главных богов римского пантеона.


Бог Вулкан был изначально богом огня и вулканов, а затем римляне его сделали идентичным Гефесту. Этимология имени бога неизвестна. В первом аспекте ему поклоняются в Вулканалиях , чтобы предотвратить потенциальную опасность для собранной пшеницы. Также Вулкан был связан с мужской оплодотворяющей силой. В римских легендах он является отцом известных персонажей, таких как основатель Пренесте Цекул, Какус - царь, позже превратившийся в чудовище и римский царь - Сервий Туллий. Согласно « Фабулам » Гигина, сыновьями Вулкана являются Филаммон, Кекроп , Эрихтоний , Коринет, Керкион, Филот и Спинтер.


Статуя Бога Вулкана:

Продолжение поста «История богов и богинь Древнего Рима» История, Классика, Культура, Древний Рим, Мифология, Длиннопост, Ответ на пост

Бог Плутон стал результатом объединения Аида и других богов - Оркуса и Дис Патера