Почему "недалекие" советские военные "вовремя не оценили" Ил-2?
С легкой руки генерал-полковника Яковлева - с конца 1960-х прочно укоренился миф, что "недалекие" советские военные первоначально "не оценили" знаменитый тогда еще только в будущем Ил-2. В результате - прекрасная машина почти год - с января по декабрь 1940-го - "простояла без движения", а когда с марта 1941-го начала, наконец, выпускаться серийно - то конструктора "заставили" переделать ее в одноместную - для увеличения скорости и высотности. Только в феврале 1942-го мудрый тов. Сталин лично признал ошибку и уже с марта - "летающие танки" начали выпускать двухместными с оборонительным пулеметом - как и было задумано первоначально.
Действительность однако (как это обычно и бывает) - была немного иной. Взлетевший 2 октября 1939 г. ЦКБ-55/БШ-2 (как тогда именовался Ил-2) - обладал целым "букетом" недостатков.
1) Малая скорость: у земли - 350 км/час, на границе высотности - 422 км/час. Это на самом деле было весьма существенным недостатком, т.к. скорость машины, требующей в своей боевой работе истребительного прикрытия - не может быть произвольной. А находится во вполне определенной связи с крейсерскими скоростями своих фронтовых истребителей;
2) Недостаточная дальность полета (всего 618 км);
3) Отсутствие пушечного вооружения (первоначально машина несла только пять пулеметов ШКАС) и недоведенность крыльевых стрелковых установок;
4) Отсутствие реактивного вооружения;
5) Отсутствие радиостанции;
6) Неудовлетворительный обзор вперед-вниз и для летчика и для штурмана-стрелка, обусловленный как компоновочной схемой самолета, так и неудачной формой козырька фонаря;
7) Недостаточная защита летчика спереди (плексиглас толщиной 60 мм, установленный на козырьке фонаря кабины, требовалось заменить прозрачной броней);
8) Недостаточная продольная устойчивость самолета;
9) Недостаточная маневренность;
10) Неудовлетворительная управляемость;
11) Недоведенность мотора (сначала AM-35. потом АМ-38).
Следует также отметить, что параллельно с БШ-2 (одноместная версия которого - ЦКБ-57- появилась именно и исключительно по личной инициативе Ильюшина, поддержанной Яковлевым, занимавшим тогда пост зам. наркома авиапрома по опытному самолетостроению) в работе находились еще два бронированных штурмовика, обещавших значительно лучшие ТТХ, чем машина Ильюшина - БШ М-71 (будущий Су-6) конструкции Сухого (за эту машину ее создатель впоследствии получит Сталинскую премию I степени) и пикирующий бронированный штурмовик-бомбардировщик ПБШ-1 конструкции Микояна и Гуревича.
Ну и еще один миф. Считается, что именно Ильюшин придумал и создал "работающий" (включенный в силовую схему планера) бронекорпус. На самом же деле - такой бронекорпус был впервые создан для двухмоторного тяжелого штурмовика АНТ-17/ТШ-Б конструкции Туполева (так и оставшегося недостроенным по причине "изменения взглядов командования ВВС РККА на боевое применение штурмовой авиации") . Еще в 1933 г.
На фото - Ил-2 выпуска 1941 г .:
Авиация и Техника
9.4K поста17.5K подписчиков
Правила сообщества
Правила Пикабу