По мотивам постов про секреты профессии

Я расскажу немного изнанки работы детским психологом.

  1. В большинстве случаев детские запросы – отражение родительских проблем. Или между собой, или с ребенком, или с бабушками-дедушками, или с собой они не могут договориться. Лет с 14 у подростка может быть отдельный от ситуации запрос, раньше – надо разговаривать с родителями. Должна признаться, когда я водила своих детей к психологам, мне тоже хотелось, чтобы дело оказалось в их особенностях характера, а не в моем подходе к воспитанию.

  2. Отсюда такое негативное отношение нормальных психологов к фразе типа «Я вам сейчас завезу дочку 8 лет, продиагностируйте ее там на предмет агрессивности». Как минимум на первой консультации мне нужен родитель. И очень вероятно, что только родитель мне и понадобится.

  3. К сожалению, в госучреждениях чаще подход как в садике и школе – родитель выступает как заказчик услуги и строгий ее инспектор. Но в детской психологии это очень малоэффективно. Я могу поснимать раз в неделю напряжение ребенка, обучить его кое-каким новым формам поведения, но мешающая ему жить ситуация в семье останется с ним 24/7. Отгадайте, что перевесит. И кто виноват останется, что не помог, кстати, тоже отгадайте.

  4. Пожалуй, исключение тут – групповые тренинги. Если у ребенка проблемы в общении, родители зачастую мало чем могут помочь. Они предлагают свой опыт, который не работает, потому что это другой человек. Только на практике в безопасной среде получается прорабатывать навыки коммуникации со сверстниками. Вот тут можно и без родителей. Неудивительно, что в госучреждениях очень любят групповую работу.

  5. Даже если проблемы у маленького ребенка не очень связаны с атмосферой в семье – ему снятся кошмары, он не умеет справляться со злостью, у него конфликт в саду с другим ребенком, он столкнулся со смертью и т.д. Даже в этом случае эффективнее будет обучить правильно реагировать на происходящее маму или папу. Он им доверяет, у них свой язык, они для него гарант безопасности. Конечно, семьи бывают разные, но если родитель ведет ребенка к психологу, значит, ему как минимум не все равно.

  6. Часто вижу парадоксальную ситуацию – родители детей с отклонениями тянут с диагностикой до последнего, часто до школы, не хотят видеть проблему. А родители умненьких, но своенравных детишек ищут им диагнозы психиатрические или неврологические. Потому что не хотят признавать, что не смогли с ними выстроить отношения.

  7. Интересно, что подростки все чаще ищут помощи в письменном он-лайн формате. В принципе, это логично – им даже на телефон доверия позвонить сложно так, чтобы никто не услышал. А тут переписывайся, когда удобно. Хоть на уроках. И анонимность обеспечена, им это важно.

Если еще чего интересного вспомню, напишу в комментариях.