Правила жизни в обществе

Много лет назад, когда как казалось, жизнь дала трещину и стала похожей на задницу, я всерьёз задумался над вопросами «Почему так вышло?» и «Как я дошел до жизни такой?». Отвечая на эти вопросы я стал постепенно менять свой образ мыслей и поведение, медленно но верно выползая из эмоциональной дыры. Для закрепления результата я стал фиксировать набор определённых правил поведения, которых нужно строго придерживаться, что бы не скатываться в яму эмоционального и финансового пиздеца.


В результате получился примерно некий кодекс. Возможно «кодекс» - это слишком громко звучит, и какие-то пункты пересекаются с другими, а какие-то являются подпунктами других и в целом, всё выглядит весьма сумбурно, тем не менее, правила вполне рабочие. Часть советов кажутся очевидными даже младенцу, но для меня в определённый период жизни они таковыми не были.


Придерживаясь «кодекса» я не приобрёл друзей, не получил репутацию «хорошего парня» Скорее наоборот. Благодаря высвободившимся эмоциональным и другим ресурсам смог как минимум устоять на ногах, не свалившись в пучину перманентной депрессии, и добиться относительно устойчивого социального уровня.


Отдельно обращаю внимание, что советы носят скорее глобальный характер, но могут относиться и к обычной «бытовухе».


1. Не помогай.

Помощь – это трата твоих ресурсов в виде времени, сил, денег.… Помогая кому-то ты тратишь на него ресурсы, которые мог бы потратить на себя. В подавляющем большинстве случаев, просящий помощи её не заслуживает и по-настоящему в ней не нуждается, а просто хочет «сэкономить», т.е. поживиться за твой счёт.

К помощи относятся: Выполнение работы, одалживание денег, консультация, советы, и прочие варианты траты ресурсов без четко обозначенной отдачи.


Оказывая кому-то якобы «однократную» помощь ты даешь повод обратиться в дальнейшем, и обращения обязательно последуют в самые кратчайшие сроки, т.к. люди любят «халяву». В итоге, всё равно придётся либо отказать, либо бесконечно увеличивать потерю ресурсов на посторонних людей.


Ни в коем случае не стоит самому предлагать помощь. Таким образом, тот, кому ты помог освобождается даже от морального долга – «Сам предложил».


Не выполнять чужую работу, как бы не просили и требовали. Аргументы, что «больше некому», «надо срочно» должны игнорироваться либо следует чётко ставить вопрос оплаты. Если на подобные уговоры поддаться хотя бы один раз, в дальнейшем это станет обязанностью.

Не делись учебными материалами или опытом без равноценного обмена. Это создание себе прямой конкуренции.


2. Не советуй.

Никогда не советуй чего-либо, т.к. за совет придётся нести ответственность. Дашь совет по покупке или услуге – будешь виноват в поломке или плохом качестве. Посоветуешь в плане поведения – будешь крайним, если что-то пойдёт не так. Особенно остерегайся советов в плане отношений.

За советы, имеющий успех и хороший исход никто благодарить не будет. Об этом попросту забудут или не посчитают значимым. Такая вот «Игра в одни ворота».


Не нужно давать советы, которых не просят, каким бы искренним не было желание помочь. Люди очень не любят, когда им дают советы, которых они не спрашивают.

Если совет спрашивают, следует максимально тактично уклониться, т.к. по сути такое обращение – это попытка морально перенести ответственность за решение, либо попытка бесплатно получить консультацию.


3. Не спрашивай и не принимай советы.

Любой советующий советует в меру своей компетенции, морали, информированности, личной точки зрения и выгоды. Следует понимать, что никто в твоём успехе не заинтересован. В лучшем случае, давая совет, пытаются потешить своё эго и поднять свою самооценку; в худшем – использовать твои действия для своих целей.

Если действительно нужен совет, следует обратиться за платной консультацией к специалисту в нужной области, у которого не будет какой-либо иной выгоды, кроме оплаты.

Назойливых советчиков следует резко пресекать без каких-либо моральных колебаний. Это более чем оправдано.


4. Не рассказывай о намерениях и планах.

Пользы это не принесет, но может сильно навредить: Неудачники будут высказывать скепсис и сомнение, что негативно влияет на собственную самооценку, энтузиазм и затрудняет выполнение этих планов. Хитрые могут использовать эти сведения для своей выгоды. Завистники будут открыто вредить.

Кроме того, твои планы могут мешать чьим-то другим планам, и это создаст, дополнительны препятствия.


Если кто-то интересуется твоими планами, следует быть очень осторожным с ответом и с дальнейшим взаимодействием с данным человеком.


5. Не объясняй причины поступков.

Если кто-то интересуется о причинах, почему ты поступил определённым образом в той или иной ситуации, не стоит давать прямой ответ. Предоставление такой информации ничего, кроме вреда принести не может. Разъяснение своей мотивации равносильно раскрытию планов и намерений.


6. Не рассказывай о достижениях.

Информацию о достижениях любого рода, будь это финансовые, карьерные, любовные или какого иного рода, распространять не следует. Информация такого рода вызывает только зависть и лишнее внимание к твоей персоне. Прознавшие о достижениях могут начать обращаться с различными просьбами, спрашивать совета или делать сомнительнее предложения, либо просто вредить.


7. Не рассказывай о неудачах.

Не следует распространять о себе любую негативную информацию: Об ошибках, проступках, неудачах, и т.п. Жалости или сочувствия это не вызовет. Только злорадство и досаду, а в дальнейшем сплетни и потерю репутации.


Люди не любят «неудачников» и всячески их сторонятся. Причины неудач никого не волнуют.

Отдельно следует обращать внимание на того, кто интересуется твоими неудачами, задавая вопросы негативного контекста. Например: "Что у тебя случилось?", "Вылетел с работы?", и т.д., следует мгновенно разорвать всяческие отношения. Этот человек очень опасен и дальнейшее взаимодействие рано или поздно создаст массу проблем.


8. Не выслушивай чужие жалобы и откровения.

Чужой негатив не нужен. Не стоит быть бесплатным психоаналитиком и «жилеткой». Если чья-то проблема носит постоянный характер (плохая работа, мало денег, …) то, как правило, её решать никто не намерен, а хочет только эмоционального «поглаживания». Своего рода «эмоциональный вампиризм». Как правило, после слезливых историй следует просьба а часто даже требование о помощи. Кроме того, люди стараются избегать того, кто видел их в момент слабости. Так можно потерять нужный контакт.


9. Не участвуй в спорах.

Бессмысленная вредная трата ресурсов. Подробности – см. Д.Карнеги.

Хуже – только быть арбитром в спорах.


10. Избегай соревновательных ситуаций.

Ты и так знаешь себе цену и место. Что-то кому-то доказывать затрачивая ресурсы с негарантированным результатом, в итоге номинально становясь «над ним» или «под ним» не имеет смысла.


11. Не участвуй в открытых конфликтах.

От открытого конфликта следует уходить игнорированием выпадов, провокаций, вопросов, призывов.

Преимущество игнорирования: Всегда можно будет сказать, что не знал, не присутствовал, не видел, не имел возможности, неправильно понял… Таким образом дальнейшие обвинения не будут иметь под собой почвы.


Если требуется информировать кого-либо, и этот процесс имеет негативный контекст, нужно сделать это не при личной встрече и максимально отстранившись от прямого контакта. Например: Написать, позвонить, …


12. Не задавай лишних вопросов.

Задавая вопрос, ты демаскируешь свой интерес, либо демонстрируешь некомпетентность. Для начала, следует попытаться найти ответ или решение самостоятельно. Если не удастся, зайти «издалека» через наводящие вопросы.


По возможности следует задавать вопросы лично (наедине) а не при свидетелях.

Устный вопрос лучше письменного, т.к. не остаётся свидетельств.


Особое внимание следует уделять компетентности (профессионализму) и возможной личной заинтересованности спрашиваемого, которые могут повлиять на качество и объективность ответа.


13. Соблюдай полную симметрию в отношениях.

В отношениях личного уровня следует соблюдать строгую симметрию: Ты рекомендуешь полезные книги, интересные фильмы; таскаешь с собой по экскурсиям и мастер-классам, при этом со стороны «контрагента» ничего подобное в твою сторону не наблюдается? А ты уверен, что эти отношения гармоничны? Ты поздравляешь с праздниками, даришь подарки, а в ответ – ничего? Делая кому-то что-либо, следует задать себе вопрос: «А поступал ли так в отношении меня данный человек?» или «Поступил бы так же в отношении меня данный человек?». Если нет, скорее всего, тобой пользуются, либо вы люди разного круга общения и интересов. На таких знакомых точно не стоит тратить время.


Аналогично по другим векторам соприкосновения: Профессиональным, служебным, и т.д. Например, сопоставляй размер полученных и подаренных подарков, включая служебные «скидывания» в конвертик.


14. Не навязывай своё общество. Избегай лишних контактов.

Если в большинстве случаев инициатива к общению исходит только с твоей стороны, а стоит прекратить быть его инициатором, то человек «теряется», то продолжать эти отношения не следует. Это относится к любым типам контактов, особенно к «романтическим». Что касается последних, то по ресурсам гораздо проще завести новые отношения, чем пытаться поддерживать проблемные старые.


Большой ошибкой будет «поднимать» контакты из совсем дальнего прошлого: Школьные, университетские, … Былого общения не вернуть, и старые знакомые теперь совсем другие люди.

С огромной настороженностью следует относиться к попытке возобновления с тобой контактов из «дальнего» прошлого. Вероятнее всего, человеку что-то очень сильно от тебя надо, если он начал копать столь старые связи. В подавляющем большинстве случаев после ритуального «Как дела» последует просьба занять денег или вступить в финансовую прирамиду.


Раз в год нужно чистить контакты в мессенджерах и мобильных телефонах от персонажей, с которыми не общались более года, перенося реквизиты в .txt файл а его – убирать «в дальний ящик». Это значительно упрощает текущие коммуникации и избавляет от иллюзии «обширных знакомств».


В «прореживании» нуждаются так же и действующие контакты: Со временем человек должен расти, но это характерно для очень немногих. Некоторые люди оставаясь на прежнем уровне становятся гораздо «ниже» тебя. Постепенно это становится очень заметно в т.ч. по материальным факторам, что порождает зависть, т.е. потенциальные опасность и вред. Общение с «отставшим» превращается в критику твоего образа жизни, мыслей, поведения, видимых достижения. Срабатывает принцип «крабов в ведре».


Отдельная категория – потенциально опасные личности. Следует уделять особое внимание репутации и «мелким» проступкам: Не вернул продавщице лишнюю сдачу в магазине (аргумент – «Пусть научится считать») – при первой возможности «кинет» и тебя. Подставил кого-то – вскоре подставит и тебя. Со многими поссорился – скоро разосрётся и с тобой.


15. Не будь скромным в части своих заслуг.

Если хвалят, нельзя демонстрировать ложные смущение со скромностью и преуменьшать свои заслуги. Это касается как обычной похвалы, так и премий, подарков.


16. Ставь на место пиздоболов.

Обещалкина или же пиздобола всегда стоит ставить на место, если это касается лично тебя. По возможности, это нужно делать максимально жёстко и публично, что бы не возникало чувство безнаказанности и мнения о твоей тупости или слабости. Не позволяй делать из тебя дурака.

Вместе с тем, иногда следует давать возможность сохранить лицо: «Не хочешь отвечать? – Ну ладно», «… если это не конфиденциальная информация», и т.п.


17. Любой труд должен быть оплачен.

Все заслуги должны быть оценены и любая работа должна быть оплачена. Работа или услуги за оплату в виде «Свои люди – сочтемся», «Договоримся», «Должен буду» и особенно «Вдруг мне тоже придётся к нему обратиться» недопустимы.


Размер оплаты следует четко согласовать строго до того как приступить к какой-либо работе. Все предварительные расходы (материал, инструменты, иные ресурсы) должны быть оплачены авансом. Заранее следует обсуждать все аспекты работы до малейших деталей. Бесплатных дополнений быть не должно. Если есть малейшие сомнения в адекватной оплате – требовать 100% предоплату.


Это же касается переработок: Они недопустимы. Рабочее время – строго 09:00 до 18:00, если нет полностью симметричных допущений со стороны работодателя.


Быть «на связи» во время отпуска – недопустимо. Помогать сотрудникам с прошлой работы без взаимного консультирования – недопустимо.


Непрофильная работа, как в повседневной жизни (подмена коллеги) так при особых ситуациях (быть грузчиком при переездах) недопустима, если отдельно не обговорена компенсация.

Не верить туманным обещаниям в стиле «По результатам года можем пересмотреть твою зарплату». Подобные формулировки преследуют единственную цель – отсрочить время до завершения проекта, поиска нового работника, затянуть время с текущим размером оплаты, и т.п. Когда нужно – деньги находятся мгновенно.


18. Не создавай себе конкурентов.

Если удалось получить специфический навык, не торопись о нём рассказывать, писать открытую документацию и тем более постить где-то в открытом Интернете (в блогах, на форумах, … ).

Это же касается распространению документации, учебных материалов, прямого обучения (наставничества) без особой на то надобности. Рынок специалистов очень узок, и таким поступком можно получить прямого конкурента, пусть даже в редких или маловероятных ситуациях.


При ультимативном требовании руководства кого-то обучить твоей специфике следует увольняться или запрашивать отдельную значимую компенсацию.


19. Не гнушайся шантажа.

Самый лучший способ достичь желаемого – принуждение и жёсткий шантаж. Результаты останутся при тебе, а благородное поведение никто не вспомнит. Стоит побороть внушаемые обществом рамки морали относительно данного инструмента.

Чем более невыгодным будет не выполнить требования, тем лучше. Увольнение в разгаре проекта при отсутствии замены – это не «неэтичное поведение» а хороший аргумент.

Невыполнение требований должно быть максимально невыгодным.

Пример: При увольнении документация максимально подчищена, личные наработки и контакты – удалены. Уход максимальным образом должен быть заметен работодателю и подчеркивать некомпетентность оставшихся сотрудников.

Не следует предъявлять требования открыто, но необходимо убедиться, что оппонент всё правильно понял.

Помни про рамки закона и возможную месть со стороны того, кто был к чему-то принуждён.


20. Не засоряй сознание.

Соблюдай информационную гигиену. Лишняя информация полезной быть не может, но отнимает внимание, время, отвлекает от основных целей. Кроме того, лишняя информация как правило является рекламой, пропагандой и средством решения чужих проблем. В лучшем случае – информационным мусором.

Что я подразумеваю под лишней информацией и загрязнением сознания:

- СМИ. Соцсети. Развлекательные ресурсы, Реклама, пропаганда.

- Настольные и компьютерные игры.

- Пустопорожние разговоры, сплетни.

- Информация, неприменимая в силу каких-либо условий. Например: Исторические хроники, научные открытия, …

- Быстро устаревающая информация. Например: Технические новинки без ближайших планов покупки.


21. Устраняй проблемы в зародыше.

Предупреждение проблемы гораздо дешевле устранения полных последствий: Своевременно вылечить кариес дешевле установки импланта. Замена барахлящего холодильника предотвратит порчу продуктов на половину его стоимости. Замена заедающего замка дешевле экстренного вызова мастера по вскрытию деверей. Выехать раньше, лучше чем опоздать. Подготовиться заранее лучше, чем делать в последний момент.


22. Не употребляй вредные продукты.

Алкоголь, энергетики, газировка, чипсы, много сладкого… Всё это значительно подтачивает здоровье и отнимает силы. Кроме этого есть огромное количество вкусной и полезной еды.