Персональный гусеничный многоцелевой вездеход. Концепт."Mud Truck DTV"

Персональный гусеничный многоцелевой вездеход. Концепт."Mud Truck DTV" Гусеничный вездеход, Разработка, Транспорт, Электротранспорт, Проект, Обсуждение, Длиннопост

Всем доброго времени суток.

Внимание - МНОГАБУКАФФ!

В кратце расскажу, что к чему: во время обычного ковыряния в клоаках интернетов, наткнулся на забавную штуковину - гибрид самоката, скейтборда и танка. Зовется эта хр.. штуковина DTV Shredder (не реклама! Приводится для желающих вникнуть в суть). Заинтересовала. Продолжил поиски аналогов, обнаружил китайский X-tank (не реклама! Соображения - те же).
Относительно последнего, возникла и благополучно почила мысль стать диллером.

Персональный гусеничный многоцелевой вездеход. Концепт."Mud Truck DTV" Гусеничный вездеход, Разработка, Транспорт, Электротранспорт, Проект, Обсуждение, Длиннопост

Более пристрастное изучение ТТХ ввергло меня в уныние, ибо хотя сам концепт весьма интересен, но запас хода в 25 км и водобоязнь ДВС... Не танковое это поведение.
Так уж случилось, что в то же время я озадачился сборкой электровела "под себя" из существующих на рынке комплектующих.
Не ведаю, какие глубинные процессы мыслеброжения стали тому причиной, но оценив стоимость вышеуказанных девайсов и сравнив с тем, что предложено на рынке в виде комплектующих, я решил, чтов состоянии сам спроектировать и построить подобный девайс.
Но... Мощнее, Круче, Электричнее!

Персональный гусеничный многоцелевой вездеход. Концепт."Mud Truck DTV" Гусеничный вездеход, Разработка, Транспорт, Электротранспорт, Проект, Обсуждение, Длиннопост

Поскольку опыта подобных проектов я пока не имею, решил обрисовать, что же, собственно, я хочу "на выходе". Получилось так (или около):
- модульная конструкция
- полностью электрический
- запас хода 80 км (вариабельно)
- собственная масса до 200кг (с учетом батарей)
- полезная нагрузка - 130-150 кг
- тяга на фаркопе - 500 кг(на салазках)
- возможность подключения зависимого модуля (прицепа) с собственной батареей и моторами, но с управлением с основного
- общие габариты, позволяющие осуществлять перевозку без прицепа-платформы (например - в багажном отсеке минивена или паркетника)
- простота и интуитивность управления
- эргономичность
- герметичность

Список неоднократно модифицировался и изменялся, представленный тут - неполный, включает только основные требования.
Имея все это, я приступил к кипячению мозгов.

Персональный гусеничный многоцелевой вездеход. Концепт."Mud Truck DTV" Гусеничный вездеход, Разработка, Транспорт, Электротранспорт, Проект, Обсуждение, Длиннопост

Тут следует упомянуть, что с техникой я кое-как связан ( механик с 10 летним стажем), а вот с проектированием - не очень. Но - не беда...
Долго-ли, скоро-ли... Измазав с два десятка листов ватмана, я таки допер, что Автокад мне в помощь и вообще - цифра - сила.

Персональный гусеничный многоцелевой вездеход. Концепт."Mud Truck DTV" Гусеничный вездеход, Разработка, Транспорт, Электротранспорт, Проект, Обсуждение, Длиннопост

В первую очередь был спроектирован основной узел - гусеничный модуль с моторколесом на 4 кВт (велосипедное, безколлекторное, пиковая - до 7.5 кВт)
Идея была еще и в том, чтобы максимально использовать уже предложенные на рынке элементы. Втулки, подшипники, амортизаторы и т.д. Все это должно облегчить обслуживание и ремонт пользователю. На данный момент модель адаптирована под стандартные (170/40) даунхильные амортизаторы и моторколесо диаметром 240мм с посадкой под вилку 145-175, представленные на местном рынке.

Персональный гусеничный многоцелевой вездеход. Концепт."Mud Truck DTV" Гусеничный вездеход, Разработка, Транспорт, Электротранспорт, Проект, Обсуждение, Длиннопост
Персональный гусеничный многоцелевой вездеход. Концепт."Mud Truck DTV" Гусеничный вездеход, Разработка, Транспорт, Электротранспорт, Проект, Обсуждение, Длиннопост

Подвеска полностью независимая, с тремя группами амортизаторов. Каждая группа предусматривает возможность установки от 1 до 3 амортизаторов одного типа - в зависимости от нагрузки и необходимости.
Трак предполагается выполнить цельнолитым из полиуретана. Решение не окончательное, буду консультироваться с производителем и решать. Как запасные, существуют еще несколько вариантов: композитный с несущими кордами, композитный по цепному принципу, композитный литой и еще несколько.

Персональный гусеничный многоцелевой вездеход. Концепт."Mud Truck DTV" Гусеничный вездеход, Разработка, Транспорт, Электротранспорт, Проект, Обсуждение, Длиннопост

Изобразив модуль подвески в цифре, сообразил, что такая штука может заинтересовать и сама по себе. Ибо интернеты пестрят отчетами о постройке гусеничных вездеходов кулибиными... Думаю, заинтересуются. Тем более, что этот модуль по сути - самостоятелен. Просто прикрути к раме и езжай. Ну, батарейку еще и контроллер нужно...

Персональный гусеничный многоцелевой вездеход. Концепт."Mud Truck DTV" Гусеничный вездеход, Разработка, Транспорт, Электротранспорт, Проект, Обсуждение, Длиннопост

Далее, взялся за базу. Базовый модуль, состоящий из, собсно, рамы с размещенными батарейными блоками, органов управления и рукоятки.

Рассмотрев существующие девайсы, согласился с разумностью управления по принципу наклона платформы (как у скейтборда). Да, непривычно для многих, зато обеспечивает 3 точки опоры всегда, плюс - уклон внутрь поворота, что при схеме управления стоя поможет компенсировать центробежную силу, действующую на райдера. Да и ничего сложного в этом нет (сам на скейте лет 10 откатался). Руль же - является только рукояткой для сохранения равновесия и местом для крепления рюкзака или подсумка. Там же находятся рукоять контроля скорости, ключ безопасности (как на гидроцикле) и бортовик ( контроль энергосистемы и прочего). Так же на стойке "руля" будет размещен контроллер, что обеспечит ему (контроллеру) нормальное охлаждение.
В процессе, было принято решение немного усложнить конструкцию, но реализовать возможность поворота стойки руля +/- 45° от продольной оси. Для удобства стойки райдера во время езды. Сама стойка "руля" - складная, с подстройкой по высоте с шагом в 50мм.

Персональный гусеничный многоцелевой вездеход. Концепт."Mud Truck DTV" Гусеничный вездеход, Разработка, Транспорт, Электротранспорт, Проект, Обсуждение, Длиннопост
Персональный гусеничный многоцелевой вездеход. Концепт."Mud Truck DTV" Гусеничный вездеход, Разработка, Транспорт, Электротранспорт, Проект, Обсуждение, Длиннопост
Персональный гусеничный многоцелевой вездеход. Концепт."Mud Truck DTV" Гусеничный вездеход, Разработка, Транспорт, Электротранспорт, Проект, Обсуждение, Длиннопост

Сама схема управления - "танковая". Ручка газа регулирует ускорение обоих моторов ( синхронизировано контроллером), наклоны футпада же отвечают за перераспределение оного между моторами. (Наклон влево - левый мотор -Х%, правый +Х%). В неподвижном состоянии маневр не осуществляется.
Так же предусмотрена установка дисковых тормозов на оба мотора с единой рукояткой на руле и отсечкой питания при нажатии на рукоятку тормоза. С их же помощью реализую функцию стояночного тормоза.

Персональный гусеничный многоцелевой вездеход. Концепт."Mud Truck DTV" Гусеничный вездеход, Разработка, Транспорт, Электротранспорт, Проект, Обсуждение, Длиннопост
Персональный гусеничный многоцелевой вездеход. Концепт."Mud Truck DTV" Гусеничный вездеход, Разработка, Транспорт, Электротранспорт, Проект, Обсуждение, Длиннопост

Футпад.
(Платформа ездока)
Имеет сложную форму. Две чашевидные области для ног должны обеспечить возможность установить стопы горизонтально при уклоне до 10-15° в любую сторону. Сам футпад стабилизирован по продольной оси рычажной системой с моноамортизатором. Аморт - регулируемый, что позволит подстроить жесткость наклона под массу ездока.

Персональный гусеничный многоцелевой вездеход. Концепт."Mud Truck DTV" Гусеничный вездеход, Разработка, Транспорт, Электротранспорт, Проект, Обсуждение, Длиннопост
Персональный гусеничный многоцелевой вездеход. Концепт."Mud Truck DTV" Гусеничный вездеход, Разработка, Транспорт, Электротранспорт, Проект, Обсуждение, Длиннопост

Клиренс всей конструкции - 150 мм, ход подвески - 75мм.
Общая длинна - 1500мм, высота - 450. Ширина 900мм.

На данный момент - допиливаю основной модуль. Уточняю схему и элементы управления, прикидываю как установить свет и брызговики. Потом возьмусь за "прицеп" и то, как его подключить к основному блоку.

Персональный гусеничный многоцелевой вездеход. Концепт."Mud Truck DTV" Гусеничный вездеход, Разработка, Транспорт, Электротранспорт, Проект, Обсуждение, Длиннопост

После постройки концепта, в планах - начать кампанию на краудфайдинг-ресурсе и запусть мелкосерийное производство.
Так же, задумываются дальнейшие модификации и развитие данного девайса. Например - реализация дистанционного управления и работа нескольких аппаратов в группе...
Буду думать и над "прицепом". Хочу установить грузовые салазки и систему самопогрузки/разгрузки. Довести полезную нагрузку до 500кг . Есть и другие задумки.

Такие дела.

Теперь о сути: на данный момент я приветствую любые коментарии и обсуждения. Нужна ли такая игрушка, аль - нет? Области применения и т.д.. Да - все что угодно в принципе.
Так же, я буду рад любой помощи в разработке и реализации.

К сожалению, сейчас сильно ограничен в плане связи. Стабильный доступ к сети будет ближе к зиме, пока же я бываю нерегулярно, но раза 3-4 в месяц. Буду стараться отвечать всем и никого не оставлять без внимания.

Прошу прощения за сумбур в изложении - хотелось максимально кратко и максимально - полно.
Всем спасибо, можно пинать.

P.S. Пикча с мужиком, моторколесом, карикатура и фото райдера на DTV - честно потырены из нэта. Остальное - мое.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
Автор поста оценил этот комментарий

Получится - взлетит. Вояки первым делом заинтересуются. Но к ним надо с прототипом.

раскрыть ветку (21)
Автор поста оценил этот комментарий
Вояяяяки?.... Вот все думаю об этом... Не, не заинтересуются. Уж точно - не наши.
Чтоб к воякам зайти - нужна сертификация. А это - уйма денег, нервов и срубленных тропических лесов на электронный документооборот.
Ну их.
раскрыть ветку (20)
Автор поста оценил этот комментарий

Сертификация нужна когда уже будут с ними договорённости по характеристикам и прочему, ну и это не проблема.

Но в общем то, основу да, надо обкатать в быту. Пилить долго, чтобы это было быстрым и устойчивым, нужно опираться на кинематику мотоциклистов - наклон центральной платформы соответственно углу поворота для удержания правильного ЦТ одновременно с притормаживанием нужной гуски и разблокированием дифа и т.д.


Будет трудно, но итог очень интересный должен получится.

раскрыть ветку (19)
Автор поста оценил этот комментарий
"наклон центральной платформы соответственно углу поворота для удержания правильного ЦТ" именно так.😁
раскрыть ветку (7)
Автор поста оценил этот комментарий

Ну и при разгоне и торможении соответственно))

раскрыть ветку (6)
Автор поста оценил этот комментарий
...там, в корме, на скринах если присмотреться, можно увидеть одинокий зеленый поперечный амортизатор. С его помощью можно регулировать жесткость платформы - именно в целях подстройки под массу ездока в разрезе сохранения центра тяжести. Я об этом моменте не по наслышке знаю - откатал на доске в свое время достаточно. Работа же привода и пропорциональный разгон/торможение - целиком на контроллере, завязанном через потенциометр на наклон платформы.
Думаю, все будет как надо.
раскрыть ветку (5)
Автор поста оценил этот комментарий
Относительно сертификации... Ну ее лесом, вот честно. По сути - это тонна бабла в никуда. Скачать спецификацию соответствия можно и на шару. И под нее подогнаться. Но приглашать офф перцев, чтоб они штампик поставили... Перебъются. Просто делается как у китайцев: продукт не имеет сертификации IPV, но был протестирован на погружение на глубину до... в течении... минут, падение с ...метров и способность работать при температуре х-у градусов.
По сути - то же самое. Де-юре - просто информируем конечного пользователя.
Автор поста оценил этот комментарий

Тоже вариант, но думаю многим более подойдёт "руль", за который можно держаться, и управление газом на нем. Ну и управление направлением надо обдумать.


Рулить телом (центром тяжести) хорошо для развлекухи, это тяжело. Для работы надо другое.

Должно быть наоборот - платформа должна сама помогать человеку держать ЦТ, не отнимая его силы.

раскрыть ветку (3)
1
Автор поста оценил этот комментарий
"Рулить телом (центром тяжести) хорошо для развлекухи, это тяжело."
Не согласен. В случае скейта - да, там выкладываешься по-полной, но это - приучете поддержания скорости. Там кинематика движения другая. Сноуборд уже - гораздо более "фриндли", там именно что просто рулишь. Но и при этом - он без подвеса и затрачиваются доп усилия.

"Должно быть наоборот - платформа должна сама помогать человеку держать ЦТ, не отнимая его силы."
При правильной настройке стабилизирующего аморта под вес ездока, так и будет. Она будет поддерживать наклон, оптимальный для сохранения ЦТ.
И еще момент: рулить бордом тяжело, когда нет доп точки опоры. В данном случае это - стойка-руль.
Для "совсем рабочего варианта" я предполагаю комплект оснастки "под трактор". Сидушка и модернизированный футпад "под педали". Газ же останется на стойке руля. А, быть может, замороч3сь настолько, чтоб и управление на руль сбросить. Посмотрим.
В данный момент я перекомпоновываю подвес под 10кВт мотор.
раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Здраво!

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Спасибо.
Автор поста оценил этот комментарий
ИМХО: кинематика мотоциклистов тут не катит. Бордеры. Или сноубордеры. Оно тут ближе. У байка эффект гироскопа работает. То совсем другое.
раскрыть ветку (10)
Автор поста оценил этот комментарий

Наклон платформы по крену работает, на этом основано немало наработок. Из последних - электрический трицикл, где два колёса впереди. Оно будет работать и тут.

Наклон по крену тоже будет, но придётся составлять таблицу соответствия скорости, массы, показаниям акселерометра в плане ускорения и т.п. Ну и показания гироскопа конечно нужны, это даст стабилизацию.


Чем платформа едет по земле - дело десятое.

раскрыть ветку (9)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Можно ссыль?
раскрыть ветку (8)
раскрыть ветку (7)
Автор поста оценил этот комментарий
Интересный девайс. Мне в свое время попадался ямаховский концепт супеспорт-квадрика. Двухлитрового. Там тоже был спаренный передний и задний подвес с механизмом наклона. Но у них упор был не на управляемость, а на повышение площади и сохранения пятна контакта.
А вел интересный, да.
раскрыть ветку (6)
Автор поста оценил этот комментарий

Ну сам принцип сохранения оптимального ЦТ мне нравится. Но тут механика, а у электроники больше возможностей.

раскрыть ветку (5)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Да. Но в данном случае - не целесообразно. Усложнение - на порядок вверх, надежность - на три порядка вниз.
Это имеет смысл на моноколесе или гироборде, где сам принцип движения/управления базируется на точном контроле ЦТ. А тут - гусли. Оно на них стоит и собственный ЦТ имеет оч низкий. А стабилизатор футпада нужен исключительно для комфорта ездока. Так что... Не виду смысла усложнять.
раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий

Наверное, так и есть. Хотя поэкспериментировать было бы здорово)

раскрыть ветку (3)
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку