Первый сверхзвуковой пассажирский самолёт
Почему же сверхзвуковые пассажирские самолёты перестали производить ?
В 1962 году Великобритания и Франция объединили усилия для создания и производства сверхзвукового пассажирского самолёта "Конкорд".
В Советском союзе знали о британско-французском проекте, поэтому советские инженеры вели собственные разработки в этом направлении.
Разработка сверхзвукового самолета велась в конструкторском бюро Туполева, а производителем выступил Воронежский авиазавод.
Строительство первого опытного самолёта Ту-144 началось в 1965 году, а первый полёт опытного Ту-144 состоялся 31 декабря 1968 года, на два месяца раньше Конкорда.
5 июня 1969 года на высоте 11 000 метров, Ту-144 развил скорость выше звуковой. А 25 мая 1970 года самолёт на высоте 16 300 м достиг скорости 2150 км/ч.
"Конкорд" предназначался для трансатлантических полетов из Европы в США и обратно, в то время как Ту-144 должен был летать над территорией Советского Союза.
Поэтому "Конкорд" мог лететь над безлюдным океаном на сверхзвуковой скорости на меньшей высоте, а Ту-144 приходилось подниматься выше, чтобы при переходе на сверхзвук, шум с неба не тревожил людей на земле. Отсюда и различия в весе, расходе топлива и ряда других показателей.
Не обошлось и без происшествий. 3 июня 1973 года в ходе международного авиасалона Ле-Бурже, Ту-144 разрушился в воздухе и упал на жилой район. В результате погибли шесть членов экипажа и восемь жителей французского посёлка.
23 мая 1978 года произошла вторая катастрофа опытного образца Ту-144. Во время испытательного полёта, произошло возгорание топлива из-за разрушения топливопровода. Экипаж самолета совершил вынужденную посадку на поле в Подмосковье.
31 июля 1980 года во время очередного испытательного полёта, у Ту-144Д на сверхзвуковом режиме на высоте 16 000 метров, произошло разрушение одного из двигателей. Экипаж с большим трудом вывел самолёт из пикирования и успешно посадил его. Двигатели машины отправили на доработку.
Несмотря на происшествия, работа продолжилась. Всего было построено 16 летных экземпляров, еще 4 для наземных испытаний и 1 был не достроен.
Два Ту-144 работали на маршруте Москва - Алма-Ата, открывшемся в 1977 году. Полет проходил на скорости в 2000 км/час. Расстояние в 3200 км авиалайнер преодолевал за два часа. Ту-144 успел совершить 55 пассажирских рейсов по маршруту Москва - Алма-Ата.
В последствии, от сверхзвукового самолёта, было решено отказаться по причине экономической нецелесообразности. Затраты на топливо, обслуживание и создание необходимой инфраструктуры на земле, были весьма дорогостоящими.
Сохранилось несколько музейных экспонатов Ту-144. Один из них находится в Монино, еще один в Казани, один в Ульяновске и один в Жуковском. В Европе, в музее техники в Германии, Ту-144 символично установлен рядом с Конкордом.
Технические характеристики:
Экипаж: 3 человека.
Пассажировместимость: 120–140 пассажиров.
Длина: 65.50 м.
Высота: 10.50 м.
Взлетный вес: 120 000 кг.
Максимальный взлетный вес: 180 000 кг.
Максимальная скорость: 2 500 км/ч.
Практический потолок: 18 000 м.
Конкорд и Ту-144 в немецком городе Зинсхайм. Музей техники.
На этом всё. Спасибо за внимание и хорошего всем настроения.
Авиация и Техника
9.3K постов17.5K подписчиков
Правила сообщества
Правила Пикабу