Ответ SexFox в «Люди из 90-ых, расскажите, каково оно было на самом деле?»

А меня триггернуло, когда в начале пандемии из школы продуктовый набор "пришёл", а в нем пачка сахара...


Мне было 6 в 91ом году, моя родная Эстонская Республика вышла из состава СССР. Мама - медик, отец - работяга на сланцехиме - градообразующем предприятии. С ним же связаны и братья. А я хожу в детсад от этого же комбината. Город сланцедобытчиков, все, абсолютно все держится вокруг шахт и сланцеперерабатывающего комбината.

Кто не в курсе, в Союзе Взаимодействие между предприятиями велось в основном по бартеру. Мы вам сланец, вы нам другой товар, и так по кругу. А тут границы закрылись, в РСФСР свои поставщики сланца последний хер без соли доедают, поставки в Европу не налажены, да и не торопятся там принимать нашу продукцию. Сокращения. Тревога. Страх у родителей остаться без работы или с работой, но без зарплаты. Страшные криминальный сводки. Из спокойного (безопасного) советского детства мы резко оказываемся в непонятном, не дружелюбно и нестабильном капиталистическом мире. И эта нервозность отражается на семье. Отец, и без того не отличавшийся терпением, на нервах - попробуй вякни ему что-то, сразу отхватишь. Мать в тревоге, чтоб он не запил с горя, как многие другие, и чтоб здоровье не подвело, потому что лекарств в её больнице кот наплакал. И везде бесконечные очереди, совершенно немыслимые теперь.


Не сказать, чтоб мы прям уж голодали, нет. Когда закончилась наличка, зарплату стали выдавать чековыми книжками, талоны тоже выручали. Я их хорошо помню. И даже в начале 2000х перебирали с мамой старые документы, и там нашлись эти самые талоны на все подряд, неизрасходованные, и "кошелёк" для них. Жалею, что не сохранила. Я даже была привердливой в еде: манку не выносила на дух, как и молоко и вообще все белого цвета, кроме риса. И талоны на манку обменивались на талоны на гречку, которую я могла есть. Гречку можно было достать у диабетиков, им полагалось её больше. Но особенно ценились талоны на алкоголь. Если у кого-то намечался юбилей или свадьба или ещё что, то они охотно обменивались виновником торжества или его родней на что-то другое. Помню, как у нас не было белого хлеба, булки - белая мука резко стала дефицитом. В магазинах появился подовый хлеб - сепик. Теперь он считается ПП, как и рапсовое масло, которое считалось отходами производства комбикормов для животных, но хорошего растительного не было, о, как я ненавижу его прогорклый вкус! А белый хлеб мы приезжали есть в Питер к маминой сестре. Она работала в булочной и уж что-что, а хлеб у неё был всегда. Чтоб вы понимали масштаб дефицита у нас на северо-востоке, белый хлеб могли на границе отобрать свои эстонские погранцы. И чтоб этого не происходило, тётка резала батон пополам, смазывала маслом и клала внутрь мои любимые конфеты - комету. Это уже был бутерброд, на такое не покушались (странно, но работало). В общем, лично мне скорее было жутко тревожно, чем голодно. Знаю семьи, где все было намного хуже.


Помню, как вводились кроны. Красивые такие. И как незадолго до этого обесценился рубль, буквально за одну ночь наша семья лишилась накоплений. Всех. И ещё как папе выдавали зарплату кроссовками адидас (моего размера, по записи, получали по бартеру), как я их берегла и носила даже с согнутыми пальцами, малы стали, а других взять было не на что и неоткуда. Так же в счёт ЗП отец однажды принёс маме кухонный комбайн - невиданную по тем временам роскошь. И как родители понесли его через полгода продавать почти не распечатанный потому что меня надо было собрать в школу. Это я теперь понимаю, что рацион у нас тогда был не из тех, чтоб комбаин пригодился, но даже тогда я понимала, что раз продают что-то из дома - дело плохо, и плакала "мамочка, не продавайте же ему так радовалась"...и мне было страшно и непонятно, как же так, зачем продавать любимую вещь, даже если не нужна?!

Были живы и сыты, и даже одеты, и постепенно жизнь стала налаживаться, так, что в 93-94ом мне купили мою первую Барби и розовые лосины (я тут позавчера такие же в фикспрайсе увидела, чуть челюсть не уронила), в 97ом мои карманные деньги составляли 25 крон в месяц с папиной пенсии (его все-таки сократили как инвалида 2ой группы), в 95ом у меня появился личный аудиоплеер, а 98ом брат купил первую мобилу-кирпич. Мне же купили подержаный,но аккуратный NOKIA5110 в 2000м, на 15тилетие, хотя я просила не делать мне такого дорогого (1500 крон) подарка - отца год как не стало, и маме было тяжело во всех смыслах. Но меня заверили, что я обязана быть всегда на связи. Но то все было потом.

А  тогда, в 91ом,зимой - тревога, холод, новые слова в моем детском лексиконе: безработица, криминал, бандит, убийство, кража, гуманитарная помощь... Вот её-то я гордо и несла из детского сада в свои 6 лет - нам всем выдали по 1.5килограммовому целофановому пакету сахара. Это было своеобразное пособие от предприятия для семей с детьми, а чтоб не ушло с комбината налево, решили распределять через детсады. И вот в 2020 мой собственный ребёнок снова получает продуктовую помощь, среди которой этот проклятый сахар. Я не знаю, ребятки, как найти слова, чтоб объяснить, отчего меня так колотит, когда я все это пишу и почему наворачиваются слезы, когда читаю ваши посты про 90е.

Моя Семья

2.1K поста4.8K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

На данный момент здесь действую только общие правила Пикабу. Руководство сообщества не видит смысла в дополнительных ограничениях.