Преподавание английского и русского языка

То ли мне фантазии не хватает, то ли "ИН СОВЬЕТ РАШША ВИ ХЭВ НОУ ФАН".

Как начинаю искать разнообразие для учеников по английскому языку - нахожу множество сборников с различными методиками, развлечениями, уникальными подходами, красочными рисунками, комиксами и тд и тп.

По русскому же языку перекати поле волочится. До 4 класса еще можно найти более менее красочные материалы. Но дальше идет оттачивание правил, диктант, сочинение, оттачивание правил, диктант, сочинение... и так вплоть до ОГЭ и ЕГЭ. Пыталась искать какое-то разнообразие, игры... но они идут как бы сами по себе. Отдельно от учебного материала.

А как вы разнообразите свои уроки по русскому языку? Подскажите что-нибудь, пожалуйста.

Лига Педагогов

1.7K постов5.6K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Можно:

Писать все, что можно отнести к педагогам и педагогике.

...

Нельзя.

1. Попрошайничать;

2. Рекламировать;

3. Оскорблять участников сообщества;

4. Писать не по теме;


Вы смотрите срез комментариев. Показать все
10
Автор поста оценил этот комментарий

Откровенно скажу субъективное мнение: игровая методика в детстве меня сильно раздражала и бесила. Столько ненужной информации, что хотелось всё это выбросить... когда в третьем классе ходил на дополнительные курсы английского, я никак не мог выучить алфавит в игровой форме. Мне сестра и мама дали просто книжку, где был сухой алфавит, я выучил его за пару часов. Бросил занятия. Не всем детям нужна игра.


Универсальной методики не существует, но я обожаю ту методику, которую нам преподавала учительница английского в 5-6 классе. Сейчас попробую вспомнить....

1) она давала чётко, что надо зубрить, не отвлекая на воду (это как аксиомы в геометрии - их невозможно понять, их надо просто вызубрить, хотя математику в целом следует понимать, а не зубрить). Слова заставляла прописывать в строчку в тетрадь и учить, чтобы от зубов отлетало. Работала вся сенсорная система - и моторика, и зрение, и слух. Так как у меня ярко выраженная моторная память, лучше запоминалось, когда я писал.

2) типы чтения слов, звуки от сочетаний букв - отсутствие ненужной графической информации и компактность. Таблицы, которые плотно ложились в голову.

3) времена. Для их понимания очень сильно помогают временные отрезки и точки на единой шкале времени. Именно это позволило почувствовать смысл времени, опираясь на контекст, а не только на вспомогательные слова.

Так же были формулы для запоминания (подлежащее, вспомогательный глагол, основной глагол (буквой V. Окончание в виде нижнего индекса).

Это же помогало понимать общие и специальные вопросы.

4) красок хватало в практических заданиях. Вставить пропущенные буквы, слова, переводить текст и т д. Было так же интересно учить диалоги и тексты.


Русский язык мне нравился тоже за его функциональность. Самое рутинное - переписать текст, вставить пропущенные буквы и объяснить причину (правило или исключение, словарное слово).

Но зато я обожал фонетические, словообразовательные, морфемные, морфологические разборы слов. Это такая невообразимая красота )

А в разбор предложений я просто влюбился. Находить подлежащее, сказуемое, второстепенные части речи, описание состава предложения, схемы. Красота....


В общем, я считаю, надо избегать воды. "Краткость - сестра таланта". Надо подавать информацию не в виде голого текста, но и не в виде какой-то графической ерунды. Графика быть обязана, но она должна быть минималистична.

Краткие схемы, таблицы- все это создаёт динамику, причинно-следственные связи, при этом не даёт воду. Для меня главное в информации 2 критерия:1) чёткость. 2) динамичность, цельность, взаимосвязанность.


У нас была замечательная учительница по русскому, пока не ушла в декрет. У нас был специальный словарик, где мы записывали правила в очень ёмкой и красивой форме.

раскрыть ветку (12)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Лично я за индивидуальный подход. Вот среди моих учеников есть мальчик вроде вас, который прекрасно выучивает схемы и пользуется ими. И игровая методика с любой образностью вызывают у него только раздражение.

Ну так я его и не стала этим всем мучить. Работаю так, как его мозгу удобнее. А вот если ваш репетитор этого в свое время не понял и продолжать гнуть свое - это, значит, не компетентный специалист. У меня такое мнение.

Но большинство моих учеников все-таки - творческие дети. Пока перед ними не спляшешь - не поймут. Поэтому я и ищу новые образные задания.

раскрыть ветку (11)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Приведу ещё один пример. Моя сестра хорошо понимала математику до 3-го класса (тогда 4-й можно было перескочить). В 5-м классе директриса ввела в программу какие-то ужасные учебники с муми-троллями по математике (куча воды, чтобы узнать, что 2*2=4 надо читать 2-4 страницы) для 5-6 классов. Ужас. Учителя просили убрать эти учебники, но директриса осталась непреклонной. Это напрочь отбило у сестры интерес к математике.


Поиск образов - очень ненадёжная вещь. Здесь нельзя переусердствовать, иначе, результат будет крайне отрицательным.


Например, математикой я заинтересовался не благодаря лишним образам. Она мне понравилась творческими заданиями, которые требовали смекалку, нестандартное мышление.


Например, русский язык. Я полюбил фонетический разбор за нестандартные ситуации, вроде гласных после мягкого или твёрдого знака и т п.

Морфемный разбор мне понравился за нестандартные ситуации. Например, разбор на морфемы слов (Ешь, прийти, заявиться... ).


Предложения, где требуется смекалка, чтобы определить подлежащие и дополнение, например "глаза утомляют яркие краски".


Уверен, задания на смекалку, гораздо более творческие, нежели насыщенные образами игры.


Творчество в образовании необходимо, но его надо искать очень тяжело в том виде, в котором оно хорошо ляжет на мозг.


Влада, прошу прощения, если слишком навязываю свою точку зрения. Поступайте, как считаете нужным )  

2
Автор поста оценил этот комментарий

1) Индивидуальный подход обязателен в репетиторстве. Не спорю. Но в школе нужно искать методику, которая хороша для большинства.

2) Вы молодец, что не мутили мальчика. Таблицы и схемы - это тоже образы, только более точные.

3)Действительно надо искать тот способ, который даёт мозгу лучше воспринимать информацию.

4) Я не пользовался репетитором до 11 класса, в 11 классе воспользовался репетитором по русскому языку. Она восполнила мои пробелы и помогла чётче и надёжнее понимать язык. Я влюбился в него заново. И ЕГЭ по русскому языку сдал неплохо (и то, во втором полугодии мне пришлось отказаться от услуг репетитора из-за проблем со здоровьем).

5) Тот мальчик тоже творческий человек. Потому что схемы и таблицы - это те же образы, только минималистичные. Я считаю, что чем сильнее творческий задаток, тем больше красоты находишь в мелочах.


Приведу пример. Кубики. Более творческому ребёнку будет интересно их собирать. Будет интереснее, чем цельная игрушка. Как раз-таки потому, что ребёнок, комбинируя простые элементы сам рисует в своей голове образы. У него лучше развита фантазия. Детям, которым нужна насыщенная образами игрушка, сложнее создавать образы в своей голове.

Тоже скажу и про мальчика. Его раздражают лишние игры, потому что он способен воспроизводить в своей голове нужные образы, ему не нужна внешняя стимуляция, у него есть внутренняя. Дети, которым нужны лишние образы не обладают внутренней мотивацией к их созданию. Они не видят красоты в минимализме, не способны дополнить минимализм чем-то своим, им нужна внешняя подача.


Настоящий творческий человек видит красоту в емкости и стремится дополнить эту емкость своей образностью в том виде, в которой захочет сам.

раскрыть ветку (9)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Я в школе не работаю. Воть. Поэтому у меня есть возможность искать индивидуальный подход. Я понимаю, что в школе все совсем по-другому :)

И ваши ответы мне интересны. Потому что сама я крайне творческий человек, который познавал предметы как-то интуитивно, да по наитию, а не схематично. Мне интересно узнать мнение человека с другим типом мышления. Это пригодится в работе.

Кстати, я никогда не рассматривала схемы, как творчество о.о Слышала пару раз такое мнение, но меня в школе они вгоняли в тоску. А теперь вы будто глаза мне раскрыли. На этом можно сыграть!

И вообще ваши слова меня вдохновили. Некоторые вещи встали на свои места. Лично я стала получать удовольствие от самой структуры языка лишь в 11 классе с репетиторами. А затем это наслаждение продлилось в институте. Но до 11 класса я была уверена, что языки даются мне как-то сами собой. Там были репетиторы, но у них был другой подход. По принципу "лишь бы на слуху было". Но настоящая мотивация появилась у меня поздно. Через силу вряд ли меня смогли бы заразить схемами.

Хотя, кстати, до 8 класса в математике, алгебре и геометрии я почти отличницей была. А затем поплыла... то ли потому что учитель сменился. То ли потому что высшая математика пошла со стереометрией.

раскрыть ветку (8)
1
Автор поста оценил этот комментарий

1) Я знаю, что Вы работаете не в школе... Но слишком гоняться за индивидуальностью не надо. Должен быть "скелет", "стержень", на котором основывается обучение, и потом уже вальирование в ту или иную сторону. В общем, нужен баланс между универсальностью системы и индивидуальным подходом.

2) Спасибо большое за комплимент. Я сами познавал предметы интуитивно... просто схемы наилучшим образом отпечатывались в памяти. Как говорится "Чтобы словам было тесно, а мыслям просторно". Необходима подачи сути, как можно более ёмко. Но и нужна ещё "упругость" - замена голого текста на графические символы и упорядочивание (например, я учусь на математика. Значки "существует, любой, равносильно, следует, рассмотрим и т д" позволяют записывать без слов, информация становится более яркой, ёмкой.

Схемы и таблицы - всего лишь способ графически отобразить порядок, так, чтобы он шёл в голову сам.

3) Ещё я считаю, что нужен базис. Та часть, которую надо знать наизусть, а не понимать. Чем больше сжата эта часть, тем лучше, но избавиться от неё совершенно невозможно. Какой именно способ запоминания - зависит от уникальности ребёнка. Механическое запоминание или логическое ...  важно ещё то, чтобы для запоминания шло воздействия на всё сенсорное восприятие: слух, зрение, тактильные ощущения (с помощью письма).

4)Ну вот, всё-таки самой структурой Вас заразили в 11-м классе. Но думаю, при правильном подходе можно заинтересовать структурой языка в любом возрасте.

5) Скорее всего из-за смены преподавателя. По этой же причине у меня поплыла история, английский язык.

Высшей математики вроде как в школе и нет. )

А вообще, Вам интересоваться математикой не поздно. Если найду хорошие ссылки, скину Вам )

раскрыть ветку (7)
Автор поста оценил этот комментарий

Я тоже уже постепенно пришла к выводу, что нужно искать какое-то ядро в языке, которое ребенку необходимо заучить, а уже только после этого начать наращивать на него какие-то детали и доп.знания. Но я пока не могу полноценно его сформулировать. Пособий куча, методик много, ФГОС какой-то шибко мудреный вообще... репетиторов у меня тоже было много, но никто из них не давал ничего подобного. Но я чувствую, что оно есть! Как понимание того, что если вскипятить чайник - то пойдет пар. Вот что-то такое же должно быть в изучении языка. Что будет разворачиваться и подталкивать логику ребенка каждый раз в нужном направлении.

раскрыть ветку (6)
Автор поста оценил этот комментарий

Можно перейти на "ты"? ) просто я уже к тебе так обращался в другом посте, вроде переход уже происходил )

Что касается ядра - оно есть. Ты молодец, что его ищешь, это абсолютно правильно.

раскрыть ветку (5)
Автор поста оценил этот комментарий

Ой, не парьтесь вы все с этим. Я путаюсь немного в никах, да и по жизни очень тяжело перехожу на "ты". Периодически соскакиваю обратно. Так что если вас это не оскорбляет - не парьтесь) Изредка буду прыгать туда-сюда.


Благодарю за похвалу. Но я поклонница философии Брюса Ли... а следуя ей, я подозреваю, что идеального ядра не существует. Каждый человек - сам себе ядро. Только нужно как-то суметь его раскрыть.

И вот как мне это сделать - пока не знаю наверняка.

раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий

Ничего страшного, Влада. Я тоже иногда скачу с "Вы" на "ты" и обратно: трудно даётся переход.


Да, идеального всеобщего ядра не существует. Однако, существуют некоторые принципы, на которые можно положиться. Не стоит идеализировать индивидуальность людей - все мы биологически один вид, с одними и теми же инстинктами, которые развиты по-разному. А мышление - это всего лишь самый молодой, поверхностный и очень точный инстинкт.


Каждый человек - сам себе ядро, не спорю. Однако, существует принципы, благодаря котором можно раскрыть практически любое ядро. У всех разный тип мышления и памяти, однако каждый в состоянии освоить тот или иной тип. Для общего развития необходимо давать попытки переходить к чужому для ребёнка типу мышления, а не только потакать его способностям и задаткам.


В принципе, некоторые способы я для себя интуитивно определил:


1) "словам тесно, а мыслям просторно". Информация должна быть "упругой". Уровень насыщенности не так важен, важна ёмкость и связность. Именно при такой реализации активируется мышление и понимание информации без лишних затрат памяти.

2) метод, если не ошибаюсь, Сократа. Задавать наводящие вопросы. Это намного эффективнее, чем подавать информацию чисто утвердительными фразами.

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

Ну метод Сократа - мой основной. А вот с первым способом пока трудно.

Беда в том, что я в первую очередь занимаюсь с ребенком по его домашке. И только если останется время - по своим материалам.

Проблема данной ситуации в том, что пробелы у детей, чаще всего, находятся еще где-то в базе. А учебники уходят уже далеко вперед в сложные структуры. И в результате у меня нет возможности уделить достаточно внимания последовательному замазыванию дыр в базе. Я вынуждена скакать вместе со школьной программой по верхам.

Да, ребенок со временем что-то начинает понимать и даже выскакивает на 4ки. Но, во-первых, это происходит очень медленно. Во-вторых, новые темы освоить самостоятельно он не способен, т.к. базу все еще никто не достроил.


PS: я не делаю домашку за детей. Я только объясняю тему и контроллирую процесс выполнения.

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Ничего страшного, думаю, всему научитесь.

Да, я забыл о практических реалиях. Да, базу достроить не успеваете, понимаю. Приходится учитывать школьную программу.

Может быть есть ядро, которое усвоится быстро и является универсальным? Всё-таки, языки - не математика, последовательность там не настолько важна, хоть и важна, не спорю.


Думаю, Вы справитесь с профессией репетитора и освоите её на высоком уровне, учитывая, как сильно Вы заинтересованы в качестве работы. Успехов Вам с этим )

раскрыть ветку (1)
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку