Парапланы. Часть 2:  как параплан держится в воздухе и набирает высоту?

Трейлер поста: видели когда-нибудь, как пакет из пятёрочки уносится потоком воздуха за девятиэтажку? Вот так.


Ну а теперь давайте серьёзно) В прошлом посте мы узнали, что параплан в отличие от парашюта способен не только доставлять человеческую тушку с неба на землю, но и вполне себе предназначен для длительных полётов на большие дистанции. Тем не менее, законы физики подсказывают нам, что без дополнительной тяги в спокойном воздухе параплан будет постепенно опускаться вниз под действием силы тяжести. Это значит, что высоту во время полёта периодически нужно набирать. Так как же это возможно, если никаких двигателей у обычного парапланериста нет?

Парапланы. Часть 2:  как параплан держится в воздухе и набирает высоту? Параплан, Познавательно, Полет, Воздух, Авиация, Видео, Длиннопост

Разгадка состоит в том, что во многих ситуациях воздух совершенно не спокоен. Более того, помимо горизонтального движения воздуха (ветра) существует ещё и вертикальное: воздушные массы где-то могут подниматься выше, где-то, наоборот, опускаться... Вот эти вот восходящие потоки и нужно использовать для того, чтобы набрать высоту.


Существует два основных типа восходящих потоков воздуха: термические и динамические. Начнём с последних (динамиков), ибо тут всё совсем просто. Когда ветер натыкается на какое-нибудь вертикальное препятствие (холм, гора, здание и т.п.), воздуху нужно как-то его обогнуть. Следовательно, перед препятствием возникает восходящий поток, который и поднимает параплан вверх, как тот самый пакет из пятёрочки перед девятиэтажкой)

Парапланы. Часть 2:  как параплан держится в воздухе и набирает высоту? Параплан, Познавательно, Полет, Воздух, Авиация, Видео, Длиннопост

Динамики хороши тем, что практически всегда можно точно сказать, где они образуются. Всё просто: видишь, что ветер дует на стену - лети туда. Минус динамика в том, что хорошо работает он обычно только при достаточно сильном ветре и на холмистом рельефе. Так, например, в районе Москвы таких горок вообще практически нет, и до ближайшей приходится ехать несколько часов, а иногда и под Калугу. Обычно самые идеальные условия для парения в динамике можно найти в горах и у морского побережья.

Парапланы. Часть 2:  как параплан держится в воздухе и набирает высоту? Параплан, Познавательно, Полет, Воздух, Авиация, Видео, Длиннопост

Ну и как можно понять по схеме выше, высота, которую можно набрать в динамике, тоже ограничена, да и далеко от склона на маршрут тоже не улетишь. Поэтому для длительных полётов и большого набора высоты парапланеристы обязательно используют термические потоки. Термики - это восходящие потоки горячего воздуха. Все ведь знают, что горячий воздух менее плотный, чем холодный, и поэтому стремится подняться выше? Поэтому-то в сауне на верхних полках жарче всего. Там тоже идёт термик от печки)


Снаружи же в роли такой "печки" выступает земная поверхность: нагретая солнечной радиацией земля прогревает и нижние слои воздуха, а затем нагретый горячий воздух устремляется вверх эдакими "пузырями" или целыми струями. Хоть мы этого и не видим, картина очень похожа на кипящую воду в кастрюле, где от дна к поверхности поднимаются пузыри водяного пара или просто горячие струи воды. Соответственно, чем лучше прогревается земля, тем наиболее вероятно появление в этом месте термика. Обычно наилучшими местами являются какие-либо чёрные области (вроде вспаханного поля), либо такие формы горного рельефа, где тёплый воздух может как бы "скапливаться" (вроде чаши или, как ещё говорят, "ложки").

Парапланы. Часть 2:  как параплан держится в воздухе и набирает высоту? Параплан, Познавательно, Полет, Воздух, Авиация, Видео, Длиннопост

Сверху термик обычно оканчивается небольшими кучевыми облаками. Поэтому тёплая погода с большой мелкой кучёвкой сигнализирует нам об идеальных условиях для длительных полётов) А при полётах на больших высотах сами по себе облака обычно служат неплохим индикатором наличия термика в этом месте: маршрут можно строить, просто летая от облака к облаку.

Парапланы. Часть 2:  как параплан держится в воздухе и набирает высоту? Параплан, Познавательно, Полет, Воздух, Авиация, Видео, Длиннопост

Когда пилот находит термик, он начинает крутить термическую спираль, чтобы подольше остаться в этом столбе поднимающегося воздуха. Вот так вот и происходят длительные полёты)


Кстати, когда ты находишься в воздухе, иногда бывает не так-то и просто понять, поднимаешься ли ты или снижаешься, особенно если потоки слабые. Поэтому основной прибор для парапланериста - вариометр. Вариометр - это датчик вертикальной скорости, который реагирует на изменение давления. Обычно, если обнаружен подъём, вариометр начинает пищать. Существует огромное разнообразие приборов: от простых пищалок за 20 баксов и до дорогущих полётных компьютеров за тысячи долларов, которыми обвешиваются некоторые профессиональные спортсмены.

Парапланы. Часть 2:  как параплан держится в воздухе и набирает высоту? Параплан, Познавательно, Полет, Воздух, Авиация, Видео, Длиннопост

Благо, современные технологии позволяют уже не тратить кучу денег на приборы (по крайней мере для полётов на любительском уровне). Лично я просто купил себе телефон со встроенным бародатчиком, установил на него программу XCTrack, и он вполне себе заменяет мне вариометр и навигатор =)

Парапланы. Часть 2:  как параплан держится в воздухе и набирает высоту? Параплан, Познавательно, Полет, Воздух, Авиация, Видео, Длиннопост

Ну а если вы хотите увидеть, как это всё происходит на деле, вот в этом видео, например, можно посмотреть, как какой-то немец сначала выпаривает с очень небольшой горки в динамике, а затем набирает в термиках высоту в несколько километров. Зачастую такую ситуацию, когда есть и термические потоки, и динамические, называют термодинамик. Но вообще выпарить с такой маленькой горки - большая удача, чем это видео и интересно)

На сегодня, наверное, хватит. Я тут подумал, что о том, как набирать высоту в полёте, я рассказал, а о том, как, собственно, этот полёт начинается, нет. Поэтому в следующий раз, наверное, я расскажу о том, как вообще парапланеристы стартуют, и что происходит до или во время старта)


Все посты из моей серии про парапланы можно найти в этой публичной категории: pikabu.ru/@G0nZaleZ/saved/1072433

Лига парапланеристов

70 постов163 подписчика

Добавить пост
Вы смотрите срез комментариев. Показать все
1
Автор поста оценил этот комментарий

Насколько опасен этот спорт по сравнению с парашютом или дельтапланеризмом? И контролируете ли место спуска в смысле как потом со всем этим скарбом идти или возраст на место всегда возможен.

раскрыть ветку (4)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Точной статистики, к сожалению, нет, но я думаю, опасность примерно одного порядка.

В идеале, конечно, всегда нужно держать в голове, где сможешь сесть, когда идёшь на маршрут. И в идеале, конечно, иметь возможность вернуться к месту старта, но это возможно в основном только при полётах в безветренную погоду. А так - иногда кто-нибудь из товарищей может организовать подбор на машине, иногда своим ходом добираются. Я так недавно, например, сел в нескольких километрах от старта, и обратно меня подвёз какой-то кавказец, который сам был только счастлив попасть в такую необычную ситуацию XD

раскрыть ветку (3)
3
Автор поста оценил этот комментарий

А какова грузоподъемность параплана?

Можно ли помимо своей тушки взять припасов на пару тройку дней, да укатить улететь из этой страны и запросить статус беженца в какой-нибудь Португалии?

раскрыть ветку (2)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Пхех, можно) Есть даже такая отдельная дисциплина - бивуак-флай. Люди проделывают большие многодневные маршруты. Вот, кстати, маршрут Red Bull X-Alps, который щас проходит. Из Зальцбурга в Ниццу.


Обычно у каждой модели параплана есть несколько размеров под разный вес. Например, для моего крыла есть диапазон от 60 до 120 кило (вес пилота + оборудования), разбитый на 4 размера. Ну и на крайняк есть тандемные крылья, которые могут выдерживать больше пары сотен кило.

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Иллюстрация к комментарию
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку