Почему богатые покупают дорогие вещи? Разбираю эффект Веблена

Слышали когда-нибудь фразу: «Дорогая вещь – значит, хорошая»? Или замечали, как люди с горящими глазами покупают брендовые вещи, даже если есть аналоги в десятки раз дешевле? Это не про качество, а про статус. Это эффект Веблена – феномен, когда чем дороже товар, тем больше его хотят.

📌 Почему так происходит?

Торстейн Веблен в XIX веке заметил, что богатые покупают вещи не потому, что они лучше, а чтобы показать свою исключительность. Это называется показное потребление – демонстрация статуса через дорогие покупки.

Мы все это видели:
🔹 Телефоны за 200 000 рублей, когда такой же функционал есть у модели за 40 000.
🔹 Брендовые кроссовки, которые ничем не лучше, но стоят в 5 раз дороже.
🔹 Машины люкс-класса, которые ездят по тем же дорогам, что и обычные.

Людям важно не просто обладать вещью, а чтобы другие знали, что они могут себе это позволить.

🔥 Работает даже в обратную сторону

Если элитный товар вдруг становится доступным всем, он теряет свою привлекательность. Вспомните Vertu – когда-то эти телефоны были символом статуса, но со временем их начали покупать не только сверхбогатые, но и те, кто хотел казаться ими. В результате бренд утратил свою элитарность и в итоге закрылся.

То же самое случается с машинами премиум-класса, когда их начинают брать в такси. Или с ресторанами, которые сначала посещают только избранные, но после наплыва обычных людей – теряют статусность.

🤔 Значит ли это, что дорогие вещи – это всегда маркетинг?

Не совсем. Есть бренды, где качество действительно на высоте. Но разница в цене между топовой и бюджетной моделью часто обусловлена не только качеством, а желанием покупателей чувствовать себя "выше других".

Какой вариант вам ближе?
Всего голосов:

(Кстати, недавно разбирала тему потребления через книги по психологии. Если интересно, вот тут бывает много таких разборов 👉 @samorazvitie_cherez_knigi)

Психология | Psychology

27K постов61.3K подписчиков

Правила сообщества

Обратите особое внимание!

1) При заимствовании статей указывайте источник.

2) Не выкладывайте:

- прямую рекламу;

- спам;

- непроверенную и/или антинаучную информацию;

- информацию без доказательств.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
1
Автор поста оценил этот комментарий
Бренд всегда качественнее и потому дороже и это касаемо любого товара.
раскрыть ветку (9)
Автор поста оценил этот комментарий

Не всегда. Цена бренда складывается из качества, маркетинга, наценки за престиж и других факторов. Бывает, что дорогая вещь действительно лучше, но иногда ты просто переплачиваешь за имя. Например, люксовые сумки могут быть сшиты на той же фабрике, что и куда более дешёвые аналоги — но за логотип ты заплатишь в разы больше.

раскрыть ветку (8)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Чего, блять, не всегда? Невсегдакает он..

Если ты свой "бренд" на рынке покупаешь, то естественно это говно.

А и да. Психолог из тебя такой же как бренды с рынка

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Твои слова — попытка скрыть свою неосведомленность. Лучше бы молчал, чем нес чушь.

2
Автор поста оценил этот комментарий
Я работаю с автозапчастями и бренд с аналогом как небо и земля. С вещами то-же самое, это факт.
раскрыть ветку (5)
Автор поста оценил этот комментарий

Ты в своём мире, да? В посте вообще речь о статусе и показном потреблении, а не о «правильных» и «неправильных» покупках.

раскрыть ветку (4)
1
Автор поста оценил этот комментарий
То есть, с сумками работает , а с запчастями нет?! 🤔 Если чел ставит в авто качественную деталь, но это никто не знает кроме него, ну и мастера, то он позёр, а если покупает качественную брендовую сумку, то это для позёрства?! Это не так работает. Если человек может позволить себе оригинал, то не купит реплику ибо только он знает реплика это или оригинал. Ты просто не понимаешь как мыслят действительно богатые люди.
раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

Ты путаешь две вещи. Автозапчасти берут ради качества и надежности, а статусные вещи — ради демонстрации достатка. Если человек покупает люксовую сумку, он делает это не только из-за качества, но и потому, что окружающие видят бренд. С запчастями такого нет — их никто не замечает. В этом и разница.


Думаю, на этом можно закончить дискуссию, а ради любопытства спрошу: в твоем понимании, кто такие богатые люди? Как ты описал бы их статус и образ жизни?

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Ты не понимаешь как мыслят действительно богатые люди.... Брендованная вещь это безупречное качество прежде всего.
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Повторюсь: в твоем понимании, кто такие богатые люди? Как ты описал бы их статус и образ жизни?

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку