Парапланы. Часть 2: как параплан держится в воздухе и набирает высоту?
Трейлер поста: видели когда-нибудь, как пакет из пятёрочки уносится потоком воздуха за девятиэтажку? Вот так.
Ну а теперь давайте серьёзно) В прошлом посте мы узнали, что параплан в отличие от парашюта способен не только доставлять человеческую тушку с неба на землю, но и вполне себе предназначен для длительных полётов на большие дистанции. Тем не менее, законы физики подсказывают нам, что без дополнительной тяги в спокойном воздухе параплан будет постепенно опускаться вниз под действием силы тяжести. Это значит, что высоту во время полёта периодически нужно набирать. Так как же это возможно, если никаких двигателей у обычного парапланериста нет?
Разгадка состоит в том, что во многих ситуациях воздух совершенно не спокоен. Более того, помимо горизонтального движения воздуха (ветра) существует ещё и вертикальное: воздушные массы где-то могут подниматься выше, где-то, наоборот, опускаться... Вот эти вот восходящие потоки и нужно использовать для того, чтобы набрать высоту.
Существует два основных типа восходящих потоков воздуха: термические и динамические. Начнём с последних (динамиков), ибо тут всё совсем просто. Когда ветер натыкается на какое-нибудь вертикальное препятствие (холм, гора, здание и т.п.), воздуху нужно как-то его обогнуть. Следовательно, перед препятствием возникает восходящий поток, который и поднимает параплан вверх, как тот самый пакет из пятёрочки перед девятиэтажкой)
Динамики хороши тем, что практически всегда можно точно сказать, где они образуются. Всё просто: видишь, что ветер дует на стену - лети туда. Минус динамика в том, что хорошо работает он обычно только при достаточно сильном ветре и на холмистом рельефе. Так, например, в районе Москвы таких горок вообще практически нет, и до ближайшей приходится ехать несколько часов, а иногда и под Калугу. Обычно самые идеальные условия для парения в динамике можно найти в горах и у морского побережья.
Ну и как можно понять по схеме выше, высота, которую можно набрать в динамике, тоже ограничена, да и далеко от склона на маршрут тоже не улетишь. Поэтому для длительных полётов и большого набора высоты парапланеристы обязательно используют термические потоки. Термики - это восходящие потоки горячего воздуха. Все ведь знают, что горячий воздух менее плотный, чем холодный, и поэтому стремится подняться выше? Поэтому-то в сауне на верхних полках жарче всего. Там тоже идёт термик от печки)
Снаружи же в роли такой "печки" выступает земная поверхность: нагретая солнечной радиацией земля прогревает и нижние слои воздуха, а затем нагретый горячий воздух устремляется вверх эдакими "пузырями" или целыми струями. Хоть мы этого и не видим, картина очень похожа на кипящую воду в кастрюле, где от дна к поверхности поднимаются пузыри водяного пара или просто горячие струи воды. Соответственно, чем лучше прогревается земля, тем наиболее вероятно появление в этом месте термика. Обычно наилучшими местами являются какие-либо чёрные области (вроде вспаханного поля), либо такие формы горного рельефа, где тёплый воздух может как бы "скапливаться" (вроде чаши или, как ещё говорят, "ложки").
Сверху термик обычно оканчивается небольшими кучевыми облаками. Поэтому тёплая погода с большой мелкой кучёвкой сигнализирует нам об идеальных условиях для длительных полётов) А при полётах на больших высотах сами по себе облака обычно служат неплохим индикатором наличия термика в этом месте: маршрут можно строить, просто летая от облака к облаку.
Когда пилот находит термик, он начинает крутить термическую спираль, чтобы подольше остаться в этом столбе поднимающегося воздуха. Вот так вот и происходят длительные полёты)
Кстати, когда ты находишься в воздухе, иногда бывает не так-то и просто понять, поднимаешься ли ты или снижаешься, особенно если потоки слабые. Поэтому основной прибор для парапланериста - вариометр. Вариометр - это датчик вертикальной скорости, который реагирует на изменение давления. Обычно, если обнаружен подъём, вариометр начинает пищать. Существует огромное разнообразие приборов: от простых пищалок за 20 баксов и до дорогущих полётных компьютеров за тысячи долларов, которыми обвешиваются некоторые профессиональные спортсмены.
Благо, современные технологии позволяют уже не тратить кучу денег на приборы (по крайней мере для полётов на любительском уровне). Лично я просто купил себе телефон со встроенным бародатчиком, установил на него программу XCTrack, и он вполне себе заменяет мне вариометр и навигатор =)
Ну а если вы хотите увидеть, как это всё происходит на деле, вот в этом видео, например, можно посмотреть, как какой-то немец сначала выпаривает с очень небольшой горки в динамике, а затем набирает в термиках высоту в несколько километров. Зачастую такую ситуацию, когда есть и термические потоки, и динамические, называют термодинамик. Но вообще выпарить с такой маленькой горки - большая удача, чем это видео и интересно)
На сегодня, наверное, хватит. Я тут подумал, что о том, как набирать высоту в полёте, я рассказал, а о том, как, собственно, этот полёт начинается, нет. Поэтому в следующий раз, наверное, я расскажу о том, как вообще парапланеристы стартуют, и что происходит до или во время старта)
Все посты из моей серии про парапланы можно найти в этой публичной категории: pikabu.ru/@G0nZaleZ/saved/1072433
Лига парапланеристов
70 постов163 подписчика