ПОЛОСА

7 сентября 2010 года в аэропорту города Мирный полусонные пассажиры занимали места в салоне самолета, ТУ–154. Авиалайнер готовился к вылету в Москву.

Самолет находился высоте 10.600 метров, когда отключился автопилот. Ситуация неприятная, но это еще не ЧП. Какое–то шестое чувство подсказало командиру экипажа Новоселову, что в этот раз все так просто не обойдется. Предвидя вариант с экстренной посадкой, он связался с диспетчером:

— «У нас проблемы с электропитанием. Прошу подготовить запасной аэродром».

Ответа Новоселов не услышал – радиостанция пискнула и замолчала. Самолет остался без радиосвязи.

Вслед за автопилотом стали отключаться остальные приборы. Датчики крена и тангажа, указатели курса «умирали» один за другим.

Почти мгновенно вышли из строя все навигационные приборы.

«Завалились» не только оба авиагоризонта, но и третий – резервный, что не предусматривается никакими инструкциями, поскольку такого просто не может быть никогда! Без навигационного оборудования экипаж нем, глух и слеп. Это все равно что вести автомобиль в надетом на голову мешке.

Ситуация, даже не требующая обдумывания – только посадка, и посадка срочная: отключились насосы, перекачивающие горючее из крыльевых баков в двигатели, а это значит, что двигатели вскоре остановятся и самолет начнет просто падать.

Самолет снизился до 3.000 метров, внизу холмы, тайга, садиться на которые – чистое самоубийство. Блеснула серебристая полоса – река Ижма, Ту пошел вдоль нее. Показался стоящий на берегу реки поселок Ижма. Командир и экипаж высматривали подходящее для посадки место. Если такое не будет найдено – сажать самолет они будут на воду, прямо напротив поселка, чтобы жители Ижмы оказали помощь тем, кто уцелеет.

И тут штурман крикнул: «Командир, полоса!» 

Если бы у летчиков было время на обдумывание, они бы прежде всего удивились: откуда здесь не числящийся ни в каких реестрах, не отмеченный ни на каких картах аэродром?

Его просто не должно быть! Это или галлюцинация или… чудо.

Ту–154 развернулся и пошел в сторону полосы. Россия – огромная страна, в ней более тысячи городов и десятки тысяч поселков. Железные и шоссейные дороги связывают их между собой. Но есть населенные пункты, куда ни поездом не добраться, ни машиной не проехать. С Большой землей их связывает малая авиация. Як–40, Ан–24, Л–410, Ан–2, ИЛ–14 и вертолеты в советское время для жителей горных аулов и таежных поселков были привычным средством передвижения, как для нас сегодня маршрутные такси.

В 1978 году в п. Ижма открыли аэропорт местных воздушных линий, было построено здание аэровокзала и взлетно–посадочная полоса. Каждый день в Ижму прилетали и улетали самолеты местной авиалинии.

В аэропорту работали 126 человек. В 90–х наступили трудные времена, начался закат ижемского авиахозяйства. Самолеты стали летать все реже, сперва пять дней в неделю, затем четыре, затем два. По мере снижения числа рейсов уменьшался и численный состав работников аэропорта.

Людей сокращали, многие уходили сами.

Из 126 осталось 70, затем их стало 40, потом 8, потом 2.

В 1998 году аэропорт перепрофилировали в вертолетную площадку и в «Комиавиатранс» решили, что для площадки, работающей три дня в неделю, и двух человек много и оставили одного — Сергея Михайловича Сотникова.

Сотников работал в Ижемском аэропорту с первого дня его существования. В 1978 году 20–летним выпускником подмосковного Егорьевского авиационно–технического училища, прибыл он по распределению на работу в Ижму и остался здесь навсегда. В 1997 году стал начальником аэропорта, а через год – начальником вертолетной площадки.

По мере того, как сокращался обслуживающий персонал, Сергей Михайлович брал на себя дополнительные функции.

И вот настал день, когда он остался один: и начальник, и дворник, и диспетчер, и кассир, и сторож, и уборщик, и слесарь–ремонтник, и электрик.

Все 12 лет Сотников содержал в порядке кроме посадочного квадрата для МИ–8 и взлетно–посадочную полосу, которая была вычеркнута из всех реестров и не значилась ни на одной карте, на которую многие годы не садились и не взлетали самолеты.

Он регулярно чистил дренажи от старой травы, чтобы не произошел подмыв полосы. Убирал с бетонных плит старую арматуру, регулярно вырубал и выкорчевывал кустарники и деревца, пробивавшиеся в зазорах плит. И так 12 лет.

— Почему? Позже Сотникову еще не раз зададут этот вопрос.

Ответ поражает простотой:

— «Пусть говорят, что аэродром вроде как брошенный, но там же есть человек, который работает, значит я в ответе, правильно?».

Ту пролетел над аэродромом. Эх, коротка полоска! Придется экономить каждый метр. И все равно ее не хватит. Длина ижемской ВПП 1340м, а Ту для посадки нужно как минимум 2500.

Аварийная гидросистема не подвела — самолет выпустил шасси. Но из–за отказа электропривода не вышли закрылки. Самолет не мог сбросить скорость до положенных 270км/ч, садиться предстояло на 380км/ч, с отключенными навигационными системами, контролируя положение самолета исключительно по визуальным ориентирам.

Бортпроводница вышла в салон:

–«Уважаемые пассажиры! Самолет совершает вынужденную посадку. Просим всех пристегнуться, убрать колющие и режущие предметы, снять зубные протезы, очки и обувь на высоком каблуке, поднять спинки в вертикальное положение».

Трижды заходил Ту на посадку и трижды в последний момент взмывал в небо – экипажу не удавалось попасть в начало полосы.

Самолет пошел на посадку в четвертый раз. Со стороны Ижмы в сторону аэродрома бежали люди.

Самолет сел прямо на первую плиту, мягко, можно сказать идеально. Добежав до конца полосы, он врезался в лес, ломая и сминая деревья. Будь удар сильнее, могли пробиться крыльевые топливные баки, возникнуть пожар.

Но пока самолет катился по ВПП, с каждой сотней метров скорость падала: 380км/ч, 350, 300, 250, 200…

Выкатившись на 164 метра за полосу, Ту–154 остановился.

Подъехавшим представителям администрации командир воздушного судна Новоселов доложил: –«Самолет Ту–154 совершил аварийную посадку. На борту 72 пассажира и 9 членов экипажа. Пострадавших нет».

Впоследствии эксперты назовут посадку в Ижме Ту с неработающим навигационным оборудованием чудом.

Но сами летчики чудом считают появившуюся из ниоткуда взлетно–посадочную полосу.

Но как раз в этом не было ничего сверхъестественного – это «чудо» сотворил Сергей Михайлович Сотников, простой, преданный своему делу, человек.

ПОЛОСА Самолет, Аэропорт, Авиация, Полет, Мирный, Ту-154, Чрезвычайная ситуация, Человек, Взлетно-посадочная полоса, Длиннопост, Повтор
Вы смотрите срез комментариев. Показать все
2361
Автор поста оценил этот комментарий
Я помню что как всем рунетом потом собирали ему на снегоход, и даже собрали и подарили

Погуглите «Снегоход для сотникова»
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (27)
270
Автор поста оценил этот комментарий
Дай Бог Сотникову здоровья и долгих лет жизни! В словаре напротив выражения "работать на совесть" должно быть его фото
раскрыть ветку (4)
73
Автор поста оценил этот комментарий

Это путешественник во времени инфа 100%. Интересно в нынешнее время найдется такой человек? Вроде нынче тренд, что если выполнять больше, чем должен = обесценивать труд и просто сядут на шею.

раскрыть ветку (3)
53
Автор поста оценил этот комментарий

Эм, не тренд а скорее тенденция. Когда выполняешь больше положенного, начальники зачастую, видя что все норма и один справляется за двоих - так и оставляют, а доплаты, премий и т.п. не дают. К примеру, в ситуации когда, не выдержав малую оплату, сотрудники уходят на другое место, а кто-то берет часть ( либо полностью ) их обязанности.

раскрыть ветку (1)
8
Автор поста оценил этот комментарий

Давно ещё я устраивался в обслуживающию организацию. Там всё только начиналось. Было 23 объекта. По регламенту я должен был потратить в месяц 4 часа на каждый, плюс внезапные ремонты, плюс дорога. Мне выдали служебную машину, телефон, компьютер и вертись как хочешь. Я всё успевал спокойно, везде всех всё устраивало, меня устраивала зарплата. Работать без отпуска я тогда уже привык. Ещё и дачу бабушке строил. Через полтора года у меня стало 130+ объектов, я говорил, что нужны ещё люди, директор говорил, что никого подходящего нет. И только когда я случайно сломал руку на стройке ебаной дачи, человек нашёлся за 2 дня. И то я с ним ездил как консультант, а через месяц нашёлся ещё один, потому что эти 2 дня были пиздецом и скандалами. Зачем платить больше на целую зарплату(а это тогда был полтинник + налоги государству, т.к. всё в белую) когда можно мне 20 в чёрную накинуть каждый месяц. Логика очень простая.

34
Автор поста оценил этот комментарий

Он сам себе начальник был. А ещё не хотел видеть развал родного аэропорта. Поэтому вместо работы по полдня, делал, что считал нужным.

157
Автор поста оценил этот комментарий
Кому понравилась история, обратите внимание на данный канал, разбор авиакатостроф, крайне увлекательно. Вот данный инцидент:
Предпросмотр
YouTube21:18
раскрыть ветку (8)
26
Автор поста оценил этот комментарий
Да, всё видео Игоря Зырьянова на высоте
раскрыть ветку (1)
3
Автор поста оценил этот комментарий
Да, тоже всё пересмотрел. Жалко, что ролики выходят у него редко и половину ролика стали занимать рекламы.
16
Автор поста оценил этот комментарий
Окончание сильное. , Если бы он ничего не трогал , ничего бы и не произошло .
раскрыть ветку (5)
14
Автор поста оценил этот комментарий

Рафик невиноват!

А вообще, без шуток : капец. Спал почти час, не контролируя ничего, его самого никто не контролировал ( по инструкции обязаны, как в ролике сказали.. ), испугавшись ( или что? ) 4-5 раза подряд врубал сеть после по сути кз ( автоматика вырубала неисправность ), а потом вообще подключил "здоровую" сеть к "больной"...

4
Автор поста оценил этот комментарий
Согласен! Посмотри остальные видео, там каждое пробирает до мурашек!
раскрыть ветку (3)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Я на Зырянова давно подписан. Все видел ))
Автор поста оценил этот комментарий
Особенно где детей за штурвал пассажирского самолёта посадили. Неебических размеров долбоебизм.
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Да да, за Ту-154 где то в Сибири. "Профессионализм".
61
Автор поста оценил этот комментарий
Собирали всем миром-это круто. А от государства было что-то или грамота и руку пожали?
раскрыть ветку (11)
32
Автор поста оценил этот комментарий
Я тоже подумал что он заслужил высокой государственной награды. Не просто рукопожатие от местного депутата с добрым словом, а на самом высоком уровне.
раскрыть ветку (9)
47
Автор поста оценил этот комментарий

Медаль за заслуги перед Отечеством 2-ой степени, медаль БЛЯТЬ. Сын Сечина такую же получил в 26 лет, За МНОГОЛЕТНИЙ доблестный труд.

раскрыть ветку (8)
18
Автор поста оценил этот комментарий

Он в своё время из нужной дырки вылез, ита тоже труд!

3
Автор поста оценил этот комментарий

не медаль, а орден, точнее медаль входит в награждение орденом. Просто мне кажется была попытка принизить статус ордена "за заслуги..." а-ля "фу, медалька".

раскрыть ветку (6)
5
Автор поста оценил этот комментарий
Ненене, есть орден за заслуги а есть медаль за заслуги это разные вещи!

То есть ему реально орден не дали, дали медаль ордена это награда ниже
раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

По статуту награждения да. Но например во время ВОВ медаль за отвагу ценилась выше некоторых орденов среди солдат.

Автор поста оценил этот комментарий

вот тогда да, несправедливо.

4
Автор поста оценил этот комментарий

Есть медаль ордена за заслуги, есть сам орден.за заслуги. ВВП ордена и медали как игрушки на елки развешивает . На Миллер тебе звание Герой Труда Российской Федерации. за 10 лет 80 награжденных и среди них глава Газпрома. Испанский стыд.

раскрыть ветку (2)
2
Автор поста оценил этот комментарий

по-моему, ты тоже путаешь гражданские и военные награды.

раскрыть ветку (1)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Нет, не путаю у медали за заслуги перед отечеством есть два вида, для гражданских и для военных. Для военных медаль с перекрещивающимися мечами.

Иллюстрация к комментарию
9
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

"За заслуги" дали. Там и премия положена.

Автор поста оценил этот комментарий

Ну прямо Путин Axios!

Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку