Первая научная история искусств И.И. Винкельмана — оценка Л.С. Клейна

Данная статья относится к Категории 🔮 Появление нового жанра

Первая научная история искусств И.И. Винкельмана — оценка Л.С. Клейна Творческие люди, Искусство, Творчество, Искусствоведение, Культура, Наука и жизнь, Научный метод, Видео, YouTube, Длиннопост

«Чтобы определить научное значение труда Винкельмана для истории искусства, нужно понять простую и впечатляющую истину: это по существу первая научная история искусств вообще. До Винкельмана книги по истории искусств представляли собой подборы афоризмов и цитат или сводки сведений о любопытных редкостях и шедеврах или, в лучшем случае, хронологические перечни данных о художниках и их произведениях.


Его фигура высится над культурой и искусством XVIII века подобно маяку. В искусстве его влияние в те времена было огромно. Его книга стала учебником для художественной молодёжи всех стран, академии художеств перестраивались в его духе, его эстетические принципы видят в творчестве Давида, а особенно - Кановы и Торвальдсена.


Винкельмана считают частью так называемого Контр-Просвещения - реакции на увлечение рассудком и знанием, которая (хотя и по разным причинам) была по сердцу католическим верхам и протестантским учёным. Зарождающийся романтизм ищет истину и красоту в естественном спонтанном творчестве (Руссо ведь современник Винкельмана), а Винкельман указал на греческую культуру как детство человечества, на греческое искусство как лучшее, идеальное отражение природы. Католические монархи, французские, итальянские и австрийские, считали себя наследниками римских императоров, а протестантские идеологи Германии и северной Европы, из духа противоречия, выдвигали Грецию как фундамент европейской культуры (ещё Мартин Лютер предпочитал подлинный греческий текст Библии латинскому, по его мнению, искажённому). Вот и получилось, что Винкельман, выражавший эти протестантские по происхождению тенденции, пришёлся ко двору в Ватикане эпохи Просвещения. […]

Первая научная история искусств И.И. Винкельмана — оценка Л.С. Клейна Творческие люди, Искусство, Творчество, Искусствоведение, Культура, Наука и жизнь, Научный метод, Видео, YouTube, Длиннопост

В чём же секрет этого воздействия на умы?


Прежде всего, надо отметить, что современников поражала уже сама форма его произведений - смелые образы, афористичность и эмоциональность, простой и ясный звучный язык - это были первые образцы немецкой классической прозы. Уже здесь Винкельманвыступил родоначальником. Но это не главное. […]


То новое увлечение Грецией, которым Европа XVIII века обязана в значительной мере Винкельману, было осмыслено им в системе эстетических принципов (здесь незачем их перечислять), которые легли в основу нового стиля в искусстве - стиля неоклассицизма. Редко бывает, чтобы у истоков нового стиля стоял не художник-практик, а мыслитель-теоретик!


Гегель сказал о Винкельмане: «Его надо считать одним из тех, которые сумели в сфере искусства изобрести новый орган для человеческого духа». Идеи, которые создали этот новый стиль, объективно были связаны с подъёмом третьего сословия на поверхность общественной жизни в ведущих странах Европы и с поисками обоснования новых общественных идеалов в традициях греческой демократической культуры - в частности в её эстетических традициях.


Но идеи Винкельмана не ограничивались узким кругом чисто художественных задач. Он заинтересовался истоками основных движений в искусстве, и эти истоки увидел не в божественном откровении или индивидуальных деяниях, а в материальных условиях жизни страны и народа. Более того, идеализация демократической Греции и отвращение к дворянски-деспотическим режимам выразилось у него в прямых выводах о воздействии политического устройства на судьбы искусства. Чем объясняется у него консерватизм искусства древних египтян? «Их законы ограничивали мысль, принуждая её исключительно следовать за предками и запрещая им всякие новшества». Чем объясняется расцвет греческого искусства? «Из всей этой истории следует, что именно свобода родила искусства». В чём причина падения современного Винкельману искусства? «Деспотизм ограничивает поле искусства тем, что лишь одно лицо имеет право быть великим в своем народе и сделаться бессмертным, лишая всех других этой возможности...» Эти революционные по природе идеи и сделали Винкельмана основоположником немецкого гуманизма эпохи буржуазно-демократического подъёма, лидером немецкого просветительства.

Первая научная история искусств И.И. Винкельмана — оценка Л.С. Клейна Творческие люди, Искусство, Творчество, Искусствоведение, Культура, Наука и жизнь, Научный метод, Видео, YouTube, Длиннопост

В чем-то Винкельман звал назад - к подражанию грекам, к возрождению античных («классических»!) образцов, отброшенных лидерами Века Разума, и это-то, вероятно, вызывало благоволение к нему церковной элиты. Но основные стимулы его творчества были прогрессивными. Его близость к папскому престолу делала только ещё более отчетливым его явный атеизм, видный и в его отношении к мессе, церквям (не посещал, не крестился), и в обстоятельствах перемены религии, и в упоении языческой культурой. Известно, что инквизиция шпионила за Винкельманом.


В историографии очень рано Винкельман был признан гением. Ему посвятили специальные панегирики Гёте, Гёрдер, Лессинг и другие светила. Тот же гёттингенский профессор Гейне, который издал первый учебник археологии, писал о Винкельмане: «Его первые же писания на этом жизненном пути выдают гения». Иоганнес Мюллер о работах Винкельмана: «Это стиль гения». И так далее. Отмечались и другие его качества, важные для зачинателя. Дени Дидро восклицал: «Люблю фанатиков... Таков Жан-Жак Руссо... Таков Винкельман»


Фанатизм в соединении с заурядностью может принести немало вреда. Фанатизм, помноженный на гениальность, породил археологию и историю искусств. Но не стоит забывать, что для того, чтобы это стало возможным и плодотворным, понадобились века Возрождения и затем двести лет антикварианизма. Чтобы Винкельман стал зачинателем новой эпохи, он должен был оказаться завершением предшествующей».


Клейн Л.С., История археологической мысли в 2-х томах, Том 1, СПб, Изд-во СПбГУ, 2011 г., с. 178-180.


Источник — портал VIKENT.RU


Дополнительные материалы

см. термин Скачок качественный в 🔖 Словаре проекта VIKENT. RU


+ Плейлист  из 13-ти видео: УНИКАЛЬНЫЙ КОНТЕНТ: НОВЫЕ ТЕМЫ & СОЗДАНИЕ НОВЫХ ЖАНРОВ

+ Ваши дополнительные возможности:Идёт приём Ваших новых вопросов по более чем 400-м направлениям творческой деятельности – на онлайн-консультацию третье воскресенье каждого месяца в 19:59 (мск). Это принципиально бесплатный формат.


Задать вопросы Вы свободно можете здесь: https://vikent.ru/w0/


Изображения в статье

Иоганн Иоахим Винкельман — немецкий богослов (по образованию), историк античного искусства, основоположник научного искусствознания. Первым стал анализировать НЕ личность творца, а сами произведения и этапы развития искусства / Public Domain & Лев Самуилович Клейн — отечественный культуролог, историк науки, один из создателей теоретической археологии. Владелец личной научной картотеки в 180 000 карточек / Археология

Музеи Ватикана, Пинакотека, зал XIV. Франческо Нолетти (также известный как Франческо Мальтезе), священная мебель и музыкальные инструменты, около 1650 г. / CC BY-SA 4.0

Joost de Momper d. J. — The ambush / Public Domain

Лига искусствоведов

467 постов2K подписчиков

Добавить пост