Петербург

Чёрное зеркало Невы разбилось на тысячи осколков звёзд. Величавые сфинксы в полуночной дреме казались живыми стражниками старинного Петербурга, овеянного тайнами. Время поглотило ключи к ответу многих загадок некогда блиставшей столицы.

Аспирант-историк Саша был одним из тех юнцов, кто пытался отчаянно найти те «ключи». Провинциальный взгляд на жизнь отражался в его романтических порывах. Жил он в центре города, в большой коммуналке - бывшем доходном доме. Царство былой роскоши поражало своим великолепием. Уличный электрический свет струился сквозь причудливые витражи, рисуя в полумраке парадной цветную мозаику. Барельефы украшали стены, но были нещадно выкрашены краской, как и деревянные двери, все носило отпечаток заброшенности и ветхости. Для юноши из маленького городка, жившего в панельной девятиэтажке, все это казалось музеем. Он снимал комнату  с огромным камином, некогда облицованным царской плиткой, но теперь замазанным в белый цвет. Огромное окно-эркер выходило на центральную улицу. И что немаловажно - в этом доме всегда был тёплый чай и печенье. А еще здесь был стеллаж с книгами, их оставила хозяйка. Саше нравилось выбрать что-то наугад, сесть на широкий подоконник, чтобы непременно с чаем, и читать. Каждый раз он удивлялся обнаруженным сокровищам- дореволюционным книгам.

Это был обычный дождливый день, когда тоска заволакивает город и хочется завернуться в плед, греясь воспоминаниями о лете. Саша сидел дома, слушал «Агату Кристи» и, в общем-то, бездельничал, листая увесистый старинный сборник с иллюстрациями. Когда ему позвонили, он выронил книгу, та с шумом упала на пол, выплюнув фотографии.

Со снимка на Сашу насмешливо взирала молодая особа. Судя по всему, карточка была старинная, дореволюционная. Кто эта незнакомка было неизвестно. Юноша ринулся к ноутбуку, чтобы поискать похожую фотографию в интернете, но и это не дало результатов, тогда он решил перетряхнуть все книги  домашней библиотеки. Он скурпулёзно просматривал каждую книгу, аккуратно пролистывая её, чтобы найти хоть какую-то зацепку, которая помогла бы приоткрыть завесу тайны  загадочной девушки. Через пару часов он нашел аккуратно сложенные квадратики писем с почти выцветшими чернилами.

Все они были на французском языке, и Саше пришлось очень долго переводить их на компьютере. Судя по всему, это была любовная переписка. Как звали влюблённых - до сих пор оставалось тайной. Чтобы докопаться до истины, он набрал номер хозяйки комнаты. Однако та ничего не знала, книги ей достались от предыдущих владельцев, и, по сути, были ей не нужны. Она предложила забрать всю эту библиотеку, когда он решит вернуться в родной город. А то они захламляют и без того маленькую комнатушку. Получив полный карт-бланш, историк принялся кропотливо изучать письма. В его душе любопытство смешивалось с чувством вины, что он влезает в чужие отношения, пусть даже и с научной точки зрения. Он выяснил, что влюбленные познакомились на балу, были вхожи в высшее общество Петербурга. В основном, это были признания в верности и любви. И будто бы пара хотела обручиться. Однако в последнем письме Сашу поразил факт, что на именины молодой человек подарил своей возлюбленной кирпич. Судя по всему, девушку не ожидала такой дешёвый подарок, хоть кирпич и был ручной работы, богато украшенный разноцветной мозаикой. Она жаловалась своему жениху, что домочадцы потешаются над дней. Тем не менее. подарок от любимого человека был ей приятен и в знак своей преданности, она обещала сохранить его, спрятав в тайнике. Это все,  что удалось выяснить. Сашу неприятно поразил тон письма, от него веяло формальностью и складывалось впечатление, что подарок послужил поводом для размолвки. Больше писем не было. Неделю Саша ходил озадаченный своей находкой, он предполагал, что его комната когда-то принадлежала девушке с фотографии. Но подтверждения этому не было. Казалось странным, почему молодой человек вдруг решил подарить кирпич. Это походило больше на розыгрыш.

В выходные дни он пригласил своих приятелей из аспирантуры к себе домой. Они хотели сыграть в компьютерную игру и сходить в бар развеяться. Гости долго рассматривали старый камин и расстроились, узнав, что его нельзя разжигать.

-В таких каминах нередко водятся мыши, а прикинь, они тебе сгрызут твои работы, - пошутил Игорь. - он с шумом отодвинул заслонку, взял веник, пытаясь вычистить весь мусор из недр камина: на пол полетели огрызки семечек, старые скомканные газеты, какие-то железяки, камни, побитая плитка.

-Давайте стрим запишем, какие привидения обитают в старой коммунарке, - засмеялся Антон.- он включил на телефоне фонарик и полез внутрь заслонки. - Я чего-то нашел.

Он протянул товарищам кирпич: грязный, потрескавшийся, с отломанными краями. Саша сразу узнал его: блеклое стекло мозаики рисовало блики моря. Конечно, он сразу спрятал его в ящик стола.

-Слушайте, пойдемте в бар, - запротестовал Игорь, - хватит ерундой заниматься.

В баре было шумно и весело.

-А зачем ты кирпич убрал в стол? Это же мусор, - вдруг начал Костя.

Саше пришлось рассказать друзьям про историю с фотографией. Они долго строили догадки, зачем нужен такой подарок.

-Ты должен отнести его на кафедру, показать нашим профессорам. Эту историю нельзя присваивать. Ты же аспирант, вот тебе материал для научной статьи,- убеждал Игорь.

-А знаете ли вы, мои дорогие коллеги, что в 19 веке было популярно искусство шарад. Подарок-ничто иное, как шутка, которую должна была разгадать мадемуазель,- встрял в разговор Антон.

-То есть ты считаешь, что смысл гораздо глубже, чем нам всем кажется? Это искусная шарада, которую так и не разгадали?- Саша начал догадываться, что в кирпиче кроется какая-то тайна- Так это же тайник. Костик, может же это быть тайником?

-Чисто теоретически да, эдакая штакулка, в которую можно было бы что-то спрятать, - сказал Костя.

Через час друзья уже были в комнате и смотрели на кирпич.

-Как его разломать? Может, в парадной грохнем? -предложил Игорь.

-В мастерскую надо нести, а еще лучше на кафедру,- Саша забрал артефакт.

И предложил решить вопрос утром. Он подождал, пока его товарищи разъедутся по домам, а потом  стал пристально изучать подарок. Он тряс его и взвешивал, рассматривал под настольной лампой, искал инфо в интернете. Но тщетно. Он еле дождался утра, сложил папку с фотографиями в пакет, куда легкомысленно сунул и кирпич.

Он стремительно летел через лестничные марши, не держась за перила и, когда впереди замаячили огромные двери парадной, он вдруг споткнулся, выронив пакет.

Так Саша случайно разгадал тайну подарка, с грустью взирая на разломанный пополам кирпич: он был глиняный с небольшим отверстием, внутри которого лежало кольцо.

Позднее он встретился в университете с главным профессором-историком, чтобы передать свою находку. Удалось выяснить что молодой человек из писем был сыном владельца кирпичного завода. Он слыл человеком неординарным и любящим разного рода загадки. Невеста жила в том доме, где сейчас снимал комнату Саша. Она не оценила по достоинству подарок, а вскоре и вовсе уехала во Францию,  таким образом, их союз был обречён. Гуляя по Невскому проспекту, Саша думал, почему молодой человек не сделал предложение своей невесте открыто. Может быть, спасаясь от меркантильности, он так проверял будущую жену, а она проверку не прошла. Самая главная тайна так и осталась неразгаданной.