Ответ на пост «Как несколько человек могут задолбать зал»

Заметил этот пост и вспомнил, как лет десять-двадцать назад занимался популяризацией классической музыки среди молодёжи и составлял для них такую памятку. Новое поколение уже выросло, а как погляжу, ничего в этом мире не изменилось.

Правила посещения концерта академической музыки

Итак, вы собрались (вас уговорили, вас потащили, вас заставили) посетить концертный зал. И не с какой-нибудь зубодробительной попсой в программе без антракта и с дискотекой между кресел, а на нормальный, адекватный академический концерт классической музыки. Если вы посещаете подобное мероприятие в первый раз, то прочтите обязательно. А если во второй, третий и, я не побоюсь этого слова, четвёртый — выучите наизусть!

  1. Вопрос «в чём идти» сейчас не стоит так остро, как это было каких-то двадцать лет назад. Современные филармонии, концертные залы и театры уже почти смирились с тем, что вечерние наряды — это, скорее, исключение, чем правило. Поэтому, если в пригласительном билете «дресс-код» не указан отдельной строкой, то наденьте ваш любимый спортивный костюм или шорты со шлёпанцами и смело отправляйтесь по маршруту, диаметрально противоположному дороге на концерт.

  2. Если у вас есть дети, оставьте их дома, бабушке, маме, свекрови или в детском саду. Никогда не понимал, зачем тащить на концерты классической музыки своих малолетних детей в возрасте до 16 лет? Им же там будет скучно, и они начнут ныть, елозить, играться с телефоном и билетиками, просить воды, шоколадку или в туалет, громко шептать или даже кричать. А если не с кем оставить детей, то откажитесь вообще от идеи посетить концерт — кроме вас там будут люди, для которых подобный шумовой фон, создаваемый одним-единственным ребёнком в зале, является несовместимым с музыкой.

  3. То же касается тех, кто простыл. Что бы там ни говорили, но классическая музыка не обладает чудодейственными свойствами по излечению кашля или насморка, поэтому кашлять, чихать и сморкаться в платочек на протяжении всего концерта, сидя в зале, — вопиющее неуважение к тем, кто пришёл туда послушать музыку, а не ваши хрипы.

  4. Академическая публика, в отличие от всяческих попсовиков-затейников, весьма пунктуальна и ей не требуется так называемый «разогрев», в течение которого зрители стекаются на концертную площадку, гудят в зале и бурно обсуждают прошедшие выходные. Не опаздывайте! А если опоздали, то не ломитесь в закрытые двери концертного зала. Дождитесь антракта. При этом антракт — это когда после аплодисментов посетители начинает неспешно покидать зал, чтобы сходить в буфет или туалет. То есть даже если зал рукоплещет между программными произведениями, кричит «браво», но остаётся на своём месте, — всё равно проявите чуточку уважения к тем, кто пришёл вовремя, и выкиньте из головы мысль найти своё место после начала концерта. Максимум, что можно себе позволить в такой ситуации, уговорить смотрителя пропустить вас на крайние и ближайшие ко входу свободные места.

  5. Ну-с, вы подобающим образом одеты, не опоздали, пришли без детей и кашля, — самое время выключить телефон. Да, как бы банально это не звучало, но вторым по величине раздражающим фактором, после детского плача и взрослого кашля на концерте, является тренькающий в кармане очередного идиота мобильный телефон, зазвонивший именно в тот момент, когда весь оркестр или солист ушли в тончайшее пианиссимо.

  6. Про опоздания сказано выше, но что делать, если вдруг срочно потребовалось покинуть зал во время концерта? Лучше всего не дёргаться до антракта или окончания концерта — хождения по залу во время исполнения, особенно на звонких каблуках, нервируют не только слушателей, но и музыкантов. Но если вам вдруг стало плохо, то не ломитесь через всех напрямую к выходу, а спокойно и с извинениями направьтесь к ближайшему проходу в зале и как можно тише (в значение «не шумя», но не «медленно») идите на выход. Пригибаться при этом совершенно не нужно, — вы же не в кинотеатре.

  7. Если вы — пресса или, как это сейчас стало модным, «великий фотограф», то за постоянные вспышки в глаза исполнителей, которым нужно видеть ноты, концертмейстера и дирижёра, остатки вашей совести должны вывести вас из зала, разбить вспышку, надавать вам по шее и лишь затем допустить до фото-, видеохроники. Уважайте зрителей, позволяя им смотреть не только на ваш творческий зад в попытке поймать удачный ракурс, но и насладиться происходящим на сцене.

  8. Я надеюсь, все понимают, что время концерта говорить друг с другом не принято? Редкие реплики восторга или разочарования не регламентируются, но постоянный разговор, пусть даже и очень тихий, лучше отложить на потом. Вы ведь не одни на концерте!

  9. На концертах классической музыки многие теряются, когда можно аплодировать, а когда нельзя. Так вот, между программными частями одного и того же произведения обычно не аплодируют. Как правило, большинство классических произведений состоят из трёх частей, а уж до трёх, я думаю, считать умеет каждый. Если композитор написал произведение из двух, четырёх или даже шести и более частей, то об этом обычно говорят при объявлении произведения.

  10. Если вы сбились со счёта, то вам должен помочь следующий совет: аплодируйте только тогда, когда увидите, что дирижёр повернулся к вам лицом на поклон, когда струнные опустили смычки (все группы: первые и вторые скрипки, альты, виолончели и контрабасы — они всегда ближе всего к зрителю на краю сцены и их очень хорошо видно), когда солист убрал руки от инструмента или когда конферансье зачем-то спешит на сцену. На худой конец, воспользуйтесь правилом большинства — поступайте также, как и пять ваших соседей (по одному слева и справа, и трое впереди). Даже если вы все вшестером ошибётесь, то хоть в группе вы не будете чувствовать себя единственным идиотом.

  11. Не надо вскакивать с мест и аплодировать сразу же, как только закончилось произведение. Позвольте залу насладиться двумя-тремя секундами тишины, ощутить послезвучие, осмыслить услышанное — это ведь и есть тот самый кайф, ради которого туда ходят люди. Аж прям бесят те люди, которые ходят на концерты, чтобы поаплодировать, которые прямо-таки ловят этот момент, когда прозвучит финальный аккорд, чтобы секунда-в-секунду завопить «браво» и показать всему залу, вот я какая благодарная и вся такая из себя музыкально-просвещённая.

  12. Вставать после окончания концерта или не вставать, провожая музыкантов со сцены аплодисментами, решает каждый сам. Если выступление очень понравилось, то можно проводить артистов стоя. И тут срабатывает всё то же правило большинства, когда пятеро ваших соседей встали, то вы волей-неволей тоже подниметесь, даже если совершенно не впечатлились от услышанного. Однако, вставание с мест — это, зачастую, признак провинциальности. В очень редких и исключительных случаях академическая публика провожает музыкантов стоя. И это действительно должен быть очень редкий или очень исключительный случай, который перечёркивает всё ранее услышанное и увиденное, открывая совершенно новые грани в исполнительском, дирижёрском или композиторском мастерстве.