Перспективы применения нейрочипов: мнения экспертов

Нейрочип представляет собой небольшое устройство, основанное на интерфейсах «мозг-машина», которое имитирует функционирующие синапсы. Его имплантация в тело человека позволяет осуществлять взаимодействие мозга с компьютером. Хотя скорость обработки данных пока уступает скорости человеческого мозга, они развиваются. Нет никакого этического конфликта, пока оно используется для нервной реабилитации или для восстановления нарушенных или отсутствующих неврологических функций. Однако другие приложения вызывают споры.

Перспективы применения нейрочипов: мнения экспертов Совершенство, Исследования, Здоровье, Медицина, Ученые, Нейронные сети, Нейрохирургия, Эксперт, Чип, Наука, Мозг, Длиннопост

Обсуждение нейрочипов в основном ограничивается небольшим кругом ученых, таких как инженеры-нейротехнологи, художники, философы и специалисты по биоэтике. Вскоре нейрохирурги будут принимать непосредственное участие во внедрении нейрочипов, поскольку от них может потребоваться выполнение инвазивных процедур.

Будущим нейрохирургам придется стать нейрохирургами другого типа. Они будут частью междисциплинарных команд, взаимодействующих с компьютерными инженерами, нейробиологами и специалистами по этике. Хотя от нейрохирурга не ожидается, что он будет экспертом во всех областях, он должен быть с ними знаком; они должны быть готовы определять показания, противопоказания и риски процедур, участвовать в процессах принятия решений и даже сотрудничать в разработке устройств для сохранения анатомических структур. Нейрохирургической деятельности присущи также социальные, экономические и правовые аспекты; поэтому эти аспекты также следует учитывать.

Нейрочип или нейроморфный чип — это небольшое имплантируемое устройство в центральную нервную систему, которое может обеспечивать взаимодействие определенных областей мозга с компьютером. Нейрочипы имеют интерфейсы «мозг-машина» (ИМТ), которые имитируют функционирование синапсов; хотя скорость обработки данных все еще медленнее, чем у человеческого мозга, они развиваются.

Защита прав человека в эру технологий

Представьте себе, что вы можете наблюдать на экране свои давно утраченные детские воспоминания или подавлять травмирующий опыт. Представьте себе детектива, использующего устройство для расшифровки мыслей подозреваемого во время допроса, или судью, определяющего риск рецидива или возможность реабилитации преступника по их мозговым волнам. А как насчет солдат, которые смогут подавить чувство страха или боли на поле боя одним поворотом ручки?

Эти антиутопические сценарии были использованы для описания множества возможностей, которые вскоре может предложить быстро расширяющаяся область нейротехнологий, на публичных слушаниях, созванных консультативным комитетом Совета ООН по правам человека. Группа экспертов, которой было поручено изучить возникающие проблемы, пригласила ведущих ученых, чтобы объяснить последствия для прав человека технологий, которые могут считывать и записывать активность мозга и даже вмешиваться в нее.

«Я не знаю, видели ли вы фильм «Оппенгеймер», но мы сейчас находимся на одной и той же стадии», — заявил комитету Рафаэль Юсте, профессор биологических наук и директор Центра нейротехнологий Колумбийского университета, имея в виду катастрофические последствия превращения атома в оружие.

«Вы можете увидеть эти замечательные возможности с помощью нейротехнологий; мы могли бы лечить пациентов, мы могли бы понять, как работает мозг, и узнать, кто мы такие как люди. Но мы должны убедиться, что эта технология будет разработана на благо человечества и не будет иметь никаких негативных побочных эффектов».

Хотя до сих пор первоначальные и преобладающие применения нейротехнологий были медицинскими, все большее число технологических компаний вкладывают значительные средства в эту область, особенно в электроэнцефалографию (ЭЭГ), метод, изобретенный в 1920-х годах и используемый для диагностики эпилепсии, инсультов и других заболеваний. Неинвазивные съемные электроды обычно помещаются на кожу головы для обнаружения электрической активности мозга и ее интерпретации.

В 2018 году игровая студия представила демо-версию, в которой ЭЭГ-гарнитура позволяла игрокам мысленно бить по мячу. Технологические титаны также вступили в игру. Alphabet, материнская компания Google, работает над наушниками, которые смогут собирать данные о мозге. Facebook, переименованный в Meta, в прошлом году приобрел американский стартап CTRL-Labs, который работает над нейронными браслетами, которые будут считывать жесты и переводить их в такие действия, как набор текста, проведение пальцем по экрану или стрельба стрелой.

«Это начало того, что станет цунами приложений, в которых люди будут использовать эти доступные нейротехнологии для декодирования умственной деятельности», — сказал другой эксперт.

Нейробиолог предупредил о плохих правилах контроля над этими немедицинскими продуктами. В большинстве стран они подпадают под действие обычного закона о защите прав потребителей, который менее строг, чем медицинские правила, например, когда речь идет о требованиях к защите данных.

Еще одна человеческая категория?

Использование нейротехнологий более широкими слоями здорового населения ставит другие фундаментальные вопросы по мере развития рынка того, что ученые называют улучшением когнитивных функций. От улучшения концентрации, производительности или скорости реакции до регулирования эмоций — это поднимает вопросы о справедливости и конкурентоспособности.

Граница между машиной и человеком будет более размыта, чем когда-либо, объяснил Марчелло Йенка, доцент кафедры этики искусственного интеллекта и нейробиологии на медицинском факультете Технического университета Мюнхена. Помимо экзистенциальных вопросов майора-киборга Мотоко Кусанаги в японской научно-фантастической манге 1990-х годов «Призрак в доспехах» о том, где заканчивается машина и начинается человек, могут возникнуть практические юридические вопросы.

Источник