Ответ на пост «Родители, опомнитесь!!!»9

Привет, Пикабу. Уже несколько дней изучаю эту тему, и мне есть что сказать.

Я - сотрудник некоммерческой организации. Мы работаем в основном со взрослыми людьми с ментальными нарушениями (это люди с диагнозами типа РАС, ДЦП, синдром Дауна и др.), но о проблемах с обучением подростков и детей тоже знаем не понаслышке. Инклюзия действительно реализована так себе. Многие из моих коллег - педагоги разных направлений и лет выпуска (2008, 2018, 2020), я в том числе, и никому из нас в университетах ни полслова не сказали о том, что есть в мире дети с инвалидностью, и они могут вдруг прийти к нам учиться. Если бы я работала в школе, я бы лично такого внезапного ученика не вывезла. Прекрасно понимаю родителей нормотипичных детей и неподготовленных учителей.

Однако.

Несмотря на кривое применение в значительной части СНГ, сама по себе инклюзия - хорошая и правильная штука. Она позволяет детям социализироваться в коллективе - а это единственный нормальный способ, который запускает механизм "смотри на другого и делай как он". Так ребёнок усваивается правила поведения, учится ухаживать за собой, общаться, дружить, спорить, приобретает знания, перенимает ценности и т.д. Со временем денег на уход будет тратиться все меньше, а поведение станет более корректным. Если ребёнка отделять от других (а спецшкол, как верно было замечено, почти не осталось), он или не научится вести себя в обществе, или, в лучшем случае, усвоит какой-то шаблон, но сможет ли им пользоваться в реальности - большой вопрос (спойлер: вряд ли).

Когда в учебном коллективе появляется ребёнок с инвалидностью, его должен поддерживать специально обученный человек, тьютор, который водит ребёнка из кабинета в кабинет, помогает найти упражнение, писать в тетради, разбирается с поведением. Как вы можете догадаться, сейчас тьюторов недостаточно - настолько, что эту роль играют некоторые мамы, отказываясь от карьеры. Но кто в этом виноват - ребёнок с инвалидностью? Его семья? Другие дети или, может быть, учитель? Если образованием заведует специальное министерство, может, пусть оно попробует ответить?

При этом ответ, кто больше всего пострадает из-за того, что общество откажется от него, предельно ясен. И неприятных последствий будет много.

Во-первых, огромная нагрузка ложится на семью. Даже если она не распадётся (а обычно мама остаётся одна с ребёнком - ей некуда деваться), работать сможет в лучшем случае один взрослый. Колоссальное напряжение, усталость, эмоциональные срывы, депрессия и выгорание - вот "среднестатистическая" атмосфера такой семьи. Вероятность того, что в ней появятся другие дети, становится меньше, а имеющийся едва ли вырастет счастливым.
Во-вторых, экономические и социальные.  
Помимо морального аспекта (в конце концов, человек не виноват, что родился таким - каждый мог оказаться на его месте или на месте его родителей), есть ещё денежный вопрос. Содержание человека с ментальными нарушениями в закрытых учреждениях стоит от 50 тыс. руб в месяц, притом не все деньги доходят до получателя. Психоневрологические интернаты обычно закрыты - это значит, что попасть туда и увидеть, что там происходит, не так просто. Выйти оттуда ещё сложнее. Работа сложная и малооплачиваемая, сотрудники выгорают, пациенты беспомощны, никто не увидит - сами понимаете, происходит в интернатах всякое (можно почитать, например, про Нюту Федермессер и интернаты - https://www.kommersant.ru/doc/4226975). А главное - даже убийцы и насильники могут освободиться, отсидев свой срок, а люди, чья "вина" заключается только в том, что у них инвалидность, - нет. Многие из них могли бы спокойно оставаться в городах, в своих собственных квартирах, и с небольшой помощью жить, как все. Это гораздо дешевле проживания в интернате.

Законы, призванные облегчить жизнь людей с ментальными нарушениями и их интеграцию в общество, только запускаются.

Но практика уже есть: в нашей стране много лет существуют некоммерческие организации, которые точно знают, как сделать так, чтобы люди с ментальными нарушениями могли стать безопасными и полезными членами общества, оставаться в нём и жить как все. В общем-то, ничего секретного: социализации, обучение нормам поведения, прививание трудовых навыков и самой концепции полезного труда, организация досуга, помощь с самостоятельным проживанием. В результате человек с инвалидностью живёт как все: ходит на работу, дружит с другими людьми, живет отдельно от родителей во взрослом возрасте, сохраняя контакт с родственниками. Родители такого человека могут продолжать ходить на работу и заниматься повседневными делами вместо того, чтобы всё их время и силы уходили на попытки справиться с взрослеющим и уставшим от монотонности ребёнком. Благодаря этому они не исключаются из социума, а значит, продолжают платить налоги и рожать других детей без страха.

Общество никак не страдает: бюджетных денег тратится меньше, так как ухода нужен меньше, многое человек может делать сам. Люди с инвалидность работают и платят налоги, а если не могут - занимаются полезным трудом в защищённых мастерских и становятся волонтёрами.
И, что немаловажно, общество остаётся гуманным. Грубо говоря, не выбросили ребёнка с инвалидностью из школы - не выбросят и тебя, если (или когда) ты станешь мешающим и экономически невыгодным из-за болезни или травмы.

Что делать: направить энергию туда, откуда можно добыть результат. Требовать у департаментов образования тюторов в школах вместо требования убрать таких детей. Поддерживать некоммерческие организации в своем регионе: распространять информацию, помогать как волонтёр.
Оставаться человеком.

Правила сообщества

Запрещается эйблизм, то есть, любая форма дискриминации по признаку психического или соматического здоровья.