ПОЧЕМУ ХУДОЖНИКИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ ВДРУГ НАУЧИЛИСЬ РИСОВАТЬ

UPD: к посту имеются вопросы #comment_189636434

---

Все дело в физике, а точнее в камере-обскура — первым прототипом фотоаппарата, упоминание о ней встречается уже у Аристотеля.

ПОЧЕМУ ХУДОЖНИКИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ ВДРУГ НАУЧИЛИСЬ РИСОВАТЬ История искусств, Искусство, Живопись, Ян Ван Эйк, Леонардо да Винчи, Художник, Возрождение, Длиннопост, Камера обскура, Конспирология

Пришло время, когда камера стала размером с ящик с двояковыпуклой линзой в передней стенке и полупрозрачной бумагой или матовым стеклом в задней стенке. В таком виде ее использовали художники для изображения работ, уже начиная с эпохи Ренессанса. Как раз в это время работы начали отличаться хорошей детализации.

ПОЧЕМУ ХУДОЖНИКИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ ВДРУГ НАУЧИЛИСЬ РИСОВАТЬ История искусств, Искусство, Живопись, Ян Ван Эйк, Леонардо да Винчи, Художник, Возрождение, Длиннопост, Камера обскура, Конспирология

Конечно же, старые мастера держали все свои приёмы в живописи под строгим секретом. Никто не хотел конкуренции. Данные факты стали известны исследователям уже позже при сравнении работ разных художников и эпох.

Самой нашумевшей картиной, в которой исследователи видят использование камеры-обскура стала работа Ян Ван Эйка "Портрет четы Арнольфини" 1434 года. Расположение мельчайших бликов, теней и рефлексов просто приводит в восторг. Особенно это было прорывом в 15 веке.

ПОЧЕМУ ХУДОЖНИКИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ ВДРУГ НАУЧИЛИСЬ РИСОВАТЬ История искусств, Искусство, Живопись, Ян Ван Эйк, Леонардо да Винчи, Художник, Возрождение, Длиннопост, Камера обскура, Конспирология
ПОЧЕМУ ХУДОЖНИКИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ ВДРУГ НАУЧИЛИСЬ РИСОВАТЬ История искусств, Искусство, Живопись, Ян Ван Эйк, Леонардо да Винчи, Художник, Возрождение, Длиннопост, Камера обскура, Конспирология

Леонардо да Винчи применял камеру для набросков с натуры. Он даже описал её в своём "Трактате о живописи".

Еще один яркий пример с работой Питера Геррица ван Роэстратена «Признание в любви (Буйный повар)» — все персонажи левши. Даже обезьянка держащая подол платья.

ПОЧЕМУ ХУДОЖНИКИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ ВДРУГ НАУЧИЛИСЬ РИСОВАТЬ История искусств, Искусство, Живопись, Ян Ван Эйк, Леонардо да Винчи, Художник, Возрождение, Длиннопост, Камера обскура, Конспирология

Только в 17 веке камера-обскура обзавелась системой зеркал и призм, что позволяли не переворачивать изображения. Так появилась камера-люцида.

Благодаря камерам появились художники-документалисты, что писали детальнейшие сцены.
Например, Каналетто в 18 веке писал виды Венеции и Лондона благодаря этой техники и не скрывал этого факта.

ПОЧЕМУ ХУДОЖНИКИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ ВДРУГ НАУЧИЛИСЬ РИСОВАТЬ История искусств, Искусство, Живопись, Ян Ван Эйк, Леонардо да Винчи, Художник, Возрождение, Длиннопост, Камера обскура, Конспирология
ПОЧЕМУ ХУДОЖНИКИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ ВДРУГ НАУЧИЛИСЬ РИСОВАТЬ История искусств, Искусство, Живопись, Ян Ван Эйк, Леонардо да Винчи, Художник, Возрождение, Длиннопост, Камера обскура, Конспирология

Конечно же данной теории до сих пор находятся противники, однако на сегодняшний день можно считать практически доказанным, что революционный скачок в живописи, который сегодня связывают с эпохой Возрождения, на самом деле произошел во многом благодаря новейшим для того времени оптическим устройствам, которые «научили» художников рисовать предметы в перспективе.

Спасибо за внимание!

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
192
Автор поста оценил этот комментарий

Автор выдаёт маргинальную точку зрения, которой придерживается пара фриков, за полноценную гипотезу.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Гипотеза_Хокни_—_Фалько

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (25)
14
Автор поста оценил этот комментарий

@moderator9000

Стоит подобные мозговые испражнения не маленькой пометкой "есть сомнения" внизу поста снабжать, а банить.

Заодно как и авторов, кто повторно попадается на публикации дешевого желтушного материала, без пруфов, но с "откровениями и правдой" (заодно и рекламой собственных страничек - каждый говнодел желает и может быть успешным блогером, но не стоит их поощрять).


Ведь одно дело свобода высказывания личного мнения в комментариях, другое дело - отсутствие контроля за истинностью информации в материале и общий низкий уровень качества постов.


Кроме очевидных моральных аспектов - поощрения достаточности поверхностных знаний, отсутствия точности в них и замена фактов мифами и слухами, что ведет к культурной и интеллектуальной деградации общества в целом, есть и прямая угроза конкретно вашему ресурсу.


Дайте уже плетей тем своим маркетологам, кто считает, что копирование подхода других сайтов ("максимум низкопробного контента, количество перейдет в качество") - оптимальная стратегия развития любого информационно-развлекательного ресурса.


Это территория сайтов типа Яндекс.Дзена, и вы на этом поле битву все равно не выиграете - их ресурсов и запаса прочности у вас нет.


Прогнозируемый сценарий дальнейшего, без своевременных серьезных корректировок, неблагоприятный.

раскрыть ветку (4)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Здравствуйте.

Вообще тут есть две точки зрения, и каждая весьма сильно аргументирована. Просто вопрос "фильтрации" контента периодически поднимается и обсуждается как нами, так и пользователями, но к единому мнению здесь прийти сложно.

1. Ввести более жесткие рамки для контента. С одной стороны, это хорошо, и в случае, если бы сайт имел какую-то тематическую направленность и развивался как ресурс, претендующий на некую экспертность материалов и участников, это было бы однозначным вектором нашего развития.

Более того, если тут есть сеошники, они могут подтвердить - ресурсы, имеющие такую "экспертную" составляющую, следящие за тем, чтобы размещаемые материалы были исключительно достоверными, повышаются в поисковых выдачах как более релевантные. Например, прошлогодний core-update от Гугла был направлен именно на это. То есть предположение насчет того, что это идея маркетологов - в корне неверно, т.к. Пикабу от этого скорее бы выиграл по части охвата.

2. Но здесь есть несколько подводных камней. Во-первых, сайт никогда не позиционировался как научпоп или новостной. У нас именно что информационно-развлекательное сообщество, где материалы создаются самими пользователями. Качество здесь не может зависеть от количества, тонна некачественного контента не станет чем-то годным само по себе.

Во-вторых, на Пикабу действует рейтинговая система, где сами пользователи решают, что выводить в топ, а что хоронить в свежем - на кладбище постов у нас десятки тысяч мусорных статей. Это главный принцип, которого мы придерживаемся - пользователи должны сами решать. Однако при этом мы даём высказаться всем, включая сторонников альтернативных точек зрения, чтобы не навязывать свою точку зрения и чувства прекрасного. Именно поэтому мы  приняли практику апдейтов - давая возможность высказаться как одним, так и другим.

В-третьих, здесь очень тонкая грань. Например, для новостных постов, и постов, имеющих социальный резонанс, мы требуем доказательств или удаляем их в случае отсутствия каких-либо пруфов или при наличии опровержений. Кроме того, удаляется откровенно фейковая информация типа "5г-вышки разжижают вам мозги", разная эзотерическая чушь или социально опасные посты про вич,ковид-диссидентство и тому подобное.
И последнее, что меня беспокоит больше всего - если мы идём по варианту закручивания гаек, когда мы решаем, какую информацию фильтровать, какие посты убирать - здесь получается очень нечеткая размытая грань. Взять хотя быту же ситуацию вокруг выборов в США - с точки зрения медиагигантов и поисковых систем многие вещи, публикующиеся на Пикабу - харам. То же касается и некоторых отечественных явлений, например, спорных ситуаций вокруг гомеопатических средств - комиссия РАН по борьбе со лженаукой публикует свои статьи и аргументы, и это здорово. Защитники гомеопатических препаратов публикуют свои аргументы и статьи - и, несмотря на моё личное отношение к этой практике, это тоже хорошо. Мы не хотим вставать на одну или другую сторону, потому что выбор сторон - это всегда субъективно. Мы даем право высказаться всем и дискутировать и не решаем за других, что им читать и во что верить, пусть пользователи сами взвешивают аргументы за и против и принимают решение самостоятельно. Думать за других предпочитаю оставить рупорам пропаганды.

раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Добрый день,

Спасибо за развернутый ответ.

Заранее предостерегаю - напишу очень много текста. :)


Касательно различных подходов, здесь вопрос не в том, какие темы позволять постить, а какие нет, ведь рейтинговая система сама по себе может с большой долей эффективности работать над регулированием (разумеется, за пределами политики и аналогичных тем, где группа заинтересованных лиц легко влияет на "верность" информации и ее вес).

Вопрос в качестве контента (которое уже необходимо контролировать, саморегуляция зесь только во вред).


Если никак не реагировать на небрежные посты, похожие на вот этот, ресурс очень быстро превращается в инфопомойку. А переход в разряд инфопомойки вынуждает конкурировать с другими инфопомойками, и вот эту войну выиграть не получится, не имея возможностей того же Яндекса.


Современное общество, а особенно его интернет-часть устает от огромного потока информации.

Если раньше (когда ру-зона Сети только формировалась), число пользователей, доступных ресурсов и рекламы было малым, и можно было радоваться даже новому смешному рекламному "web2.0-баннеру" с gif-анимацией, то сейчас контент создают все (даже нейросети), выливая это бесконечным потоком, который нужно оценивать, фильтровать, тратя на это свои ресурсы и время.


Людей это утомляет, и любой может вспомнить и себя, и своих знакомых, кто раздражался от очередной рекламы в видео/игре/на сайте с кулинарным рецептом/сайте с музыкой.

Многие замечают, что бесцельно листают бесконечные ленты подписок на своих ресурсах, читая что-то и не запоминая, или не имея желания и сил дочитывать, или вдумываться.


Поэтому крайне важно, чтобы в информационном пространстве, в данный момент представляющем реку, куда выбрасывает свои сточные воды мегаполис Человечества, оставались островки и лодки, позволяющие пусть и ощущать запах нечистот, но иметь возможность в них самому не плавать.


---


В режиме чтения я с Пикабу с момента основания, и могу сказать, что многие стратегические изменения последних лет дали негативные последствия.


Если технические решения обычно выглядят уместными (когда работают - привет суппорт.текам ;), а часто и интересными, то некоторые решения явно уменьшают популярность ресурса.

К слову, "клубничные бунты" и, например, ситуация с пользователем с анекдотами категории "Б" весьма точно характеризуют те моменты, когда к аудитории стоило прислушаться внимательнее.


Взять ту же "клубничку" для более глубокого понимания и остальных процессов.

Да, Пикабу не профильный эротический сайт, и, с точки зрения прямой логики, поощрять эротику здесь не стоит.

С другой стороны, сам факт ее наличия (а откровенное порно здесь всегда банилось, как и пользователи, кто его постил, особенно неуместно) задавал настроение ресурсу в целом:

свободная информационно-развлекательная платформа, где каждый для себя находит что-то свое, как в употреблении, так и в самовыражении. Своего рода, социальная и более софтовая версия ресурсов прежних лет, типа Удафф.ком и схожих, где собирались креативщики и генерировали уникальный контент (продолжающий жить до сих пор в просторах Сети).

После войны с эро-мельницами, репутация ресурса снизилась, как и приток пользователей. В том числе, на это негативно влияет автобан комментариев с призывом пользователей-ботов, сохраняющих картинки в телеграм-каналы и на вк-страницы.

Хотя эта же "клубничка" (тем более, на сторонних ресурсах, но с прямыми ссылками на Пикабу), очевидно, работающий механизм по привлечению новых пользователей. Людей привлекает простые радости, а остаются они уже для более изысканных (ковыряться в "свежем", к примеру).


Ну и, разумеется, восприятие решений модерации пользователями было очень характерным: в какой-то момент стало ясно, что руководство ресурса не способно отличить капризы своей аудитории от ее воли. И если первым потакать не стоит (либо стоит, но очень вдумчиво и осторожно), то игнорирование последней наносит прямой удар уже ресурсу (по той главной причине, что ключевой ресурс Пикабу - не контент, а те, кто его потребляет и генерирует).


Основное отличие Пикабу от прочих аналогичных ресурсов - социальные функции. Каждый пост - мини-форум с саморегуляцией за счет акцентов на рейтинговой системе (как в оформлении комментариев, так и профилей пользователей и правил, завязанных на рейтинг), что добавляет игрового элемента.


Это эко-система, где любой может быть одновременно и креативщиком, и потребителем, и регулятором.


И несложно понять, что расцвет низкопробного "дзен-контента" со ссылками на сторонние ресурсы типа того же "Дзена" сейчас помогает в этом ключе скорее оттоку пользователей.


Общая масса читающих начинает задаваться вопросом: "зачем мне читать некоторое количество занятной ерунды здесь, где мои минусы на моих комментариях дают мне негативный фидбек, когда я могу позитивно читать ВСЮ занятную ерунду там, откуда она и появляется?".


"Борцы за чистоту контента" и "ламповый Пикабу" уходят по причине "Пикабу скатился, стал филиалом Яндекс.дзена".


Копипастеры уходят на профильные инфопомойки, не забывая репостить здесь со "ссылочками в описании", что также помогает оттоку пользователей из первой группы


Креативщики не получают должного уровня эмоционального фидбека, не говоря уже о финансовом ("эксперимент с донатами" работает только в инфопомойках, зато здесь он только может еще больше навредить контента).


---


Поэтому на данный момент имеем:

1. Отсутствие контроля качества контента (снова повторю - не тематической цензуры "не постить антипрививочный бред", а конкретно качества любых постов, несущих в своей основе информационное ядро, с претензией на правдивость).


2. Состояние, когда посты низкокачественные и часто откровенно фейковые находятся в том же статусе и пространстве, что и посты, где люди трудились над их созданием, что обесценивает их работу.

Коммунистические идеологии утопичны и не работают в реальном мире - не бывает, чтобы каждый работал, как ему удобно и хочется, а отклик получали одинаковый (напомню про рейтинговую систему и ее важность, ведь она - ядро отличия Пикабу от многих других похожих ресурсов). К чему приводит уравниловка, история показала многократно.


3. Пользователи приходят на ресурс за интересным и качественным контентом, который генерируют одни, но в итоге читают и помогают развивать копипастеров, креативщики уходят, а также нетребовательные пользователи уходят на профильные копипаста-сайты. Критично-требовательные читатели/креативщики также мигрируют туда, где контент добротный/труд ценят, не смешивая их с копипастерами.


Рост размеров аудитории здесь может сбивать с толку ("пользователей все больше, значит, правильной дорогой идем, товарищи"), но аудитория растет у любых функционирующих ресурсов с необходимой критической массой пользователей и поддержкой (группы в соцсетях/рекламой и прочим).

Также, каждый год происходит большой прирост интернет-аудитории в целом и корректируется процент разных возрастных групп. И здесь условные "десять тысяч новых человек" может оказаться "могло быть тридцать тысяч новых человек".


...просто от себя хотел бы добавить, что надеюсь,  что вы все это замечаете и сами, и уже давно прорабатываете стратегию для предотвращения назревающего кризиса.

1
Автор поста оценил этот комментарий
Такую детализацию картины (в зеркале) я бы не хотела пропустить. Приписку о сомнитеььнрсти заметила сразу. Это не отменяет необходимости фильтровать контент, но пока нет вкладки "сомнительно" рядом с горячим, не вижу острой необходимости в полном искореенении, когда фейковость раскрыта и подчеркнута.
раскрыть ветку (1)
5
Автор поста оценил этот комментарий

*Многотекста_алерт*


Для устранения проблемы ущербных, слабых, фейковых постов достаточно хотя бы давать пруфы на любые громкие заявления, и хотя бы перечитывать текст перед отправкой копипасты.


По-моему, требование подтверждать заявления особенно не являющиеся общеизвестным фактом, в чем-то, оформленном, как статья - это не запредельные запросы, а разумный минимум.


И приписка после поста не дает вообще никакого эффекта в разрушении фейковости. Она бы работала в начале поста, крупным шрифтом и без заигрывающего "есть некоторые сомнения": "ИНФОРМАЦИЯ В ПОСТЕ - ФЕЙК", вот так - справедливо, и очень мягко.

Жестко - удаление поста, а если подобное было неоднократно - пожизненный бан фейкописца.


Заигрывание с фактами - популярный инструмент пропаганды, благим целям оно никогда не служило. "Есть некоторые сомнения, что во Вторую Мировую погибло меньше тысячи людей", "есть некоторые сомнения, что Земля плоская".


А пока получается, что как ни заглянешь в пост (особенно со ссылкой на Дзен, или собственный ВК/ФБ/Инстаграм/что-то-еще), то там регулярно по паре одинаковых копипаст-абзацев, сам пост - баянистый перепост (в том числе - старого поста Пикабу) с кучей графоманской шелухи уровня первокурсника-словоблуда, а частенько еще и с выдуманными "фактами", как здесь.


Но выдается все за чистую монету.

Результат? Плодятся ложные сущности, уровень информационного шума растет, снижается доверие к информации в Сети в целом, что обесценивает в итоге правдивую.


В итоге социально ответственные люди вместо образовательной и развлекательной нагрузки получают больше стресса от лжи/самостоятельной работы по поиску правды и попыткам доказать и донести это до других, чтобы уменьшить разрушительный эффект дезинфомации ("ну как же так, ведь врут, а люди вижу, что поверили, не могу это так оставить").


Многие, не напрягая мозг, просто получают свою порцию "бабушкиных сказок", которые несут и распространяют дальше, помогая всеобщему отуплению ("а мне все равно, я и сам не понял толком, о чем тут, но на обеде коллегам перескажу, посмеяться чисто").


Плоды этого прекрасно видны - постоянные срачи в комментариях на несущественные проблемы, которых бы не возникало при минимальном контроле чистоты информации.

"Автор мудак, налил воды, не перечитывает, данные - лажа, я накопал вот тут опровержение", "пост боян многократный/ну и что а не видел раньше(да и не интересовался этим особо, иначе бы увидел)".


И для конкретного ресурса каждый такой фейк с вялой "ну, мне лень разбираться и что-то решать" реакцией модерации проблему только усугубляет - толковые авторы теряются, модные блогеры плодятся, информационный шум растет.


А в обычной жизни это приводит к всплескам популяции антипрививочников/антимасочников, жертв политической пропаганды и прочих "плоскоземельщиков", чей вклад уже наносит вред и тем, кто не относится к этим лагерям.

18
Автор поста оценил этот комментарий

Вот здесь в христоматии даются выдержки из трудов некоторых знаменитых художников и теоретиков живописи, в том числе и эпохи Возрождения. Полные тексты, при желании, также не составит труда найти.

Кому интересно, могут почитать как они сами представляли себе процесс рисования. Камера обскура там, разумеется, не фигурирует.

http://painting.artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000011/index.s...

раскрыть ветку (2)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Хуй мой могут высосать теоретики эти. Вот реальная инфа. Для незнающих людей объясняю, это железобетонные пруфы по теме. Ни слова об обскуре.

http://flibusta.is/b/221759/read

https://ru.wikipedia.org/wiki/Жизнеописания_наиболее_знамени...

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Вот очень хотелось просветиться, но ссыль флибусты не заводится, а на вике непонятно где читать... ЛЛ могла бы сильно загрустить, если бы не лень :)

69
Автор поста оценил этот комментарий

Меня отдельно веселит, что те, кто плюсуют этот пост, испытывая удовлетворение от того, что так легко приобщились к искусствоведению да еще и мазилок этих вывели на чистую воду, почти гарантированно прожигают стулья, когда сталкиваются с работами Хокни как художника и их ценами, и тут уже такой понятный и замечательный искусствовед-разоблачитель оказывается говнописцем, пособником отмывающих деньги на продаже произведений искусства жидорептилоидов и просто пидорасом.

раскрыть ветку (13)
125
Автор поста оценил этот комментарий

А в чем собственно вывод на чистую воду? Использование камеры обскура никак не принижает культурную ценность работ и уж точно никак не сможет научить писать детализированные картины, хотя бы по тому, что детализация у камер обскура  как раз таки низкая. Максимум поможет в построении композиции, но это в целом не проблема для любого художника. Если бы это было настолько эффективным инструментом то ее бы широко использовали и до нашего времени.

раскрыть ветку (5)
44
Автор поста оценил этот комментарий

Я это понимаю, вы это понимаете. Но перечитайте этот пост:

на сегодняшний день можно считать практически доказанным, что революционный скачок в живописи, который сегодня связывают с эпохой Возрождения, на самом деле произошел во многом благодаря новейшим для того времени оптическим устройствам, которые «научили» художников рисовать предметы в перспективе.

Тут буквально говорится, что Джотто, Пьеро делла Франческа и другие просто какой-то фигней страдали, пока художникам наконец камеру обскуру не показали.

раскрыть ветку (4)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Детализация некоторых картин конечно интересна. Почему нельзя допустить эту самую камеру обскуру к работам?

раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Думаю кто-то да использовал камеру.

ведь если к числу хороших художников добавить тех, кто камерой пользовался, то получится, что картин таких больше стало. Их же действительно больше стало
3
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

А вы за что воюете? Что не было никакой камеры?

1
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Я всегда думал, что Джотто все это начал, приятно находить подтверждение этому у других людей)

9
Автор поста оценил этот комментарий

Для меня это интересный факт. До этого видел, как один чел свой эскиз спроецировал на большое полотно и перекидал туда, а потом нарисовал картину. Думал вот бы в старину такие технологии - а оно оказывается вон оно как.

раскрыть ветку (1)
18
Автор поста оценил этот комментарий
Тоже такое видел. В 12 стульев на корабле товарищ Бендер плакат так рисовал. Впечатляет)
3
Автор поста оценил этот комментарий

На пикабу ежедневно пробегают срисовки с фотографий, который ежедневно вызывая бурный восторг мастерством художника и набирая нормальные рейтинги. Так что...

раскрыть ветку (4)
2
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

"Срисовать" с фотографии ещё уметь нужно. Не, я понимаю, когда говном поливают тех, кто обводит контур и пипеточкой берет цвет с фотки, или обводит на планшете с подстветкой при работе в традишке (хотя если рисуешь для собственного релакса, то твое дело). Но так то все художники используют референсы (чаще всего фото, ибо дёшево и быстро), и я не  понимаю гон на рисование с фоток. Это тащемта тоже определенного скила и таланта требует.

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Конечно нужно и это тоже умение и тоже непростое.

Но это не умение рисовать, я думаю.


Художники использую референсы (в том числе и фото) для замены набросоков, чтобы нарисовать картину, а не копируют уже готовую работу, сделанную фото-художником. Хотя копирование чужих работ тоже чему-то учит, я думаю. Но нарисованных работ.

2
Автор поста оценил этот комментарий
Не завидуй
раскрыть ветку (1)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Чему? Я слегка завидую людям, которые рисовать умеют, а это "творчество" принтер умеет делать лучше. Не говоря уже о работе фотографа.

10
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Так, стоп! А что, Philips разве не поднялся на продаже камер для всех тех голландцев, которые массово портреты и яблоки штамповали на полотнах? Ну, такие, дешёвые модели были, с хреновым динамическим диапазоном?

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

А откуда эта инфа? Не от Хокни ли случайно?

5
Автор поста оценил этот комментарий
@moderator, добавь в пост, сколько можно мракобесие рекламировать
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку