Откуда пошли названия в русских народных сказках1
UPD к посту есть вопросы #comment_157268560
Информация взята из книги В. Пропп "Исторические корни волшебной сказки". Оформлено пабликом вк "Я люблю русский язык".
UPD к посту есть вопросы #comment_157268560
Информация взята из книги В. Пропп "Исторические корни волшебной сказки". Оформлено пабликом вк "Я люблю русский язык".
@moderator, к посту уж очень много вопросов, читаю оригинал книги указанной как источник:
"Чтобы понять эту черту, надо иметь в виду, что "осознание трупа" -- вещь очень поздняя. В уже приведенных нами стадиально более ранних материалах из Америки охранитель царства мертвых всегда или животное или слепая старуха -- без признаков трупа. Анализ яги как хозяйки над царством леса и его животных покажет нам, что ее животный облик есть древнейшая форма ее. Такой она иногда является и в русской сказке. В одной вятской сказке у Д. К. Зеленина (3В 11), которая вообще изобилует чрезвычайно архаическими чертами, роль яги в избушке играет козел. "Лежит козел на полатях, ноги на грядках" и пр. В других случаях ей соответствует медведь, сорока (Аф. 249, 250) и т. д. Но животное никогда не обладает костяной ногой не только в русском материале (что можно было бы объяснить явлениями языка -- "яга" рифмует с "нога"), но и в материале международном. Следовательно, костяная нога как-то -связана с человеческим обликом яги, связана с антропоморфизацией ее. Переходную ступень от животного к человеку составляет человек с животной ногой. Такой ногой яга никогда не обладает, но такими ногами обладают Пан, фавны и пестрая вереница всякой нечисти. Всякого рода эльбы, карлики, демоны, черти обладают животными ногами. Они так же сохраняют свои животные ноги, как их сохранила избушка. Но яга вместе с тем настолько прочно связана с образом смерти, что эта животная нога сменяется костяной ногой, т. е. ногой мертвеца или скелета. Костеногость связана с тем, что яга никогда не ходит. Она или летает, или лежит, т. е. и внешне проявляет себя как мертвец. Может быть, этой исторической сменой объясняется то, что Эмпуса, сторожащая у преддверия Аида, обладает перемежающейся наружностью, то представляясь "большим зверем", то быком, то ослом, то женщиной. Как женщина она обладает одной железной ногой и одной ногой из ослиного помета. Обращаясь женщиной, она сохраняет какие-то признаки ослиной природы. Эта нога -- бескостна. Здесь можно усмотреть другую форму отмершей, а именно разложившейся ноги. Такая форма не чужда и русской сказке: "Одна нога г...на, другая наземна" (3В 11)."Ничего про разделения мира мертвых и живых нет.
В главе про Избушку на курьих ножках, ничего нет про гробы на стволах, наоборот рассказывается откуда взялась "животная природа" избушки в лесу, конкретные цитаты дать сложно.
Сивка-Бурка упоминается вскользь в контексте сравнения с другими "помощника" из сказок мира.
В целом текст попахивает Задорновщиной.
Сорри, что под этим комментом, но вдогонку про избушку на курьих ножках имею сказать следующее (конечно, как и все, что связано с древностью, это всего лишь версия):
Курьи ножки - от слова прокуривать (пропитывать смолой), то есть избушка на курьих ножках - ни разу не дом на куриных ногах, как его изображают, а обычный дом на сваях, или, как вариант, на пеньках.
Отвечу вам. Прочитайте подробнее главу 3 "Таинственный лес". Там говорится про обряд посвящения юноши в мужчину, после которого он становился полноправным членом общества. Для этого юноше нужно было уйти в лес и пережить там символическую смерть. "Лес в сказке вообще играет роль задерживающей преграды. Лес, в который попадает герой, непроницаем. Это своего рода сеть, улавливающая пришельцев (в мир мёртвых). Такая функция сказочного леса ясна в другом мотиве -- в бросании гребешка, который превращается в лес и задерживает преследователя. Здесь же лес задерживает не преследователя, а пришельца, чужака. Сквозь него не пройти. Мы увидим, что герой получает от яги коня, на котором он перелетает через лес. Конь летит "выше лесу стоячего"."
Говоря об избушке, можно сказать, что Пропп подчёркивает её функцию как места, в котором
В общем, Пропп сам по себе не говорит, какой вариант толкования правильный, а какой нет, он даёт версии и делает свои выводы на основе сравнения сказок всего мира между собой.
А вы как-то, не читая полностью книги, просто обвиняете автора картинок в клевете и дезинформации. Нехорошо...
Очевидно, что Иван-дурак - это Иван-дурак, а не Иван-другой. Иван, кстати, церковно-славянское имя, и до принятия христианства его на Руси не было.
А Баба Яга на мой взгляд порождение татаро-монгольского периода, как и Бабай с Бабайкой. Существует версия, что «бабай» (или же «бабай-ага») — уважительное обращение к сборщику дани у славянских народов во время турецкой оккупации. https://ru.wikipedia.org/wiki/Бабай
Ага - форма обращения к старшему по рангу, обозначение племенной знати и титул. Слово «ага» во многих тюркских языках означает «старший брат», либо «дядя» и используется в качестве уважительного обращения к старшим по возрасту (вот тебе и бабка нарисовалась) https://ru.wikipedia.org/wiki/Ага_(титул). Бабай Ага - Старший Хозяин. В немощную бабулю превратился от созвучности.
Про Змея-Горыныча вооще молчу. Бред сивой кобылы.
https://jnike-07.livejournal.com/216893.html
Ну тогда уж древнееврейское в греческом написании византийской Библии, прочитанное на церковно-славянском ) Поляки прочитали Ян, англосаксы Джон, испанцы Хуан. А как оно на древнееврейском звучит даже искать не хочу.
Ну почему сразу в дезинформации? Это он не специально, это он просто выдумал какую-то хрень, в нее же и поверил, и на полном серьезе так считает. Так что это честная лажа, основанная на тотальном незнании истории. Что в принципе и закономерно: если учить историю всерьез, хайпа не поймаешь, т.к. по большому счету все уже нормально изучено. А вот если под видом истории выдавать полет собственной фантазии, то всегда найдутся люди, которые в такое поверят. Вот как вы, например..