Откуда у них такое самомнение, что каждый идиот мнит себя недооцененным гением?

Прочла у друга одновременно и смешной и печальный пост о молодом человеке, который устраивался на работу в серьёзную компанию, да не устроился (саму историю опубликую в комментарии). У человека большие амбиции, несокрушимая уверенность в собственной гениальности, на деле же - очень посредственные знания, навыки и при этом полная уверенность в том, что здесь "в Рашке" его по достоинству оценить не могут и не хотят.

И в конце поста друг задаётся вполне закономерным вопросом : " Откуда у них такое самомнение, что каждый идиот мнит себя недооцененным гением?".

Не боюсь показаться банальной и скажу, что папа с мамой вложили эти "высокие мысли" Митрофанушке. И делали это систематически, изо дня в день, начитавшись модных псевдо-психологических статей и бог весть ещё кого "мотивирующего".

Да вот история, случившаяся буквально пару дней назад на моих глазах. Вполне себе иллюстрация к тому - откуда берутся оголтело уверенные в себе люди средних способностей, а то и вообще с полным отсутствием оных.

В сентябре прошлого года на доске объявлений в одном из детских садов города N* появилось объявление :"Приглашаем детей старшей и подготовительной групп в шахматный кружок. Расписание занятий такое-то, цена такая-то". Ну а кто ж из родителей не хочет, чтобы дитёнок его гармонично развивался с младых ногтей и освоил такую благородную интеллектуальную игру, как шахматы? Все хотят.

Группа набралась быстро и малышня от пяти до семи лет приступила к занятиям. Пролетел незаметно учебный год, во время которого юные шахматисты осваивали азы этой прекрасной игры. И преподаватель решил устроить показательный турнир для родителей аккурат перед выпускным.

В актовом зале расставили столы с шахматными досками, родителей пригласили в качестве зрителей и болельщиков. Ребята вслух продекламировали клятву маленького шахматиста - играть внимательно, с уважением относиться к сопернику, проигрывать с достоинством , ни кого не обижаться и не плакать в случае проигрыша. Не смотри, что детский сад, всё по взрослому.

Натренированная малышня уселась за доски и начался бой. Играли все. И мальчики и девочки. Без гендерных различий. Каждый играл три партии и по сумме очков был выбран победитель - шестилетний мальчишка из средней группы, не проигравший ни одному из соперников. То есть три победы вчистую.

Победную окончательную партию он играл с мальчиком постарше из подготовительной группы. После проигрыша бедный побеждённый малыш (проигравший, кстати, во всех трёх партиях), не смотря на данную перед турниром клятву, громко разрыдался и его долго не могли успокоить ни мама, ни воспитатели, ни тренер. Победитель же был награждён аплодисментами всего зала и маленькой грамотой.

Тут бы и сказочке конец. И сама история ни о чём. Кто из нас не плакал при поражениях? Да взрослые люди плачут, что уж о детях говорить.

Но самое интересное дальше.

На следующее утро у входа в детский сад маму победителя подкараулила мама побеждённого. И со слезой и надрывом начала рассказывать о том, что сын её весь вечер рыдал, всю ночь не спал и пришлось им везти ребёнка к психологу (со скольки принимает психолог - Бог весть, но встреча мам состоялась в восемь утра). И вся семья не спала и всю ночь утешала детку и рассуждала о том, что проиграл их сын незаслуженно. Мол, неправильное судейство и всё такое. А победитель и вовсе не должен был выиграть, потому что он маленький и способности в шахматах у него так себе и победа его случайна.

И всё это на голубом глазу. Маме победителя.Недостоин её сын победы. А их кровинушка - достойна. Без аргументов. Без фактов. Ну проиграл три партии подряд. Разволновался и не смог собраться. А тот, кто сумел и не разволноваться и собраться - у него случайно получилось, вы же понимаете! Надо срочно! Срочно надо вместе пойти к тренеру и всё это сказать и грамоту за первое место у победителя отобрать!

Мама победителя весь этот бред выслушала и по-быстрому унесла ноги от захлебывающейся в слезах и эмоциях мамы побеждённого.

Вы думаете это конец? Да не тут-то было!

На следующее утро история повторяется. Мечущуюся у детсадовской калитки маму проигравшего мать-владелица заветной грамоты за первое место в шахматном турнире, заприметила издалека. Притормозила. Но обходных путей у нынешних садиков нет. Ни дырки в заборе, ни второй открытой калитки. Зайти на территорию можно только в одном месте. Вздохнула, поплелась навстречу новой порции стонов и воплей. Хорошо, хоть не при ребёнке побеждённая мать в неё вцепилась. На обратном пути из группы подхватила победительную мать под локоток и проникновенно спросила:

- Я надеюсь вы сегодня пойдёте со мной к заведующей?
- Зачем?!
- Ну как же зачем? Напишем с вами заявление о нарушениях судейства. О пересмотре результатов турнира.
- Да с какой стати?!
- Вы понимаете какая травма нанесена моему ребёнку? Он мне вчера вечером говорит - Мама! Дорогая моя мама! У меня вот здесь болит, вот здесь - побеждённая мама тычет себя кулаком в солнечное сплетение - Я не знаю, как мне идти в садик, как мне в группе смотреть в глаза детям! Это же позор! Позор, что я проиграл! Я всем обещал, что выиграю! (вы верите, что семилетний ребёнок всё это мог сказать? Я - нет). Я всю ночь не спала, всё думала - ну как?! Как?!!! Как могло так получиться? И вы знаете, пазл сложился! Я поняла, почему выиграл ваш мальчик! У него был день рождения и тренер решил его таким образом поздравить! Поздравить выигрышем и грамотой!
- То есть вы мне прямо говорите о том, что мой сын выиграть сам не мог и тренер каким-то образом подстроил ему выгрыш во всех трёх партиях, а вашему - проигрыш?!
- Ну... Вот так получается. Я долго думала. Поверьте. Пазл сложился.

Никто, конечно, ни к какой заведующей не пошёл и не пойдет. И никто не будет пересматривать результаты, ясное дело.

Но посмотрите, как из обычного проходящего события в, прости Господи, детском саду, можно развить конфликт. Травмироваться самому, травмировать всех окружающих. Обесценить чужую победу и усилия в угоду своему пониманию устройства мира, где центр этого мира - обычный ребёнок. Которого сами родители назначили гением и который проиграть может только случайно или в результате чьего-то злого умысла.

Мальчишке не объясняют, что жизнь она вот такая - не ровная. Сегодня ты можешь проиграть, а завтра выиграть. И ничего ужасного и тем более позорного в проигрыше нет. Хочешь побеждать - тренируйся сам, тренируй волю, самообладание. Если хочешь - поплачь сегодня, проиграв, а завтра уже забудь об этом и живи дальше. Не высасывай из себя жалость к самому себе и не тряси ей перед всем миром. И всегда знай, что есть кто-то, кто лучше тебя прыгнет, пробежит, решит сложную задачу, споёт песню или сыграет роль. ЭТО НОРМАЛЬНО. Так устроен мир.

Но нет. Люди будут накручивать себя, накручивать ребёнка, которого можно было успокоить в тот же вечер добрым семейным разговором, новой игрушкой, игрой. И постепенно внушат ему, что это не он недоработал что-то, где-то не доучился, не дотянул, а виноват весь мир. Виноваты одноклассники, учителя, однокурсники, коллеги, "эта страна" и дальше по списку.

Всех посредственностей, мнящих себя гениями воспитали мама и папа. И больше никто. Если это, конечно, не психические расстройства, большинство из которых люди тоже получают по наследству.

P/S. Победитель шахматного турнира пришёл на прививку и похвалился медицинской сестре, что он занял первое место. Потом немного подумал и сказал, что теперь он должен завоевать все места. Сначала второе. А потом, когда выиграет второе, возьмётся и за третье! Это, пожалуй, всё, что нужно знать о детском отношении к победам:)