Почему на всех поездах на железной дороге, а также в метро, окна делают скруглёнными, а не прямыми?

Практически все с самого детства привыкли к тому, что окна на практически всём рельсовом подвижном составе имеют так или иначе выраженные скругления в углах.

И поскольку это нечто максимально обыденное, то этим вопросом мало кто задаётся. Однако в этой статье я объясню, почему окна в пассажирских вагонах и локомотивах делают скругленными, а не прямыми, как в жилых и не очень зданиях.

Почему на всех поездах на железной дороге, а также в метро, окна делают скруглёнными, а не прямыми? Железная дорога, Вагон, Окно, Яндекс Дзен, Длиннопост

Автор фото: Марина Абдуллаева

Механические напряжения...

Помимо всех прочих факторов, вагон или локомотив сам по себе должен быть прочным настолько, чтобы не развалиться в пути даже спустя 30-40 лет эксплуатации.

Железнодорожный подвижной состав, в отличие от жилых домов, постоянно подвергается динамическим нагрузкам во время движения. Дело в том, что квадратное окно состоит из четырёх прямых углов. И эти самые четыре угла являются слабым местом.

Если посмотреть на ветхие бетонные или кирпичные дома, то можно заметить, что трещины как раз идут от углов окон. Это связано с концентрацией механических напряжений, которые вызывают трещины как в бетоне, так и в металле.

Почему на всех поездах на железной дороге, а также в метро, окна делают скруглёнными, а не прямыми? Железная дорога, Вагон, Окно, Яндекс Дзен, Длиннопост

А вот скругляя углы оконных проёмов, инженеры-конструкторы добиваются того, что механическое напряжение распределяется по всей кривой (той самой скруглённости), а не в одной точке, как в случае прямого угла.

Если бы окна были прямыми, то срок службы подвижного состава был бы значительно ниже из-за появления усталостных трещин со временем, как раз по углам окон. Кстати, первый пассажирский реактивный самолёт - британская «Комета» имел именно квадратные окна (иллюминаторы).

Почему на всех поездах на железной дороге, а также в метро, окна делают скруглёнными, а не прямыми? Железная дорога, Вагон, Окно, Яндекс Дзен, Длиннопост

Из-за них два самолёта разбилось, так как со временем, возникали трещины в металле, которые приводили к взрывной декомпрессии и разрушению самолёта в воздухе. На вагоны, конечно, нагрузки действуют поменьше, да и взрывной декомпрессии они не подвержены (так как отсутствует разница давлений внутри и снаружи), однако, согласитесь - разрушение вашего вагона прямо в пути, перспектива не очень.

источник

UPD уточнение: #comment_211677814

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
68
Автор поста оценил этот комментарий
Работаю инженером конструктором огнестойких металлоконструкций, зачастую связанных с поездами. Работаем с ржд, тврз, дмз и прочими заводами. Так вот - пост полный пиздеж ибо связано данное решение исключительно с дизайн моделью. На том же вагоне стоят наши двери с прямоугольными стеклами, однако внешняя окантовка все так же должна быть скругленной под общий дизайн. Пруфов от автора со ссылками на тех документауию вы не дождетесь. А я вот могу и закинуть, даже с фото как это выглядит при сборке.
раскрыть ветку (96)
21
Автор поста оценил этот комментарий
Так на дверях нагрузка никакая, а стена хотя бы крышу и мой велосипед на полочке держит. Это ещё не повод считать пост пмздежом
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (9)
12
Автор поста оценил этот комментарий

стекла не являются частью несущей конструкции. Потому не имеет значения какие будут у них углы. Места крепления стекольных блоков - прямоугольные, с установкой собственной рамки (чаще алюминиевой). А какая рамка внутри  и ее окантовка снаружи- уже дело дизайна. Данный пост - полный пиздеж ибо вводит читателя в заблуждение.

раскрыть ветку (6)
10
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Стёкла не являются, а боковая стенка вагона является. Так что форма вырезов в ней - критична. В заблуждение вводите вы, не желая смотреть на вагон как на систему, и рассматривая окно как элемент в вакууме.

1
Автор поста оценил этот комментарий

вагон при движении испытывает динамические нагрузки, мы их не видим но они есть, эти нагрузки такие как изгиб и выгиб и кручение, и скорее всего скругленные окна делаются не для того чтоб вагоны не ломались а чтоб стекла не трескались, я думаю что так

ещё комментарии
1
Автор поста оценил этот комментарий

получается смысла нет в том чтобы в домах окна с округленными концами ставить?

раскрыть ветку (1)
3
Автор поста оценил этот комментарий

смысл есть всегда - вопрос какой. в том же дизайне - тоже есть смысл.

Автор поста оценил этот комментарий

Красивая электричка.

раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Да, ласточки очень красивые. И по шуму, по крайней мере у нас на МЦК, тише чем китайский электросамокат работают.

11
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Странно. Работаете инженером-конструкоторм, а строительную механнику не помните. И фотографии в учебниках-справочниках с треснувшими в районе жестких точек и концетраторов напряжений конструкций.

раскрыть ветку (30)
10
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Форма окон и рам тут действительно не при чём - она может быть любой. Но в самом вырезе в металоконструкции - хочешь не хочешь угол скруглять нужно. Вот график напряжений в зависимости от отнрсительного радиуса скругления.

Иллюстрация к комментарию
6
Автор поста оценил этот комментарий

странно действительно. интересно почему же тогда абсолютно везде не делают скругления в 52 мм. Аккумулятор почему то угловатый, профиля каркаса почемуто 50х50 с радиусом в 5 мм всего... Надо ж везде заебашить радиуса - это ж в книжке по механике написано было!

А теперь серьезно: снятие концентрации напряжений действительно существует. Разными способами причем - не только радиусом. Только вы забываете про самое важно - снимают то как раз КОНЦЕНТРАЦИЮ НАПРЯЖЕНИЙ. Тобишь элемент должен воспринимать какую то нагрузку и находиться в "напряжении". Окна в вагоне не являются несущими элементами. Несущий элемент вагона - рама. Рама спроектирована из железных профилей разных сечений. Данная рама видна на одной из моих фотографий. Рама рассчитана на прочность, выбрации и прочие параметры с учетом веса всего навесного оборудования, потому профиля никто там не гнет под "радиусы для снятия напряжений", а под прямыми углами сваривают. К раме уже приваривается облицовка (кусками, швы провариваются). Потому даже в облицовке не требуются никакие скругления - это абсолютно декоративный элемент.

раскрыть ветку (28)
9
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Потому даже в облицовке не требуются никакие скругления - это абсолютно декоративный элемент.

Во первых не облицовка, а обшивка, во вторых - зачем на вагонах её в таком случае делают гофрированной, раз она не воспринимает нагрузок?

ещё комментарии
8
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

вот норматив.

Стенка вагона в нем - расчетный элемент, соответственно скругления точно также считаются. Законы машиностроения они для всего одинаковы.

Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (10)
5
Автор поста оценил этот комментарий

Вообще Вы, товарищ "диванный недоэксперт", меня откровенно задрали. Вы ссылаетесь на учебник, объясняющий что такое концентратор напряжений, при этом совершенно игнорируете требования в данном вопросе насчет окон в вагоне - нужны ли они здесь вообще или нет, вас не волнуют ибо вы решили что там есть скругления, то они именно для этого добавлены. Все равно что я увижу круглый бампер авто скажу что его сделали круглым для снятия напряжений, а не для аэродинамичной обтекаемости, программируемой деформации и дизайну. Вот вам блять гост уже с требованиями к ОКОННЫМ ПРОЕМАМ пассажирских поездов - прочтите блять его уже и уткнитесь в тряпочку. Там все описано и ни слова про "скругленную форму" не сказано. И еще пару фоток того как ржд раньше делал прямоугольные окна, и после при редизайне перешел на "плавные линии". Как же блять бесят такие сука настырные диванные недоэксперты.

Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (3)
6
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Вот покажите мне конструкцию, голый металл, не закрытый деревянными и пластиковыми накладками, где вырезы в наружной боковой стенки не имеют скругления - и я успокоюсь и признаю свою неправоту. ГОСТ, приведенный вами касается именно самих окон, но не вырезов в конструктивных элементах. Ничего не мешает сделать раму действительно с любой формой окна и самой рамы, но это никак не относится к вырезу в корпусе. Беглый поиск по нормативам определяющих расчет конструкции говорит о наружных стенках вагонов, как о конструктивных элементах, значит и отношение к ним должно быть соотвтетствующее.

раскрыть ветку (1)
5
Автор поста оценил этот комментарий

Мне кажется, что спор с данным товарищем бесполезен, ибо в его мире вагон строится вокруг его стеклопакета. И он абсолютно вторичен. В остальном, многие, мне кажется, упускают то, что трещины возникают не только из-за деформации конструкции, но и из-за усталости металла. И скругление производится в том числе и в целях повышения усталостной прочности.

1
Автор поста оценил этот комментарий

Ебать тебя бомбануло

Автор поста оценил этот комментарий

И сошлись теоретик с практиком. По книжке в идеале так-то и оно, но в жизни по другому

раскрыть ветку (2)
3
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Вот покажите мне ВЫРЕЗ под окно в поезде, а не само окно без скруглений, и тогда я скажу, что в жизни по другому.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

если смотреть вырезы под окна в советских вагонах то там всё было скруглено

ещё комментарии
5
Автор поста оценил этот комментарий
Я вот тоже инженер конструктор, только зданий и сооружений. И мне не нравится дзен и копирайтеры, которые не разбираются в вопросах и льют воду вместо информации. Прочитал я пост и комменты. И меня немного зацепило. Для меня прямые углы в конструкции это всегда концентраторы напряжений, т.е. там всегда возникают большие напряжения. Т.к. я далёк от вагоностроительства, я почитал пару диссеров и несколько статей. В основном в РФ строят вагоны в виде цельнометаллической несущей замкнутой, подкрепленной продольными и поперечными элементами жесткости, оболочки с вырезами для окон, дверей и люков. Расчетная модель грубо представляет собой «трубу» с вырезами (оконные и дверные проемы). Так как эти проемы прямо влияют на НДС конструкции, то их скругление архиважно для прочности, надежности и долговечности вагона. Ниже прикладываю пару фоток из статьи про ТВЗ. На них видно, что скругление не декоративное. Хотелось бы увидеть ваши фото каркаса вагона без обшивки. Теоретически можно обойтись без скругления, но тогда каркас должен нести все без учета оболочки. Возможно есть и такие вагоны.
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

во во именно так выглядят скелеты старых советских вагонов

11
Автор поста оценил этот комментарий

А я вот могу и закинуть, даже с фото как это выглядит при сборке

Ждем пруфы. Иначе....

раскрыть ветку (42)
130
Автор поста оценил этот комментарий

их есть у меня. персонально для "авторки" - вот вам пример устилки пола возле кабины машиниста (служебный тамбур) - там используется обычное дерево. Оно же идет везде в нишах и по стенам (фото 1-2). Далее пример скругления у двери (до сих пор устанавливается между прочим) - как видите скругление исключительно декоративное (фото 3). А терь страшный кадр - пример как выставляли эту дверь: (фото 4). Вот фото из кабины - на нем не оч заметно, но углы у всех стеклопакетов имеют радиус не более 1 см. И это не связано со "снятием напряжений" - это связано с удобством производства такого стеклопакета и последующего монтажа (фото 5-6), а вот черная "трафаретка" на стеклопакете наложена большим радиусом - исключительно с декоративной целью. 

Ну и на сладенькое - вот как выглядит голый вагон: (фото пред последнее) Как видите алюминиевая рамка стекла ни с какими дополнительными профилями не связана и служит искллючительно для удержания стекла. Соответственно скругленные ли края у стекла, или прямые не имеет занчения - ибо сама рамка крепится саморезами к внутреннему отедлочному листу, котоырй уже крепится к несущим профилям каркаса.

Напоследок - не будьте наивными и не верьте в чушь данных "авторок", особенно без каких либо пруфов. Да -вагоны имеют много требований и все их можно найти в гостах. Однако "скругление" на окнах носит исключительно декоративный характер, ибо никто бы не стал бы проектировать вагон таким образом, что он не прошел бы испытания с прямоугольными стеклопакетами, а вот со скругленными вписывался в требования. Должен иметься определенный запас прочности, определнные вибрационные требования и прочее - и на все это скругление окон никак не влияет ибо они не являются частью несущей конструкции. Более того - большинство окон вовсе находятся в подвешенном состоянии и зажаты "резинками" по большим граням. Именно поэтому существует такая инструкция как "выдернуть шнур и выдавить окно" - потому окно не стоит на своем ребре, а взвешено между резиновых уплотнений. Потому разницы какие у него края нет - исключительно декор. (фото последнее)

Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (41)
6
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Да даже тут на картинках видно - дело не в установочной нише под стёкла -на неё плевать - обратите внимания на вырез под окнр в самой стенке - и естественно он скругленный.

23
Автор поста оценил этот комментарий

@moderator, этот коммент нужно прикрепить с пометкой "к посту есть уточнения\вопросы"

раскрыть ветку (23)
37
Автор поста оценил этот комментарий

судя по кол-ву публикаций от данной "авторки" - по 10-15 постов за несколько часов - это либо наемный контентмейкер, которому пофиг на качество - лишь бы кол-во, либо тупая журналистка набивающая руку.

раскрыть ветку (21)
7
Автор поста оценил этот комментарий
Думаю, как наберет рейтинг, начнет хуярить отборную дичь. Такое бывало уже сто раз. Тем более, выборы на носу, может и в этом ключе будет ебошить.

Хотя конкретно этот автор уже старожил на Пикабу, и к нему это, очевидно, не относится
раскрыть ветку (17)
9
Автор поста оценил этот комментарий

Думаю это контентмейкер на зарплате. ему уже давно похуй на рейтинг ибо нужно и дальше строчить по 10 постов за час.

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (11)
2
Автор поста оценил этот комментарий
А нахрена ему строчить? Он же не получает зарплату за это
раскрыть ветку (8)
8
Автор поста оценил этот комментарий

вы уверены что не получает?))) вы видели сколько рекламы на пикабу?) А чтобы удерживать определенный объем аудитории на ресурсе - этому ресурсу нужен контент. Вот и нанимаются подобные ребята чтобы создавать видимость живого ресурса.

раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Не могу с вами согласиться. Я сам пишу на Пикабу. И ни копеечки мне не дали денег. Да и рекламы я не вижу совершенно.
ещё комментарии
Автор поста оценил этот комментарий

А кому это нужно? Кто платит зарплату и какой профит получает сам?

раскрыть ветку (1)
3
Автор поста оценил этот комментарий

администрация пикабу - за поддержание интереса к ресурсу. Реклама - довольно прибыльная херня в 21 веке.

ещё комментарии
2
Автор поста оценил этот комментарий

Второе это маловероятно) а первое - это грустно, если правда

1
Автор поста оценил этот комментарий
Новое пришествие психологини?
1
Автор поста оценил этот комментарий

спасибо что вы есть

2
Автор поста оценил этот комментарий
@moderator, лучше это добавьте
#comment_211727552
3
Автор поста оценил этот комментарий

Вот! Про выдернуть шнур! Я когда читал пост, подумал в первую очередь прро выдёргивание шнура, а не про напряжения. С напряжениями бороться можно, усилив конструкцию в нужных местах.

Я считал, что окна со скруглениями делаются для эвакуации, потому что при использовании запасного выхода, стекло полностью выдавливается из проема ( и проём шире, и осколков нет). Так вот выдернуть шнур по радиусу, не порвав его, проще, чем по углу.

Я могу быть прав в своём умозаключении?

раскрыть ветку (10)
2
Автор поста оценил этот комментарий

не совсем. для данного шнура достаточно радиуса в 1 см. собственно настолько большой радиус - дизайнерская задумка.

раскрыть ветку (9)
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Я полагал, что при проездах в поворотах вагон скручивает и, чтобы в таком случае окна всегда открывались-закрывались, для избежания заломов и заклинивания створки в раме избавляются от углов. Но это про створки я думал.
раскрыть ветку (8)
2
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Его и скручивает, и изгибает, и растягивает, и сжимает. и сам он имеет собственные колебания. https://studref.com/467089/tehnika/ponyatie_silah_deystvuyus...

1
Автор поста оценил этот комментарий

У вагонов поездов, трамваев колёсные пары как у тележки в магазине. Они на 360 крутятся под вагоном

раскрыть ветку (3)
1
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Это хорошо, но на поворотах раму крутит же всё равно. Не замечали в вагоне скрипы при прохождении стрелок?

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Это скорее от оси колёсной пары, преподаватель рассказывал.

Автор поста оценил этот комментарий

Раму настолько заметно не крутит, а не смазанная ось колёсной пары скрипит

Автор поста оценил этот комментарий
Иллюстрация к комментарию
1
Автор поста оценил этот комментарий

вагон не скручивает. На него действуют определенные нагрузки, но шасси у него куда интересней устроены чем у обычного автомобиля. Рекомендую к ознакомлению кста (Шелдон Купер одобряет).

По поводу формы окон и внешней их облицовки - это по большей мере дизайнерская идея. С небольшими плюсами к простоте изготовления.

раскрыть ветку (1)
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Запасный выход — окно выдавливаемое — всегда скругление имело?
1
Автор поста оценил этот комментарий

спасибо! интересно

Автор поста оценил этот комментарий
У вас там фанерный пол лежит прямо поверх металла? Как же виброизоляция?
1
Автор поста оценил этот комментарий

извините, а почему авторка!? а не авторша!?... первый вариант режет ухо, а второй мы ещё лет 20 назад применяли.. видимо поэтому он привычнее, но тоже не очень

раскрыть ветку (2)
3
Автор поста оценил этот комментарий

И не автор...

Иллюстрация к комментарию
1
Автор поста оценил этот комментарий

да я когдат видел пост данного копипастера где он/она писал от имени женского лица. у меня прост пометка осталась в его профиле "копипастерка". если сейчас этот акк ведет парень - мне пофиг - смысл то не поменялся)

2
Автор поста оценил этот комментарий
Ну как бы доля правды в этом пиздеже есть. Не знаю как на паровозах, но по той же самой причине на кораблях люки, двери, горловины, иллюминаторы имеют округлую форму.
раскрыть ветку (4)
2
Автор поста оценил этот комментарий

ну тогда можно и вот так рассуждать - я приводил пример с бампером авто: он так то тоже радиусный, только вот он такой изначально по дизайнерской задумке, далее стоит цель программируемой деформации и только потом если потребуется - снятие концентраторов напряжений обсуждается. А подгонять к методике создания вагонов самолёты, здания и паровозы - это вообще бред, ибо конструкции и задачи у этих "агрегатов" разные. Все равно что перчатки с валенками сравнивать.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Окау
Автор поста оценил этот комментарий

это исторически так. Первые иллюминаторы (рамы для них) точили на токарном станке. Это был самый простой способ их изготовления.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Я не кораблестроитель, а всего лишь потребитель. Версию про нагрузки нам рассказывали в рамках теории и устройства корабля.
4
Автор поста оценил этот комментарий

Согласен,  понимаю, оснований тебе не верить нет - но фотки с производств очень люблю, так что кидай))

раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий

где то в данной ветке скинул. "Авторка" - сочинятильница еще та.

DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Пруфов от автора со ссылками на тех документауию вы не дождетесь.

Ну пожалуй помогу автору - см. ниже.

Автор поста оценил этот комментарий
@ksenobianinSanta, ответишь по существу или как?
раскрыть ветку (1)
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку