Ответ на пост «Люди из 90-ых, расскажите, каково оно было на самом деле?»

О некоторых вещах стараешься не вспоминать, так же как и наша семья о 90-х. Я заканчивала школу, отчим свалил по тихой грусти, оставив письмо в духе: "Ты вырастешь и всё поймёшь." Выросла, не поняла. В первую же волну сокращений маму сократили одну из первых, опыта выживания у людей ещё не было. Кто скажет, что сейчас кризисы были - да что вы таки знаете о кризисах? Сейчас вообще малинник, работу можно найти и перебиться, тогда работы не было от слова совсем.


Бабушка с дедушкой открыли мне сберегательный счёт к 18-летию. Тысяча рублей, это таки были деньги. Я успела добежать и купить на эти деньги проигрыватель, на следующий день этих денег не хватило бы и на обломок  пластинки. Бабушке иногда выдавали пенсию, на эти деньги мы и пытались прожить всей семьёй - я, мама, бабушка, и семья дяди с двумя детьми.


Мама носилась в поисках работы, пыталась продавать какие-то БАДы, выращивать тюльпаны, хваталась за всё. Пока не наступало совсем голодное время. Вы знаете, сколько неплохой картошки можно найти в выброшенной гнилой около погребов? А если её приготовить с обрезочками мяса, летящими из-под топора на рынке? Тогда их можно было собрать совсем бесплатно. А ещё задаром отдавали подтухшее мясо. Немного, но это была еда.


Я таскала мамину одежду и перешивала на себя. Я думала, она не замечает, а ей просто не на что было купить мне одежду. Прости, мама, тогда я не думала, в чём будешь ходить ты.


Как-то вечером я сидела и рассматривала чудесные китайские закладки из перьев, которые привёз откуда-то дед. Запас ватмана у меня ещё был. Из каких чудесных перьев делали тогда подушки! Никакой сортировки - они норовили высунуться ночью и устроить тебе целебную иглотерапию. Из вскрытой подушки я выгребла целый мешок и начала клеить на бумагу - закладки и картины. Рамки делались из камыша, собранного на болоте, мы ходили с мамой вдвоём и резали этот самый камыш. Сделанные в будние дни закладки и картины я несла на ступеньки кинотеатра, где по выходным тусили художники и продавала. Зимой там становилось холодно, приходилось перебираться в переход торгового центра и сидеть там. Пусть небольшая, но это была копейка в дом.


Мама сначала сидела в ларьке, торгуя всем подряд, потом её по большому знакомству устроили в клинику санитаркой. Мы уже не собирали картошку по погребам, у нас были деньги на хлеб.


Флешбеком накрыло с головой, когда в самом начале коронакризиса сократили. Очень живо вспомнилось отсутствие вакансий и картошка у погребов..