Почему высокое искусство не для всех?

Иногда художниками становятся от скуки. От того, что мир кажется обыденным. Здесь тебе ни синего солнца, ни собак, играющих в покер. Но мы не рождаемся с этой скукой.


Наоборот, большинство считает, что мир должен быть таким, каким его мы видим. И должен быть везде: на картинах, в кино и в книгах.


Эта странная (и вредная) тенденция – ещё одно проявление наивного реализма. Только на этот раз в отдельно взятой сфере – в искусстве.


Напомню, наивный реализм означает, что при наблюдении за любым объектом мы думаем, что воспринимаем его таким, какой он есть, и не добавляем к нему субъективных свойств.


Говоря об искусстве, особенно важно остановиться на первой части утверждения. То есть наивный реалист ставит знак равенства между объектами в жизни и тем, что должен показывать художник. Трава зелёная, море голубое, а кролики едят только морковку.


Всё остальное для него – не искусство.


И опять же, на простых примерах это прозвучит очевидно. Например, «Звёздная ночь» Ван Гога вряд ли покажется вам вызывающей. Ну да, синее небо, страшный чёрный кипарис и гигантские звёзды. На реальность мало похоже, но глаз не режет.


Дело в том, что мы допускаем себе небольшие вольности в том, как видеть произведение искусства. Но если перед нами что-то совсем противоречивое, мы агрессивно сопротивляемся.


Теперь представьте, что вы стоите перед картиной с подписью: «Художник поджёг себе ногу и рисовал ей на этом полотне». Скорее всего, если вы встретитесь с автором этого шедевра, ваш первый вопрос к нему будет: «Что же ты такое курил?» И всё потому, что в борьбу вступил наш внутренний наивный реалист.


Поднимите руку те, кто считает, что у искусства есть «объективные законы»?


Если вы это сделали, у меня для вас две новости (и обе плохие). Во-первых, вы наивный реалист. Во-вторых, вы выглядите смешно (опустите уже руку).


Я веду к тому, что любой реализм становится наивным, если начать искать в искусстве объективность.


Значит ли это, что каждый человек должен видеть смысл в чёрном квадрате?


Нет, но этому можно научиться, чтобы не распространять это когнитивное искажение на все стороны своей жизни.


Первый и самый простой способ – расширять свой кругозор в творческих темах. Если вы смотрите только фильмы Marvel, «Сталкер» Тарковского может показаться вам нудятиной. Но чем больше и разнообразнее багаж увиденного, тем проще вам будет получать удовольствие от поиска отдельных смыслов.


Это всё равно, что учиться разбираться в вине.


Если выпить всего 2-3 вида, оно так и останется прокисшим виноградом. Но, если попробовать 50 разных (и не спиться), можно научиться отличать хорошее вино от плохого.


Второй способ – искать в произведениях искусства художественные образы.


Вначале с этим могут помочь профессионалы, их рецензии и обзоры. Вы узнаете о том, как интерпретируют искусство другие люди, и пытаетесь уловить их смысл. Не важно, согласны вы с трактовкой образа или нет, главное – научиться замечать его за картинкой.


Ипполлит полез в душ в шубе, чтобы доказать, что он может быть бесшабашным как Лукашин и вернуть Надю?


Кобб отвернулся от волчка в конце «Начала», потому что вернул свою семью и ему не важно, реальность это или сон?


В контексте кино (которое я особенно люблю) можно почитать о режиссёрах и их стилях. В литературе – познакомиться с биографией писателей, которая отражается на книгах (как у Хемингуэя и Лондона).


И третий способ – найдите тех, с кем можно обсудить искусство. В идеале, с другими взглядами на произведение. Споры о трактовках лучше всего помогают понять, что реализм в искусстве может быть только наивным.


С каждым текстом я понимаю, что ловушки мышления есть во всех сферах нашей жизни. С одной стороны, это значит, что скорее всего нет одного гарантированного способа избавиться от когнитивных искажений. С другой, мы можем наносить удары «точечно» – решать проблемы с самооценкой, призванием или… пониманием искусства.


Каждый маленький шаг будет приближать вас к общей цели – здоровому отношению к себе и окружающим.


Начните с малого. Мир окажется гораздо интереснее, если вы привнесёте в него чувственный опыт.


Если посмотрите на него иначе.


Так, как можете только вы.


Источник.

Психология | Psychology

19.9K постов59.3K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Обратите особое внимание!

1) При заимствовании статей указывайте источник.

2) Не выкладывайте:

- прямую рекламу;

- спам;

- непроверенную и/или антинаучную информацию;

- информацию без доказательств.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
14
Автор поста оценил этот комментарий

Блин, вот можете называть меня наивным реалистом, серым обывателем и даже быдлом (если душа требует), но мне абсолютно не нравится современное искусство (которое квадраты и прибивание мошонки к брусчатке). При этом я признаю право одних людей это все создавать, а других людей этим восхищаться. Но взамен я хочу, чтобы окружающие признали мое право на собственное мнение. Почему я должна совершать над собой титанические усилия и пытаться заставить себя полюбить то, что не любится?


Типа вам не нравится брюква, но если вы перелопатите тонну статей про брюкву, подпишетесь на инстаграм производителей брюквы и будете 6 раз в день втирать брюкву в десны, то вы ее непременно полюбите. Может оно и так, только вот нахрена? Почему нельзя продолжать жить не любя брюкву?


С искусством то же самое. Зачем мне пытаться понять, что имел в виду автор, создавая на холсте брызги с помощью клизмы с краской, если у меня есть Айвазовский и Левитан? Зачем пытаться продраться через то, что кажется наркоманским бредом, если у меня есть Стругацкие и Достоевский? Солярис мне, кстати, нравится, но не потому что я мучительно заставляла себя, а просто потому что "зашло". А вот "Внутренняя империя" вообще не зашла и у меня нет никакого желания читать биографию режиссера и опять пересматривать этот опус. Можно мне этого не делать? Можно? Ну пожааааалуйста!!!

раскрыть ветку (11)
5
Автор поста оценил этот комментарий

Как Боженька смолвил! (ла)

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

зачем вам понимать Троицу?

Автор поста оценил этот комментарий
Зачем мне пытаться понять, что имел в виду автор, создавая на холсте брызги с помощью клизмы с краской, если у меня есть Айвазовский и Левитан?
Ответ на ваш вопрос находится за пределами искусства, и за пределами психологии тоже. Звучит он так: вас надо убедить в том, что дерьмо художника* это искусство для того, чтобы вы заплатили за дерьмо художника 12 тысяч долларов** за 1 баночку.

-
* - это не мой вымысел, какой-то художник  реально продавал свое дерьмо в баночках.
**- На самом деле я не помню сколько именно стоило дерьмо художника в баночках, но помню что цена там была высокой. И помню что он таки его продал.
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Человеку что-то нравится - он этим восторгается. Это нормально, все согласны?

Человеку что-то не нравится - он выражает недовольство. Это нормально, но согласны почему-то не все.

Автор поста оценил этот комментарий

К чему обобщения?

2
Автор поста оценил этот комментарий
МожнА, конечно можнА. Если нет у меня желания писать грамотно, зачем мне писать грамотно? Ну нравятся вам натюрморты и бога ради, чего вы нервничаете? В каждой классической картине, той что по канонам, есть целая история и много смыслов, я уверена что вам многое не заходит, просто потому что вы не читали Священного писания и Мифы Древней Греции знаете так себе. ТС предлагает развивать таким образом свое видение, мышление, получать новый опыт, а вы ей рассказываете про то какие у вас тапки удобные, 10 лет носите и менять не хотите.
раскрыть ветку (5)
3
Автор поста оценил этот комментарий

А Вы в свою очередь выучите квантовую механику и теорию струн. Ведь так прекрасно проникнуть в глубины мироздания и восхититься красотой логики наивного реализма и дерзостью парадоксов.

раскрыть ветку (3)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Да, почему бы и нет. Я не против. Что посоветуете из научпопа? Пилите пост.
раскрыть ветку (2)
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

и целого гугла мало

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Гугла слишком много, особенно для человека малосведущего. Пока отделишь зеиэрна от плевел, запутаешься и устанешь. Но когда нечего сказать по теме, то сразу к гуглу послают. Удобно.
2
Автор поста оценил этот комментарий

Эм, а к чему было про грамотность? Если вы увидели в моем сообщении ошибки, прошу меня извинить, не хотела задеть ваши чувства своим невежеством. И с классическими картинами и священным писанием совсем непонятно. Я где-то писала, что мне не нравятся классические картины? Точно не писала, потому что как раз они мне очень нравятся. И мифы я читала, и, удивлю вас, даже священное писание читала, правда в адаптации, ибо нерелигиозна и читала больше для общего развития. Чем бы еще Вы бы желали помериться? Я, например, в детстве собрала всех бегемотиков из киндеров.


ТС предлагает "развивать" свое мышление тем, кто этого очевидно не хочет. Опус направлен не на тех, кто очень хочет, но не может проникнуться каким-нибудь кубизмом. Автор адресует свое довольно-таки снобистское обращение "наивным реалистам", которые слишком ограничены и зашорены, чтобы оценить черный квадрат. И я вовсе не нервничаю, упаси Боже. Я лишь не могу понять, почему нельзя оставить нас, наивных реалистов, в покое? Ну смотрят люди марвел, ну и пусть их. Автору (или вам) это как-то мешает? Зачем пытаться убедить их что они не правы и вообще недочеловеки, если не хотят высматривать в куче цветных клякс аллегорию транцендентной сущности человеческого разума? Если вы возвышены и духовно богаты, то это восхитительно, оставайтесь такой, зачем же принудительно обогощать других людей?

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку