Ответ на пост «Чаевые уже не те. Или те?»

Тут с серединки на половинку. Сейчас объясню, почему.
Перед этим предупреждение:

Ответ на пост «Чаевые уже не те. Или те?» Ресторан, Ресторация, Официанты, Чаевые, Общепит, Мат, Ответ на пост, Длиннопост

Если не испугало, то читайте. Однако дальше - это мой опыт, не могу сказать, что происходит в других городах и регионах нашей необъятной.

Я много где успел поработать (сейчас у меня две работы), но в общепите уже шесть лет. С одной стороны не так уж и много, с другой - вполне достаточно, чтобы изучить, как эта система работает. За эти годы занимал позиции официанта, бармена, менеджера, даже на кухню заглянул ненадолго.
Теперь немного о работе официанта. Это человек, от которого во многом зависит выручка заведения и общее впечатление посетителя. Именно официант разруливает многие проблемы, предоставляет сервис и в целом старается угодить всем, кто приходит поесть и отдохнуть. Это его работа и работа очень нервная, морально и физически тяжёлая. Почему? Об этом дальше.
Теперь о посетителях или, как мы их называем - гости. Очень разные люди ходят, это неудивительно. Разные по своим потребностям и отношению к работникам. Именно люди несут нам деньги, именно они, фактически, платят нам зарплату. Благодаря гостям в принципе существует общепит.

Казалось бы, все логично: пришел заплатил минимум втридорога за тарелочку супа, какие ещё чаевые могут быть? Ведь с этой тарелочки и многих других таких платят зарплату персоналу. Кукиш тебе с маслом, а не чаевые, работай давай дольше, усерднее и чаще, дармоед!

Вот тут и начинается холивар по поводу должен или не должен гость оставлять чаевые. Мое мнение такое: не должен. Точнее, не обязан. Это зависит исключительно от желания гостя. Я и сам на чай оставляю крайне редко (да, общепитовцы для меня приготовили котел в аду, но я просто жадный).

Но почему же официанты ноют, да и чаевые не те? Ответ довольно прост: гости и их отношение к официантам. Часть людей вполне милые, приятные, с которыми работать - порой одно удовольствие и от них никаких чаевых не надо. Однако у большинства людей полностью исчезает мозг, как только они перешагивают порог заведения. Чего я только не встречал за эти годы:
- хамство, потому что у нее плохое настроение
- оскорбления, потому что он альфач-качок и привел девушку в ресторан, надо выебнуться перед ней
- попытки устроить драку, в том числе и успешные
- отказы платить за счёт, потому что не понравился выпитый полностью коктейль
- истерики из-за того, что с собакой не пускаем;
- скандалы из-за того, что после 22:00 не хотим продавать алкоголь с собой
- плохие отзывы, потому что отказываешься брать на зарядку телефоны гостей к себе на бар
- кучи откровенно тупых вопросов, например: а у вас есть пиво? - спрашивает человек, изучая пивное, мать его, меню уже минут десять
- просьбы сделать капучино без молока и непонимание, почему я не могу это сделать, а также отказ от эспрессо; вот ей богу, думал врут о таком, пока сам не столкнулся
- мастурбация за столом (да, было и такое)
- перепеленание ребенка прямо на столе, прямо при остальных гостях, отказ идти в специальное для этого место (мы потом нашли грязный подгузник под столом)
- отказ и игнорирование просьбы перестать есть свою еду (хрен с ней, с водой - пейте свою)
- в целом, отношение к персоналу, как к людям второго сорта
... и многое, многое другое.
Такое каждый день. Да, конечно, можно сказать: вы знали, на что шли, меняйте работу или работайте и не выебывайтесь. Отвечу на это следующее: не ведите себя, так, словно за ваши пятьсот рублей вам обязаны ноги целовать, тогда и отношение к вам будет другое. Да, чаевые: гости порой так душу вытрясут, что даже если и оставят, то это будет восприниматься, как компенсация за нервы и испорченное настроение (по своему опыту, опять же, говорю).

Так что, дорогой Topic creator, это в твоём представлении ты пришел, поел и ушел, а на тебя ещё и косо посмотрели за "мало чаевых". В моем представлении могло быть так: ты пришел, сел за единственный грязный стол в заведении, отказался пересаживаться (да, имеешь право), минут двадцать мурыжил официанта тупыми вопросами, потом возмущался, почему тебе не несут через пять минут после заказа блюдо, которое готовится полчаса (о чем тебя предупредили) и тд и тп. Естественно, это очень утрированно и скорее всего было не так, я лишь хотел показать, как, возможно, могла выглядеть ситуация глазами работника общепита.
Кстати, о сдаче, про которую писал TC. Сдачу обязаны выносить всегда, даже если гости говорят, что не надо. Это во-первых, выглядит нормально, а во-вторых есть куча законов, в том числе и те, что регулируют отношения работников и гостей. Сдачу отдать мы обязаны, а там уже смотрите сами: заберите или оставьте на столе официанту. Ну или в руки лично дайте.

Расписал тут, какие гости негодяи все и злодеи... прям не место мне в работе с людьми. Вот только не буду кривить душой, есть другая сторона медали. Плохие и некомпетентные работники, которых тоже хватает. Господи, они иногда откровенно тупые! Простите...
Официанту в нормальном заведении надо много чего знать: тайминг приготовления всех позиций меню и их составы/особенности/внешний вид/правила подачи; желательно знать иностранный язык хотя бы на базовом уровне, если в город приезжают туристы и иностранцы, как у нас; официант должен быть многозадачен, успевать все на свете (особенно в полную посадку в выходной, когда ещё и поток людей). Вот тут, внимание, сюрприз: не только лишь все, мало кто соответствует этим требованиям. Самое интересное, что именно эти официанты, которые забывают пробить заказ, долго не выносят блюда, пробивают не то, что нужно, обманывают гостей и просто работают плохо - именно они громче всех орут, что им мало чаевых, мало денег платят и поносят свое заведение и гостей на чем свет стоит. Зачем они работают тогда - загадка для меня, возможно потому, что если они даже тарелку не могут вынести на стол нормально, то на большее просто неспособны и где-то ещё не справятся с задачами.

Мне нравится моя работа, хотя может показаться, что наоборот) не все так ужасно, как может показаться) если кому-то будет интересно, я могу сделать что-то вроде серии постов о том, как работает общепит и как это выглядит глазами работника общепита (хотя, куда мне с моими двумя подписчиками😂)

UPD: немного не ожидал, что читатели захотят продолжения) предлагаю желающим писать интересующие вопросы в комментарии, я их соберу и через пару дней выложу ещё один пост и ответы на вопросы)

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
7
Автор поста оценил этот комментарий

Очередная исключительно страдающая группа лиц. Любой кто работает с людьми - продавец, слесарь сто, электрик - сталкивается с 5% (субъективно) слабо адекватных людей. Вы оставляете чаевые на сто? В супермаркете? Сантехнику?

раскрыть ветку (20)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Вот всегда вижу восклики "почему я должен платить чаевые, это же их работа!", но никогда не вижу воскликов "почему вы не платите чаевые, это же принято!!"
Не хотите - не платите. Зачем вы начинаете что-то доказывать тем, кто платит или тем, кто эти чаевые ожидает?
Насчет сантехников, электриков и прочих - всегда оставляю сверх счета, если человек попался компетентный и адекватный. И номер беру чтобы снова позвать в случае чего или посоветовать кому-нибудь.

3
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

тут вся проблема и раздрай в мозгах от того, что наши эффективные менеджеры снвоа собезьянили дебильное слово "гости" подменив им термин "клиенты", "получатели услуги"... зачем, почему это уже неважно...

раз к тебе приходят гости, ты ждёшь от них обязательных подарков-чаевых...

если ты сам идешь в гости, то ожидаешь что тебе сделают все хорошо и так...


к продавцам гости не ходят, сантехники гостей не принимают - поэтому они по большому счёту и не страдают... дадут на водку, зашибись - не дадут, ну не прокатило. они просто оказывают услугу, за деньги. сделают все хорошо - им оплата, сов семи включенными в нее тараканами клиента, а все что выше просто приятный, хоть и не всегда ожиданий бонус.


я одно время когда занимался подбором персонала имел опыт работы с общепитом разным пару раз - и всегда старался внести эту идею. там где это получалось, и владелец понимал суть - там рабочие отношения и отношение к клиентам было нормальным.

ты работаешь - если работаешь хорошо - тебе оплата и бонус... если работаешь плохо, тебе оплата, и нет бонуса... все бонусы складывались в общую копилку, в конце месяца раздавались в виде денежной премии или скажем выезда отдохнуть, или иногда даже в виде срочной помощи сотруднику... старшие повара, и менеджмент в этом не участвовали.

да можно снова провопить "совок, уравниловка" но при такой схеме нерадивых, но хитрожопых работников выдавливал сам коллектив. и самое главное работники не ныли, и не истерили...


но смешно было, что самое большое противодействие в замене термина гостя на клиента встречалось у девочек (у мальчиков почти никогда) администраторов, распорядителей зала... хз с чем этос вязано.

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Ага, тоже это наименование 'гость' удивляло. Клиент/заказчик он и есть клиент/заказчик.

1
Автор поста оценил этот комментарий
Не, я не страдаю, написал же, что мне нравится моя работа) чаевые не оставляю, но и сам не жду их - об этом тоже написал.
раскрыть ветку (16)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Я оставляю, если услуга хорошо оказана, или даже перевыполнено то за что заплатил. Не всегда деньгами- например, привезти банку нормального кофе на сто

раскрыть ветку (15)
3
Автор поста оценил этот комментарий
Опять-таки, это ваше право, а не обязанность - отблагодарить за качественно оказанную услугу. Хотя, как по мне, если платишь деньги, то качество должно быть по умолчанию. Я вот не требую от родителей моих учеников (я ещё и преподаватель) чаевых за то, что качественно донес материал)))
раскрыть ветку (14)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Мне близка тема сто и электромонтажа, бывает, что можно включив немного голову сэкономить клиенту денег на материалах/запчастях. Можно и не включать, а просто сказать что необходимо купить Х и Y. При этом услуга будет оказана качественно.

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Ну здесь уже личное отношение к работе, вы вот думаете о клиентах и это очень круто👍
Автор поста оценил этот комментарий

Преподаватель-официант? Что-то больше пиздабола напоминает

раскрыть ветку (11)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Кстати, педагогического образования у меня нет, я программист
Автор поста оценил этот комментарий
Нет, преподаватель-бармен. Кстати, преподаватель-официант у меня на работе тоже есть. 24 года ему, женат, ребенка ждёт) в общепите работают люди ещё и с высшим образованием 😂 ну или студенты) офик у нас в магистратуре учится и параллельно что-то ведёт (если ничего не путаю), ну а я в частной школе работаю и преподаю не школьную программу)))
раскрыть ветку (9)
Автор поста оценил этот комментарий
Аа, бармен, все встало на свои места. То то я читаю, и не вяжется у меня что-то, хотя 70℅ по делу написал, остальное не вписывалось. Как долго официантом работал?
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
2.5 года
Автор поста оценил этот комментарий

как я люблю сказочников

раскрыть ветку (6)
Автор поста оценил этот комментарий
А в чем сказка по-твоему?
раскрыть ветку (5)
Автор поста оценил этот комментарий

да во всем. Люди, рассказывающие про успешное совмещение преподавательской и официантской работы, не имеют ни малейшего представления про, как минимум, одну из них.

раскрыть ветку (4)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Я работаю преподавателем раз в неделю - в воскресенье, школа негосударственная. Преподаю программирование. Ученики платят за свои занятия. Так как мне не приходится заполнять кучу бумаг, проверять сотни тетрадок, вести класс, проводить какие-то мероприятия, присутствовать на собраниях и тд мне удается совмещать и работу на баре и работу преподавателем. Преподавание по большей части даже не работа, а хобби, за которое платят.
Что касается официанта с моей работы, то я не вникал, как он совмещает чтение лекций у себя в вузе и работу офиком. В ресторане я его не каждый день вижу.
раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

ну то, о чем я и говорил.

раскрыть ветку (2)
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку