Про герметичность самолетов

Привет.

Сегодня я буду открывать секрет. Как будто.

Самолеты-то, на самом деле, не герметичны!

Про герметичность самолетов Самолет, Герметичность, Авиация, Вынос мозга, Длиннопост

Начнем с того, что такое герметичность. Как говорит какой-то там словарь,

Герметичность - способность оболочки (корпуса), отдельных её элементов и соединений препятствовать газовому или жидкостному обмену между средами, разделёнными этой оболочкой.

Самолет же герметичным не является, потому как имеет два довольно таки больших отверстия, для обмена газами с атмосферой. Зачем это сделано?


Давайте представим себе красный воздушный шарик.

Он наполнен воздухом. Воздух давит на его стенки изнутри.

Мы начнем поднимать этот шарик над уровнем моря. Тысяча метров, вторая, третья - на определенной высоте шарик лопнет. Потому что давление внутри его станет много больше чем снаружи.


Думаю понятно, что самолет будет работать примерно так же, как этот  шарик - если он будет полностью герметичным, в определенный момент его разорвет в куски, и все заявления в духе "да эти самолеты просто поднимаются и закрывают все свои вот эти вот клапана чтобы было чем дышать" полнейший бред?

Что же с этим делать?

Как я уже однажды рассказывал, внутрь самолета подается воздух от двигателей. Проходит определенную обработку и вдувается в салон через систему воздуховодов, которая выглядит примерно так:

Про герметичность самолетов Самолет, Герметичность, Авиация, Вынос мозга, Длиннопост

Однако, если мы будем постоянно только вдувать, шарик лопнет еще раньше.

"А давайте сделаем дырку!" - подумали авиаконструкторы и таки сделали ее.

Теперь можно не только вдувать, но и выдувать!

Вдувание и выдувание дает нам преимущество - регулируя ток воздуха через фюзеляж, мы сможем на любой высоте поддерживать такое давление чтобы  было возможно дышать, и чтобы самолет не разорвало к чертовой матери!

Только как его отрегулировать?

Путей здесь несколько.

Конечно же, можно регулировать поток с помощью изменения режима работы двигателей. Но не проканает же! Режим работы двигателей меняется, а вместе с ним и давление в пневмосистеме плавает, хоть и не сильно. А иногда надо вообще отключить отбор. Можно случайно придушить человеков. Такой вой потом в интеренете будет...

Поэтому пошли другим путем.

На "выхлопном отверстии" установлен специальный клапан, называемый Outflow Valve. Выглядит вот так:

Про герметичность самолетов Самолет, Герметичность, Авиация, Вынос мозга, Длиннопост

Представляет он собой створку, которая приводится в движение с помощью электромоторов. Эти электромоторы могут управляться по разному - либо САРД - Система Автоматического Регулирования Давления, либо вручную(Адская аналоговая  машина на классическом 737 имеет еще третий режим работы, типа полуавтомат. Пилот задает направление - спуск или подъем и скорость изменения давления). На картинке ниже представлена панель управления САРД

Про герметичность самолетов Самолет, Герметичность, Авиация, Вынос мозга, Длиннопост

Слева расположены приборы, сверху показывающие "высоту в кабине" и перепад давления между кабиной и окружающей средой - тот самый параметр, выдерживание которого позволит и людей поддерживать в живом состоянии, и не разорвать фюзеляж. Маленький циферблат показывает скорость изменения давления в кабине. Кнопочка в середине нужна для отключения сирены , которая орет при внеплановой утечке воздуха.

"А вдруг Outflow Valve заклинит в закрытом положении и тогда все-таки порвет!?"- подумали инженеры.

И решили поставить пару предохранительных клапанов сброса давления ("pressure relief valve"), которые срабатывают при превышении давления и стравливают его наружу:

Про герметичность самолетов Самолет, Герметичность, Авиация, Вынос мозга, Длиннопост

Напоследок снесем себе мозг, посмотрев как же это все работает. Вот так:

Про герметичность самолетов Самолет, Герметичность, Авиация, Вынос мозга, Длиннопост

Что мы видим на этом графике? Перепад давления между кабиной и окружающей средой создается сразу  после запуска двигателей. В то время когда самолет еще рулит по земле - условный ноль, внутри кабины высота будет примерно -200-500 футов. Вместе c ростом высоты полета высота в кабине будет расти с учетом поддержания перепада давления, однако не выходя за установленные параметры.

После посадки давление в течение установленного времени выравнивается с забортным.

На этом у меня на сегодня все, надеюсь было полезно и понятно.

Хоть что-нибудь.

Авиация и Техника

9.4K постов17.5K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Правила Пикабу

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
12
Автор поста оценил этот комментарий
на определенной высоте шарик лопнет. Потому что давление внутри его станет больше чем снаружи.

Я думал в надутом шарике давление изначально больше чем снаружи? Или это не так?

раскрыть ветку (24)
11
Автор поста оценил этот комментарий

Примерно равно, но с ростом высоты, а соответственно падением забортного давления воздух давит на стенки сильнее и сильнее изнутри, что и приведет к разрыву.

Пропущено слово "много" перед "больше".

раскрыть ветку (17)
10
Автор поста оценил этот комментарий

У меня вопрос. Учитывая статью разница все же должна быть. Потому что дышать на 12 км просто нечем. Все словят отек мозга или просто задохнутся. И разница приличная. Не думаю что обычный пассажир будет чувствовать себя хорошо выше 5 км

раскрыть ветку (13)
4
Автор поста оценил этот комментарий
В разных самолетах поддерживается давление эквивалентное 1800-2500м над уровнем моря.
10
Автор поста оценил этот комментарий
В чем заключается вопрос?
раскрыть ветку (7)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Вопрос какое все таки давление в салоне во время полета от номинального в 1 атмосферу?

раскрыть ветку (6)
15
Автор поста оценил этот комментарий

Разница между забортным давлением и давлением снаружи будет постоянно в районе 0,5-0,6 атмосфер, в зависимости от типа самолета. Соответственно при полете на на 10 километрах где давление примерно 0,26 атмосферы, в салоне давление составит примерно 0,75 атмосферного на уровне моря.

раскрыть ветку (5)
1
Автор поста оценил этот комментарий
А откуда берется кислород на высоте 11 км?
раскрыть ветку (4)
9
Автор поста оценил этот комментарий
А куда бы он девался? Он там есть, просто из-за разреженности воздух не пригоден для дыхания. Но на самолете есть парочка довольно мощных компрессоров, которые могут "достаточно сгустить" его для таких целей
3
Автор поста оценил этот комментарий

https://pikabu.ru/story/otkuda_beretsya_vozdukh_v_samolete_c...

Если вкратце, в двигателе стоит компрессор, который сжимает забортный воздух и пускает в салон, предварительно охлаждая. А концентрация газов с высотой почти не изменяется (по крайней мере на высотах, где летают самолёты).

Автор поста оценил этот комментарий
знатоки совсем забыли про ozone converterы, которые обогащают воздух кислородом
раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий
На 737 нету озон-конвертеров. Как быть?
1
Автор поста оценил этот комментарий

регенерация кислорода скорее всего.

раскрыть ветку (3)
5
Автор поста оценил этот комментарий

Не регенерация, постоянное обновление. Воздух забирается от двигателей, некоторое время "живет" в салоне и уходит через outflow наружу. Есть вентилятор для рециркуляции, но на нем одном далеко не улетишь

ещё комментарии
6
Автор поста оценил этот комментарий

вы говорите про какой-то твердый шарик, как самолет. поднимаешь его выше, разница растет и в конце его разрывает.

воздух давит на стенки сильнее и сильнее изнутри

шарик все таки резиновый и увеличение разницы давления он компенсирует своим расширением.

и вот чрезмерное растяжение шарика приводит к разрыву. а разница давления внутри и снаружи вряд ли сильно отличается от разницы на земле

раскрыть ветку (1)
13
Автор поста оценил этот комментарий

Самолет хоть и не резиновый, но все равно гнется. Он вполне может сжиматься и растягиваться до определенной поры и компенсировать это давление. Но ограниченно.

Автор поста оценил этот комментарий
примерно равно в НЕнадутом шарике.в надутом, разумеется, больше,не путайте человека.
как и в надутом колесе например.
Автор поста оценил этот комментарий
так
ещё комментарии
Автор поста оценил этот комментарий

Если бы в шарике давление было больше, чем снаружи, он бы раздувался. Ровно до тех пор, пока не наступит равновесие.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку