Ответ inquirer в «Социализм или капитализм»

Как раз хотел поднять смежный вопрос, который касается не только лишь детей власть имущих. Ведь не секрет, что и позднесоветский человек в массе своей выродился в странные девиантные формы и специфическую бытовую культуру (https://terme.ru/termin/bytovaja-kultura.html)

Если опираться на материалистические определение,

Люди суть продукты обстоятельств и воспитания.

то встаёт вопрос - где закрылся баг? В сложившихся обстоятельствах, в воспитании или и там и там?

Рассмотрим воспитание

В СССР многое было сделано для внедрения повсеместного образования: школы, институты, дома культуры, театры, книги, фильмы и т.д. Но этого оказалось недостаточно.

Обратимся за ответом к Марксу:

Материалистическое учение о том, что люди суть продукты обстоятельств и воспитания, что, следовательно, изменившиеся люди суть продукты иных обстоятельств и измененного воспитания - это учение забывает, что обстоятельства изменяются именно людьми и что воспитатель сам должен быть воспитан. Оно неизбежно поэтому приходит к тому, что делит общество на две части, одна из которых возвышается над обществом.

Ему же вторит и Ленин в речи к союзу молодёжи:

Нам не нужно зубрежки, но нам нужно развить и усовершенствовать память каждого обучающегося знанием основных фактов, ибо коммунизм превратится в пустоту, превратится в пустую вывеску, коммунист будет только простым хвастуном, если не будут переработаны в его сознании все полученные знания. Вы должны не только усвоить их, но усвоить так, чтобы отнестись к ним критически, чтобы не загромождать своего ума тем хламом, который не нужен, а обогатить его знанием всех фактов, без которых не может быть современного образованного человека.

А так же:

Одно из самых больших зол и бедствий, которые остались нам от старого капиталистического общества, это полный разрыв книги с практикой жизни, ибо мы имели книги, где все было расписано в самом лучшем виде, и эти книги, в большинстве случаев, являлись самой отвратительной лицемерной ложью, которая лживо рисовала нам капиталистическое общество.

Соответствовало ли образование в СССР этим принципам, обучая людей классовой борьбе в государстве, где отсутствовал класс буржуазии? Могли ли люди применить свои знания на практике? Достаточным ли было повышение культурной грамотности людей вне марксистской науки для поднятия бытовой культуры советского человека?

Здесь часто можно встретить комментарии где люди пишут - «заставляли, читал, конспектировал, бесполезное знание.». Так была ли проблема или нет?

Но нужно также рассмотреть и обстоятельства.

Какие обстоятельства складывались в советском обществе? Этот вопрос слишком обширный, чтобы удовлетвориться лишь простыми ответами и является дискуссионным. Но точно лишь одно - "не всё так гладко было в королевстве".

В любом случае было множество ошибок, которые не удовлетворяли даже такому, столь малому определению, для воспитания человека нового типа. Эти ошибки нужно находить и разбирать. Находить и разбирать противоречия в самой идее, чтобы сдвинуть её с мёртвой точки, если она верна или отказаться от её претензии на безоговорочную истинность в комплексе, если противоречия окажутся не решаемыми на данном этапе развития общества и самого человеческого индивидуума, чтобы рождать новые идеи опираясь на то прочное, что было в старых не ограничиваясь только марксизмом.

P.S. Лично мне по-настоящему нравится формулировка Ленина - современный образованный человек. Но как же им стать? Вопрос риторический.

пост на который отвечал - Ответ astrobeglec в «Социализм или капитализм»