16

Почему в СССР провалился проект «народного» автомобиля КИМ-10

Идея компактного автомобиля для частных владельцев в советской прессе зазвучала с середины 1930‑х. Автомобили в СССР продавали тогда только по специальным разрешениям, как правило, известным, в той или иной мере приближенным к государству гражданам — писателям, ученым, актерам. А самой демократичной советской моделью была довольно большая, мощная, с высоким расходом топлива «эмка» — ГАЗ-М1.

ВСЕ НА ВЫБОРЫ

В 1939 году приняли правительственное решение о подготовке в Москве на заводе имени КИМ (Коммунистический Интернационал Молодежи), который собирал грузовики ГАЗ, производства компактного автомобиля, в том числе, для частных владельцев. В качестве образцов для копирования рассматривали самые свежие европейские аналоги. Английские Austin Ten и Morris Ten, итальянский FIAT 508C и два Ford — немецкий Eifel и британский Prefect.

Ford Prefect E93A, 1939 г.

Ford Prefect E93A, 1939 г.

Выбор пал на британский Ford. Эта марка пользовалась в СССР уважением. Ведь именно эта компания построила Горьковский автозавод. А выбор именно британской машины, на первый взгляд — странный, был, вероятно, обусловлен тем, что внешне Prefect выглядел современней и интересней немецкой модели Eifel.

В общем, советскую малолитражку КИМ-10 стали «писать» с британского автомобиля. Однако советские конструкторы и художники старались изменить зарубежный образец, сообразно своим представлениям и понятиям.

Опытный образец КИМ-10, 1940 г.

Опытный образец КИМ-10, 1940 г.

РАМА И КУЗОВ

Выбрав аналогом британский Ford Prefect, раму для КИМ-10 взяли с иной модели, хотя и той же марки. КИМ-10 имел такую же колесную базу, как Prefect — 2286 мм. Но его снаряженная масса — 840 кг, получилась на 55 кг больше, чем у английского аналога. При том, что британская рама имела продольные широкие усилители, под которым проходил карданный вал. Британцы сделали раму с запасом. Ведь помимо двухдверных версий на такой же раме делали и четырехдверные Prefect. Кстати, в Великобритании более популярные.

Раму же КИМа взяли от более демократичной модели Ford Anglia, которую начали выпускать в 1939 году. Этот автомобиль делали только в двухдверном варианте. А КИМ ведь тоже планировали двухдверным. А значит, рама могла быть проще, менее металлоемкой и более легкой, чем у Prefect.

Опытный, предсерийный КИМ-10‑50 выглядел куда современней серийных советских ГАМ-М1 и ЗИС-101. Автомобиль был очень похож на Ford Prefect. Но, все же, не повторял его в точности.

Предсерийный доработанный КИМ-10‑50.

Предсерийный доработанный КИМ-10‑50.

Британский автомобиль отличали характерные ребра на боковинах кузова и дверях. КИМ, в отличие от британской машины, имел двухчастное ветровое стекло, форточки в передних дверях, иную облицовку радиатора и некоторые другие детали.

Задняя часть Ford Prefect была иной, чем у КИМа.

Задняя часть Ford Prefect была иной, чем у КИМа.

Серийный доработанный КИМ-10 отличался от английского прототипа еще больше. Сообразно последней моде конца 1930 — фары встроили в кузов, исчезли подножки.

КИМ-10 стал первым советским автомобилем с багажником с доступом снаружи. Причем крышка у советского автомобиля была больше и удобней, чем у Ford: открывалась вверх, а не вниз. Советские конструкторы отказались и от отдельной ниши для запасного колеса. Оно лежала на нижней полке в багажнике.

КИМ-10 впервые в СССР имел багажник с доступом снаружи.

КИМ-10 впервые в СССР имел багажник с доступом снаружи.

По меркам тех лет и для класса компактных, малолитражных автомобилей КИМ-10 имел комфортный, обитый хорошей тканью салон. На приборной панели сделали богатый набор приборов, включающий даже щегольские часы. Все это было в точности скопировано с британского Ford Prefect версии 1939 года.

СИЛОВОЙ АГРЕГАТ И ШАССИ

Двигатель и треступенчатую коробку передач полностью, практически без изменений скопировали с Ford. Этот силовой агрегат применяли, кстати, и на британских, и на немецких автомобилей. Четырехцилиндровый мотор рабочим объемом 1,17 л (63,5х92,5 мм) развивал 30 л. с., а на некоторых версиях Ford — 34 л. с. Для советской машины поначалу указывали 26 л. с., но с началом производства — уже 30 л. с. Для конца 1930‑х и даже 1940‑х в этом классе это был очень приличный показатель. Кстати, двигатель Opel Kadett, который после войны стал «Москвичом-400» при рабочем объеме 1,07 л выдавал в базовом варианте 23 л. с.

Шасси КИМ-10 по меркам конца 1930‑х — вполне современное.

Шасси КИМ-10 по меркам конца 1930‑х — вполне современное.

А блок цилиндров этого мотора Ford европейские филиалы компании использовали вплоть до конца 1960‑х годов.

Советская, как и британская машина имела зависимые подвески на поперечных рессорах и механические тормоза — тоже довольно типичное решение для компактов тех лет. Хотя некоторые немецкие машины оснащали уже гидравлическими тормозами. Но для производства и эксплуатации в СССР более простые тормоза подходили, конечно, лучше.

ЧЕТЫРЕ ДВЕРИ И ГОРЬКАЯ СУДЬБА

Помимо закрытого КИМ-10‑50 разработали и открытый КИМ-10‑51. В 1940‑м на заводе КИМ понемногу начали сборку. Но на очередном смотре прототипов КИМ-10 в Кремле с участием Сталина, в 1940‑м автомобиль резко раскритиковали, а по сути, забраковали. В частности, заводу поступило указание создать вместо двухдверного четырехдверный автомобиль по образцу немецкого Opel Kadett.

Опытный КИМ-10‑52, 1941 г.

Опытный КИМ-10‑52, 1941 г.

Такую машину — КИМ-10‑52 — сделали в начале 1941 года. Но создали ее компромиссной. Внешне автомобиль, действительно, напоминал Opel Kadett, но сохранил не только конструкцию, но и основные элементы кузова стандартного КИМ-10‑50. Правда, появились дополнительные ребра жесткости, с боковин моторного отсека убрали вентиляционные лючки, верхние петли передних дверей сделали внутренними, а ветровое стекло — цельным.

Радикально упростили приборы: два круглых циферблата фактически скопировали с приборов, которые использовали на предвоенных автомобилях Opel. Похожие приборы появились после войны и на нашем «Москвиче-400».

Панель приборов КИМ-10.

Панель приборов КИМ-10.

Панель приборов Ford Prefect.

Панель приборов Ford Prefect.

В качестве временного автомобиля двухдверные КИМы из задела кузовных деталей установочной партии, поступивших из США, в марте – июле 1941 года, все-таки, собрали. Всего произвели 369 закрытых и открытых автомобилей (еще десять прототипов сделали в 1940‑м). Производство окончательно свернули с началом войны.

На этом история удачного современного и одного из самых невезучих, компактного советского автомобиля, в основе которого был скопированный, но и грамотно доработанный прогрессивный европейский аналог, закончилась. А первый реальный автомобиль для массовой продажи частникам «Москвич-400» появился в 1947 году. В его основе тоже была западная конструкция. На сей раз — Opel Kadett.

Источник

Правила сообщества

Добро пожаловать в автомобильное сообщество!

У нас запрещено:

-Публикация видео с тематикой ДТП, без описания и комментариев к нему.

-Нарушать правила сайта.

-Создавать посты несоответствующие тематике сообщества.

-Рекламировать что бы то ни было.

-Баяны не желательны (игнорирование баянометра карается флюгегехайменом).

-Заваривать ромашковый чай в костюме жирафа.

У нас разрешено:

-Создавать интересный контент.

-В сообществе разрешены авторские видео посты. Пост должен содержать, помимо самого видео, описание происходящего в нем. Авторским, будет так же считаться посты от имени ютуб каналов.
-в сообществе разрешены не авторские видео посты, только с описанием происходящего на видео.

-Участвовать в жизни сообщества.

-Предлагать темы для постов.

-Вызывать администратора или модераторов сообщества при необходимости.

-Высказывать идеи по улучшению Автомобильного сообщества.

-Изображать коняшку при комментировании.

Темы

Политика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

18+

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Игры

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юмор

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Отношения

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Здоровье

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Путешествия

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Спорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Хобби

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Сервис

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Природа

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Бизнес

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Транспорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Общение

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юриспруденция

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Наука

Теги

Популярные авторы

Сообщества

IT

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Животные

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кино и сериалы

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Экономика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кулинария

Теги

Популярные авторы

Сообщества

История

Теги

Популярные авторы

Сообщества