Правда ли, что в истории существовали законы, запрещавшие гражданам умирать?
Периодически можно прочитать о том, что в некоторой точке земного шара власти запретили местным жителям отправляться на тот свет. Мы проверили, насколько соответствуют действительности подобные новости.
(Спойлер для ЛЛ: большей частью правда. Только вот информация о самых известных местах с таким запретом действительности не соответствует)
Контекст. Классические примеры подобных «запретов» в популярных источниках касаются британского парламента (якобы тогда похоронные расходы придётся покрывать государству), норвежского города Лонгйир (в условиях вечной мерзлоты тела не разлагаются, и их запах может привлечь белых медведей) и бразильского городка Биритиба-Мирин (переполненное кладбище). Однако и в последние десятилетия, если верить российским СМИ, были зафиксированы новые случаи введения драконовских мер. Например, в 2012 году информация пришла уже из Италии — там в одной деревеньке якобы тоже были проблемы с кладбищем. В декабре 2019 года распространилась новость о том, что жителям некоей французской коммуны запретили умирать по выходным и праздникам. А в мае 2020 года запрет на смерть от коронавируса якобы затронул уже целый мексиканский штат Веракрус.
Древнейший пример такого ограничения приводят историки: на священном греческом острове Делос (родине Аполлона и Артемиды) было запрещено рождаться и умирать. Что касается новейшей истории, то, оказывается, это далеко не все сообщения о подобном поведении со стороны муниципальных властей. 25 сентября 1999 года мэр испанского городка Ланхарон (провинция Гранада) Хосе Рубио Алонсо издал указ, в котором запретил 3870 гражданам выбирать «вечный отдых» до тех пор, пока правительство не предпримет необходимых усилий по приобретению земли. Да, здесь была такая же проблема, как и в некоторых случаях выше, — закончилось место. И можно не сомневаться — указ существовал, и мэр даже с удовольствием с ним позировал:
У читателя может возникнуть естественный вопрос: а что будет, если нарушить запрет? Как наказать человека, отошедшего в мир иной? Не прошло и недели, как в Ланхароне появился первый нарушитель — 91-летний старик, который, по словам мэра, таким образом «хотел дать понять, что его преданность оппозиционной мэру партии выше их личной дружбы». Однако никаких санкций применено не было: старика и ещё 4–5 «преступников» в виде исключения похоронили на территории местного кладбища, после чего наконец была приобретена необходимая земля и указ потерял актуальность.
Аналогичным способом протеста против вышестоящих властей три года спустя воспользовался мэр испанского городка Дарро — возле всё той же Гранады. Причина была снова территориальной, а для её устранения требовалось 7 млн песет (около $44 000). В Дарро тоже всё обошлось без конфликтов — у каждого нарушившего запрет уже было своё место на кладбище, а позднее муниципальный совет Гранады предоставил соответствующий грант.
Абсолютно реальными были и указы муниципалитетов вышеупомянутой итальянской деревеньки Фальчиано-дель-Массико и французской коммуны Ла-Грель. Только во втором случае власти хотели привлечь внимание к другой проблеме — бедственному положению со здравоохранением в регионе. Однако не везде подобная форма протеста работает быстро: в бразильском городке Биритиба-Мирин земли пришлось ждать пять лет.
Что касается норвежского городка Лонгйир, то с ним дела обстоят совсем не так, как обычно преподносят СМИ. В неофициальной столице арктического архипелага Шпицберген (по-норвежски Свальбард) никогда не было запрещено умирать. Однако все жители городка имеют адрес на Большой земле и отправляются на континент в случае болезни, беременности или просто наступления старости, когда человеку может понадобиться уход. Если же горожанина всё-таки настигнет внезапная смерть на острове, то, действительно, в гробу его не похоронят по причине вечной мерзлоты.
Впрочем, старинное кладбище в городке сохранилось, и в 1998 году его посетили исследователи, которые извлекли образцы генетического материала испанки — вируса, убившего десятки миллионов людей сотню лет назад.
И напоследок о самом известном запрете умирать — в стенах королевского Вестминстерского дворца, который уже много веков занимает британский парламент. В марте 2013 года комиссия по законодательству Великобритании составила неофициальный документ, в котором ответила на популярные вопросы по «странным» законам Туманного Альбиона. Вот что там было сказано по интересующей нас теме:
«Информация по поводу смерти в парламенте, кажется, базируется на идее о том, что каждый умерший в королевском дворце имеет право на государственные похороны. Ни мы, ни работники палаты общин не смогли обнаружить следов подобного акта. Согласно закону о коронерах 1988 года, коронер королевского двора наделён полномочиями расследовать случаи смерти в королевском дворце. Однако похороны за счёт государства не являются обязательными.
На территории Вестминстерского дворца произошло как минимум четыре смерти:
— Гай Фокс и сэр Уолтер Рэли были казнены в Старом дворцовом дворе (нынешний дворец построен после пожара 1834 года);
— Спенсера Персиваля, единственного убитого британского премьер-министра, застрелили в вестибюле палаты общин в 1812 году;
— сэр Альфред Билссон потерял сознание и умер в вестибюле "Да" (специальный коридор, через который члены парламента проходили, голосуя утвердительно. — Прим. ред.) палаты общин, отдавая свой голос за закон о пошлине на сахар в 1907 году.
Ни один из этих людей не получил государственные похороны. Похороны Спенсера Персиваля были частными по просьбе его вдовы».
Общее заключение британской комиссии по поводу существования подобного запрета — отрицательное. Тем не менее, подводя итоги, можно сказать, что история действительно знает случаи законодательного ограничения на смерть, хотя в наше время подобные действия обычно являются провокацией, формой протеста муниципальных властей против состояния той или иной инфраструктуры. Никаких неприятных юридических последствий для нарушителей они не несут. При этом очень известные примеры о британском парламенте и северном норвежском городке являются вымышленными.
Наш вердикт: большей частью правда
Другие проверки
Ещё нас можно читать в Телеграме, в Фейсбуке и в Вконтакте. Традиционно уточняю, что в сообществах отсутствуют спам, реклама и пропаганда чего-либо кроме здравого смысла, а в день выкладываются от нуля до двух постов.
Почитать по теме: