Почему "недалекие" советские военные "вовремя не оценили" Ил-2?

С легкой руки генерал-полковника Яковлева  - с конца 1960-х прочно укоренился миф, что "недалекие" советские военные первоначально "не оценили" знаменитый тогда еще только в будущем Ил-2. В результате - прекрасная машина почти год - с января по декабрь 1940-го - "простояла без движения", а когда с марта 1941-го начала, наконец, выпускаться серийно - то конструктора "заставили" переделать ее в одноместную - для увеличения скорости и высотности. Только в феврале 1942-го мудрый тов. Сталин лично признал ошибку и уже с марта - "летающие танки" начали выпускать двухместными с оборонительным пулеметом  - как и было задумано первоначально.


Действительность однако (как это обычно и бывает) - была немного иной.  Взлетевший 2 октября 1939 г. ЦКБ-55/БШ-2 (как тогда именовался Ил-2) - обладал целым "букетом" недостатков.

1) Малая скорость: у земли - 350 км/час, на границе высотности - 422 км/час. Это на самом деле было весьма существенным недостатком, т.к. скорость машины, требующей в своей боевой работе истребительного прикрытия  - не может быть произвольной. А находится во вполне определенной связи с крейсерскими скоростями своих фронтовых истребителей;

2) Недостаточная дальность полета (всего 618 км);

3) Отсутствие пушечного вооружения (первоначально машина несла только пять пулеметов ШКАС) и недоведенность крыльевых стрелковых установок;

4) Отсутствие реактивного вооружения;

5) Отсутствие радиостанции;

6) Неудовлетворительный обзор вперед-вниз и для летчика и для штурмана-стрелка, обусловленный как компоновочной схемой самолета, так и неудачной формой козырька фонаря;

7) Недостаточная защита летчика спереди (плексиглас толщиной 60 мм, установленный на козырьке фонаря кабины, требовалось заменить прозрачной броней);

8) Недостаточная продольная устойчивость самолета;

9) Недостаточная маневренность;

10) Неудовлетворительная управляемость;

11) Недоведенность мотора (сначала AM-35. потом АМ-38).


Следует также отметить, что параллельно с БШ-2  (одноместная версия которого - ЦКБ-57- появилась именно и исключительно по личной инициативе Ильюшина, поддержанной Яковлевым, занимавшим тогда пост зам. наркома авиапрома по опытному самолетостроению) в работе находились еще два бронированных штурмовика, обещавших значительно лучшие ТТХ, чем машина Ильюшина - БШ М-71 (будущий Су-6) конструкции Сухого (за эту машину ее создатель впоследствии получит Сталинскую премию I степени) и пикирующий бронированный  штурмовик-бомбардировщик ПБШ-1 конструкции Микояна и Гуревича.


Что же касается возвращения к двухместной версии Ил-2 - то позиция Ильюшина по этому вопросу - была на самом деле резко отрицательной. 12.02.42 г. конструктор писал наркому авиапрома Шахурину: " считаем нецелесообразным и ненужным ... увеличение экипажа самолета Ил-2 до 2-х человек, так как при посещении частей видно, что потерь от воздушного противника Ил-2 не имеет (в реальности - примерно 60% безвозвратных боевых потерь Ил-2 в 1941-м - приходилось именно на сбитые в воздушных боях). Целесообразно на 9 шт. самолетов выпускать один двухместный самолет с мотором М-82 (АШ-82), который будет выполнять роль лидера девятки... ". Комментарии излишни. Постановление же ГКО о переходе к выпуску двухместных Ил-2 с оборонительным пулеметом УБТ (имевшим отвратительную надежность - стрельба длинными очередями почти гарантированно приводила к заклиниванию пулемета) - действительно появилось, но только 5 октября 1942-го.


Ну и еще один миф. Считается, что именно Ильюшин придумал и создал "работающий" (включенный в силовую схему планера) бронекорпус. На самом же деле - такой бронекорпус был впервые создан для двухмоторного тяжелого штурмовика АНТ-17/ТШ-Б конструкции Туполева (так и оставшегося недостроенным по причине "изменения взглядов командования ВВС РККА на боевое применение штурмовой авиации") . Еще в 1933 г.


На фото - Ил-2 выпуска 1941 г .:

http://www.airpages.ru/img/il2_41.jpg

Почему "недалекие" советские военные "вовремя не оценили" Ил-2? История, Авиация, Великая Отечественная война, Ил-2, Текст, Фотография, Длиннопост

Авиация и Техника

9.4K поста17.5K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Правила Пикабу