Пожалуйста, будьте вежливы! В новостных и политических постах действует Особый порядок размещения постов и комментариев.

Ответ Splinpinguin в «Люди из 90-ых, расскажите, каково оно было на самом деле?»

Мне кажется, сильно зависит от того, насколько экономически зацепило или удалось "попасть в струю". Даже по друзьям моего возраста (я - 1986 года) разница от "приходилось людям с кандидатской степенью ночами воровать картошку с колхозных полей на еду" до "удачно ездили в Турцию с баулами, построили три дома"). Опять же, нечеловеческий разгул бандитизма, международная напряжённость, нарастание проблем в республиках бСССР, две чеченских, рост наркомании и Кашпировский с МММ по телевизору.


При всём при этом невозможно отрицать один мощнейший плюс - реальное открытие границ и гласность. По телевизору спокойно шли "Куклы", "Академия Собственных Ашибок"  и "Тушите Свет!", издавалось полулегально огромное количество крутейшей литературы, включая малоизвестных здесь западных фантастов. Притащенного другом Фрэнка Баума с его "Страной Оз" я в итоге прочитал раньше, чем "Волшебник Изумрудного Города", который является советским переводом-адаптацией Баума и ВОРОВСТВОМ ЧУЖОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ. Как и половина советской эстрады, законов-то нет, воровать можно, перевёл текст песни, украл музыку - и вот готов очередной хит. В библиотеках можно было найти и бесплатно почитать какого-нибудь Алана Дина Фостера, Фрица Лейбера или Лоис Макмастер Буджолд, которых с тех лет, кажется, и не издавали вовсе.


С концертами приезжала куча западных команд, как и наоборот было множество возможностей местным талантливым исполнителям поехать хоть в Европу, хоть в США (те же Red Elvises). В видеопрокатах был весь цвет западного кино, мы в школе менялись переписанными кассетами бесплатно. Ушла цензура, что позволило куче талантливых ребят типа той же ОСП-Студии или "Масок" делать забавные штуки, не отчитываясь комсоргам за каждую запятую. Или ставить постановки "неправильных" писателей. Или возить "неправильные" товары без риска сесть за спекуляцию. За прекращением государственного спонсирования "правильных" исполнителей и творцов внезапно стало возможным слушать и смотреть тех, кто реально интересен. А не нафталиновых звёзд "Голубых огоньков", которые были "идеологически верными" Партии, а все остальные максимум чесали по ресторанам, провинциальным ДК и полуподпольным рок-клубам.


Думаю, подобное же было в той же Польше или Германии после падения стены. Некое время дикой свободы и ощущения перемен, на волне которых многие разбогатели, а многие пострадали, не сумев адаптироваться.

Наши 90-е

4.2K постов21.3K подписчика

Добавить пост