Поиск новых приемов / эвристик по Эжену Делакруа

Данная статья относится к Категории 🔑 Метод – умение решать задачи

Поиск новых приемов / эвристик по Эжену Делакруа Творческие люди, Искусство, Творчество, Личность, Развитие, Саморазвитие, Художник, Карьера, Обучение, Видео, YouTube, Длиннопост

Эжен Делакруа — французский художник, график. За основу изображения взят фотопортрет от Пьера Пети, 1855-1863 годы. На фоне — изображение создано нейросетью Шедеврум

«Пресловутые гениальные люди, которых мы видим теперь, смешны и полны аффектации. Дурной вкус соперничает у них с притязательностью. Их идеи крайне туманны, и они даже в своём поведении проявляют причудливость, которую считают за признак таланта, а на самом деле это лишь призраки писателей, художников и музыкантов.

Ни Расин, ни Моцарт, ни Микеланджело, ни Рубенс не могли быть до такой степени смехотворны. Величайший гений есть существо в высочайшей мере разумное.

Англичане школы Рейнольдса думали, что они подражают великим фламандским и итальянским живописцам; создавая закопчённые картины, они полагали, что создают мощные произведения; они имитировали потемнение красок, которое образуется в картине от времени, и особенно прибегали к искусственному блеску, происходящему от последовательной лакировки, отчего картина местами темнеет, а в других частях начинает блестеть, что вовсе не входило в первоначальные намерения старых мастеров. Эти злосчастные изменения заставили их считать – как в портрете Веста, – что голова может быть очень яркой рядом с одеждами, совершенно лишенными всякого освещения, и что позади освещенных предметов может быть тёмный фон. Это совершенная бессмыслица».

Дневник Делакруа в 2-х томах, Том 2, М. «Издательство Академии художеств СССР», 1961 г. с. 148.

И далее, в этот же год:

«Несмотря на воскресенье, снова идем в соборный музей. Перед этим мы куда-то – не помню куда именно – ходили с милой кузиной; она не хотела расставаться со мной до тех пор, пока я не войду внутрь. Я прежде всего набрасываюсь на фигуры ангелов XIII и XIV веков: безумные девы, барельефы, совершенно ещё примитивные по своим пропорциям, но полные грации и силы. Я был поражён в них силой чувства, для которого знание почти всегда становится чем-то фатальным. Достаточно более искусной руки, большего знания анатомии или пропорций, чтобы тотчас же привести художника к чрезмерной свободе; он уже передаёт образ не с прежней тщательностью: возможность написать его с большей лёгкостью или с большей быстротой вводит в соблазн и влечет к известной манерности. В сущности, школы только этому и могут научить. Какой учитель может сообщить ученикам своё личное чувство?

Поиск новых приемов / эвристик по Эжену Делакруа Творческие люди, Искусство, Творчество, Личность, Развитие, Саморазвитие, Художник, Карьера, Обучение, Видео, YouTube, Длиннопост

Изображение создано нейросетью Шедеврум

От мастера можно взять только его рецепты; склонность ученика как можно скорее усвоить эту лёгкость техники, которая у талантливого человека является результатом опыта, ведёт к искажению произведения и сводится как бы к прививке одного дерева к другому, совершенно иного вида.

Есть мощные художественные темпераменты, поглощающие всё и из всего извлекающие пользу. Даже будучи воспитаны в чуждой им по природе манере, они выбираются на свой путь; попирая все правила и противоречащие их взглядам примеры, и берут то, что хорошо. Хотя они и сохраняют некоторый отпечаток школы, однако становятся Рубенсами, Тицианами, Рафаэлями и т.д.

Абсолютно необходимо, чтобы в какой-то момент своего развития они дошли, не скажу – до презрения ко всему, что не отвечает их существу, но до совершенного освобождения от того почти всегда слепого фанатизма, который всех нас толкает к подражанию старым мастерам, именем которых мы готовы клясться.

Надо сказать себе: это хорошо для Рубенса, это для Рафаэля, для Тициана или Микеланджело, но то, что было ими сделано, касается только их самих, меня же ничто не приковывает к тому или к другому.

Надо уметь довольствоваться собственными открытиями. Минута непосредственного вдохновения лучше всего остального. Мольер, говорят, захлопнув однажды книги Платона и Теренция и сказал друзьям: «Достаточно с меня этих образцов; теперь я смотрю в себя и вокруг себя».

Дневник Делакруа в 2-х томах, Том 2, М. «Издательство Академии художеств СССР», 1961 г. с. 162-163.

Источник — портал VIKENT.RU

Фрагмент текста цитируется согласно ГК РФ, Статья 1274. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях.

Если публикация Вас заинтересовала – поставьте лайк или напишите об этом комментарий внизу страницы.

Дополнительные материалы

+ Плейлист из 9-ти видео: ТЕХНОЛОГИИ БУДУЩЕГО

+ Ваши дополнительные возможности:

Идёт приём Ваших новых вопросов по более чем 400-м направлениям творческой деятельности – на онлайн-консультации третье воскресенье каждого месяца в 19:59 (мск). Это принципиально бесплатный формат.

Задать вопросы Вы свободно можете здесь:

https://vikent.ru/w0/

+ 12 способов Вашего участия в проекте VIKENT. RU: https://vikent.ru/w4/

Изображения в статье

  1. Эжен Делакруа — французский художник, график. Фотопортрет от Пьера Пети, 1855-1863 годы / Public Domain & На фоне —изображение создано нейросетью Шедеврум

  2. Изображение создано нейросетью Шедеврум