Педагогика - это искусство

Хоть опыт у меня и небольшой, но при индивидуальном подходе к ученикам я еще ни разу не использовала двух идентичных методов преподавания. Схожие задания были, похожая реакция на капризы – тоже. Но работать от начала до конца с каждым ребенком по одним и тем же схемам ни разу не получалось.

Как вообще можно загонять в строгие рамки работу с людьми? Они ведь все разные. У каждого свой уникальный опыт, взгляд на мир и поведение. И, несмотря на определенное внешнее сходство, путь постижения наук у всех разный.


При работе с двумя мальчиками я ощущала себя фокусником, развязывающим «узлы». То есть если представить, что узел – это какое-то незнание, мешающее продвинуться вперед – то достаточно его развязать, чтобы ученик смог разом осознать и выучить огромный пласт теории и практики.


И то эти мальчики были разные: один лучше воспринимал устную информацию, а второму обязательно нужна была визуальная подача материала. И я подстраивалась под каждого из них ради эффективности работы.


А были у меня дети, у которых мозг работал совсем по-другому. То есть одно и то же правило я вдалбливала им на протяжении нескольких уроков раз за разом, раз за разом, а они его не усваивали… не понимали до конца. Механически задания выполняли, опираясь на примеры, но затем все вновь забывали.


А однажды я пришла и ребенок на первых же минутах урока выдал мне теорию того правила, да еще и задание выполнил без повторения идеально. На мое удивление «неужели ты его наконец-то выучил?», ученик не менее удивленно пожимал плечами: «Что выучил? Это же очевидное правило. Я интуитивно все решил». Он даже не осознает, что мы уже давно это проходим с разных точек зрения. Просто мозг этого ребенка хитро вставил новый кусочек пазла в свою структуру и поэтому ученик даже не заметил перемен. А с чем были трудности? Да непонятно вообще.


У нескольких моих девочек благотворность изучения языка сильно зависело от настроения. Хорошее настроение – выучивает целые пласты, которые откладываются в голове надолго. Нейтральное настроение – работает в нормальном ритме, как идеальный среднестатистический ребенок (не больше и не меньше положенной программы). Плохое настроение… может целый час проистерить, ничего не выучив. Затем проистерить еще на следующий урок из-за того что после предыдущего урока ничего не выучила и заработала плохую оценку в школе… и так до тех пор, пока исцеляющего словесного пенделя не получит. Либо пока само не пройдет.


Причем истерика может выражаться не в ярких проявлениях эмоций (визг, крики, удары головой о стол), а в депрессивном состоянии. Что-то из оперы «я неудачник! Я ничтожество!». Жаление себя несчастного, сетование на тяжелую судьбинушку, упадническое настроение и тд.


А были и такие ученики, которые любую информацию проглатывали, если я подавала ее под разными соусами. Даже самую страшную последнюю нудятину учили с легкостью и удовольствием, если я чуточку изменяла внешний вид задания. Например, изучаем мы в английском языке простое настоящее время. Сегодня выполняем упражнения с персонажами Звездных Войн, завтра – с пиратами, после завтра – с машинками. И ребенок вроде бы понимает, что по сути это одни и те же задания, но каждый раз с огромным энтузиазмом берется за них. Лишь бы только внешний вид игры не повторялся.


В общем, по этой причине я считаю, что педагогика – это больше искусство, чем наука. И поэтому мне так интересно заниматься своим делом: никогда не знаешь, какой ученик тебя ждет. Что придется придумывать в этот раз? Какие у него сильные и слабые стороны? Чего опасаться и что может нам помочь?


Каждый новый ребенок – это новая загадка, которую мне интересно разгадать.


PS: к сожалению, когда ученик работает из-под палки родителей и не имеет вообще никакой мотивации – вот тут искусство рассеивается. Остается лишь суровый свод упражнений, которые не требуют от ребенка ни настроения, ни желаний. И существуют для того, чтобы хоть немного подтянуть язык без инициативы пациента.


А если попытаться отыскать за него и для него эту мотивацию – то я буду изо дня в день заниматься не своим делом, а плясками вокруг костра. Иными словами, приходится работать над воспитанием и пинками, а не над полноценным преподаванием предмета. Но от такой работы никакого образовательного толка не будет: ни мне, ни ученику.

Лига Педагогов

1.7K поста5.7K подписчик

Добавить пост

Правила сообщества

Можно:

Писать все, что можно отнести к педагогам и педагогике.

...

Нельзя.

1. Попрошайничать;

2. Рекламировать;

3. Оскорблять участников сообщества;

4. Писать не по теме;