Освобождение Севастополя
Освобождение Севастополя в 1944 году было, будет Подвигом, как всей нашей армии, так и всего народа ... именно армии, а не флота ..., по странному стечению обстоятельств, Черноморский Флот под командованием адмирала Октябрьского, не принимал активное участие в этой операции советских войск.
Мой читатель должен вспомнить этого боевого адмирала, когда он бросил свою армию и улетел на большую землю в 1942 году с небольшой кучкой командиров.
И вот он возвращается на арену битвы уже как командующий Черноморским флотом!
Наша армия уже вошла во вкус и освобождает город за городом, поселок за поселком ... и вот впереди укрепленная, кое-как укрепленная, но крепость – Севастополь, напомню, что наши войска ее удерживали 250 дней и ночей!
Внутри 17-я армия общей численностью до 200 000 человек (половина румын).
Хотя Гитлер и дал приказ – Севастополь не сдавать (политические соображения), но военные эвакуацию потихоньку, таки начали.
После потери фашистами Одессы порт, где могли принять армию, был один – Констанца, Румыния.
Я думаю, что это был не секрет для Октябрьского.
Глядя на карту, понимаю, что и путь был один, – прямой, тем более в случае срочной эвакуации.
Немного фактов. У фашистов работала дорога их жизни из Румынии, как часы, грузы доставлялись ежедневно! Боеприпасы, топливо, медикаменты, солдаты ... Ежедневно на протяжении всей советской воинской операции по освобождению Крыма и Севастополя! Доставляли то, из чего убивали наших солдат, которые наступали на Севастополь!
В октябре 1943 года фашистами была закончена эвакуация с островов Сицилия, Сардиния и Корсика. Использовавшиеся там соединения транспортной авиации были переброшены в Серное море.
Их транспорт: 60 БДМ (шестьдесят! быстроходных десантных барж), 9 крупнотоннажных пароходов, до десятка танкеров, 5 моторных крупнотоннажных судов, и большое количество вспомогательных кораблей, моторных катеров и мелких судов, которые не подлежат сейчас учету ...
Двадцать часов в пути от Констанцы до Севастополя надо было им преодолеть, а где же наши подводные лодки, морская авиация, боевые корабли?
Они стояли, практически весь штурм в портах ...
Это кажется невероятным, но я приведу несколько цифр хроники результатов боевых походов ЧФ с конца ноября 1943 года:
2 декабря 1943 года у Евпатории был торпедирован и потоплен БДБ («F 566»).
19 декабря в том же районе — еще одну БДБ («F 580») с 20 тоннами боеприпасов на борту.
С января по март все конвои фашистов были проведены без потерь!
Я сделаю еще раз акцент на количестве курсирующих кораблей и судов фашистов, – в марте 1944 года в распоряжении немецкого флота находилось 18 крупных кораблей, десяток танкеров, 60 БДБ, 40 паромов Зибеля и под сотню мелких кораблей.
Наше командование уже готовило войска к штурму Крыма и Севастополя, а фашисты беспрепятственно и ежедневно получили, только в марте 45.500 тонн грузов и пополнение – 111-я пехотную дивизию.
По сравнению с активной деятельностью малых сил немецкого флота, вот очень бросается в глаза пассивность Черноморского флота, а его мощь была не малой, на 1943 год это:
линкор, 3 тяжелых крейсера и 1 легкий, 1 лидер, 9 эсминцев, 2 миноносца, под 40 подводных лодок, 50 канонерских лодок и торпедных катеров и большое количество вооруженных вспомогательных судов! И вся эта армада, если не учитывать редкие атаки эсминцев и миноносцев, прочно стояла на якоре в гаванях на восточном побережье Черного моря.
Флот абсолютно не использовал своих возможностей, которые ему предоставлялись благодаря численному и качественному превосходству, а также слепому стремлению Гитлера удержать Крым.
Советская авиация над морем в течение всего времени проявляла большую активность, но без аэродромов в Крыму, им было сложно топить фашистские и румынские суда.
Численность соединений советских 4-й и 8-й воздушной армии оценивалась в 2000 самолетов, но до начала советского наступления 8 апреля 1944 г. они полностью не использовались. Большое беспокойство немецким сухопутным войскам в Крыму доставляла авиация Черноморского флота.
Итог их налетов, – подход к Севастополю, разгрузка–погрузка и отход проводились теперь только в ночное время.
Советский Черноморский флот даже не пытался оказать поддержку с моря действиям 4-го Украинского фронта ни во время освобождения Одессы 9-10 апреля 1944 года, ни при наступлении в Крыму. Он не провел ни одной десантной операции, ни обстрелов с моря. Только 13 апреля, после того как немцы оставили Феодосию, там было проведено десантирование.
Однако с началом эвакуации немецких войск из Севастополя 12 апреля, по-видимому, в связи с предположением, что эвакуация теперь пойдет полным ходом, Черноморский флот, несмотря на активизацию советских ВВС, увеличил действия своих подводных лодок на морских коммуникациях немецких войск между Констанцей и Севастополем. Используя данные своей хорошо организованной воздушной разведки в северо-западном районе Черного моря, советская авиация и флот своевременно получали данные о местах нахождения немецко-румынских конвоев и были в состоянии атаковать их в благоприятное для себя время. Несмотря на это, прохождение конвоев продолжало осуществляться планомерно!!!
За период с 20 апреля по 3 мая было эвакуировано 13.400 немецких и около 29.000 румынских солдат.
В начале апреля в операционном районе радионаблюдением было установлено присутствие 9 советских подводных лодок.
В последнюю декаду месяца это количество снова сократилось до 4-5. По-видимому, из-за усилившейся противолодочной борьбы в прибрежных водах советское командование стало больше использовать подводные лодки в открытом море.
Советские подводные лодки предприняли 15 атак, но все они были безуспешны, если не считать торпедирование уже поврежденного танкера «Оссаг».
После освобождения портов Ак-Мчеть, Евпатория, Ялта и Феодосия, с середины апреля перебазировавшиеся туда советские торпедные катера стали по ночам атаковать конвои и корабли охранения по обе стороны от мыса Херсонес.
Главные силы флота в течение всего времени оставались на своих базах в Батуми и Поти.
В апреле также не было установлено, чтобы советские корабли производили минные постановки.
После потери большей части Крыма немецкий флот лишился своих баз, ну а после потери базы торпедных катеров «Иван-баба» исчезла возможность препятствовать прохождению советских кораблей вдоль восточного побережья Черного моря.
1-я флотилия торпедных катеров была переведена из Иван-баба в Констанцу (Эйфорию), однако часть ее продолжала действовать с временных баз в Балаклаве и Севастополе. Ее катера использовались прежде всего для дальнего охранения конвоев и прикрытия транспортных путей.
Из донесений фашистов:
«При повторяющихся боевых столкновениях с советскими катерами успеха достигнуто не было, так как после открытия огня противник уклонялся от боя».
Оказывается, просто присутствие немецких торпедных катеров предотвращало атаки на конвои, следовавшие в Севастополь и из него.
В 1943 году было совершено 311 воздушных атак на конвои и соединения флота и 959 налетов на порты, в результате были уничтожены 13 БДБ, 2 моторных тральщика, 1 торпедный катер, 8 сторожевых катеров, 1 буксир, 3 парохода и 5 лихтеров.
В 1944 году похвастаться особо было нечем.
Напомню, что время движения тихоходных конвоев составляло 20 часов. Именно от этого пути зависела судьба 17-й армии фашистов.
Ну и Констанца оказалась единственным портом, куда могли быть эвакуированы войска из Севастополя.
Вечером 11 апреля советская авиация нанесла мощный удар по этому важному опорному пункту. Налеты повторились 17 и 18 апреля 1944 года. Продолжение налетов могло сильно затруднить или вообще сделать морские перевозки невозможными.
Но они не последовали, несмотря на захват удобных аэродромов в Крыму.
Вот еще один вопрос возник, – почему???
Дать возможность немцам убежать, чтобы не было кому оборонять Севастополь? И ведь дали.
Фашисты эвакуировали 70% своих войск! При полном пассивном поведении ЧФ и Октябрьского ...
С 1 по 12 мая 1944 года в Севастополь было доставлено из Констанцы еще два маршевых батальона общей численностью 1300 человек. Опять беспрепятственно.
Танкер «Фредерик» («Фируз»), входивший в конвой «Флиге», торпедировала советская подводная лодка «Л-4» и он был вынужден на буксире кораблей охранения вернуться в Констанцу. Только из-за этой потери возможности конвоя снизились на 10 тысяч человек.
Но это был единственный крупный успех семи советских подводных лодок, если не считать пуски торпед по кораблям, уже тонувшим от попаданий авиабомб, ну и транспорт «Гейзерих», который затонул после многочисленных попаданий авиабомб и торпеды с советской подлодки «Щ-201».
Все остальные проблемы фашистам создали сухопутная советская армия и авиация.
Авиация.
По сухим данным фашистских отчётов с 12 апреля 1944 года по 12 мая 1944 года самолетами на материк было вывезено 21.457 солдат, из них — 16.387 раненых.
Спасательными самолетами спасено в море 109 человек.
Флот.
С 12 апреля по 8 мая из Крыма в Констанцу и Сулину были перевезены 64.563 солдата, 9424 раненых, 11.358 гражданских лиц и 4260 военнопленных.
Напомню, что на 9 апреля 1944 года полный состав 17-й армии насчитывал 235.000 человек, а к 18 апреля он снизился до 124.233 человек (78.000 немцев, 46.000 румын).
С 12 по 20 апреля морем и по воздуху было эвакуировано 67.000 человек, среди них — 36.000 немцев, 16.000 восточных легионеров, 3800 военнопленных, 1600 гражданских, 9600 румын.
Приведу данные о количестве немецких войск на дату 9 мая 1944 года:
Телеграмма. От командующего 17-й армией. В штаб армии.
«Штабы 17-й армии и 5-го корпуса должны быть эвакуированы на материк в предстоящую ночь вместе с 14 тысячами человек. Оставшуюся часть армии численностью 35 тысяч человек необходимо вывезти «одним конвоем» в ночь с 10 на 11 мая».
Не буду дальше мучить цифрами, просто скажу, что шторм не дал оккупантам довести свою цель до конца, потому они или попали в плен, или были уничтожены нашими сухопутными войсками, авиацией, и которые имели очень большие потери от обороняющихся фашистов, более 17 000 бойцов ...
Одна из причин – неограниченное количество боеприпасов, как артиллерийских, так и стрелковых, которые, практически беспрепятственно доставлялись немецко-фашистским оккупантам по морю вплоть до 12 мая 1944 года.
Такие дела.
А большая часть немецких войск была эвакуирована.
Не так как мы в 1942 году, совсем не так, хотя состав и количество кораблей и судов ЧФ и Азово-черноморской флотилии превышало двести единиц ...
После этого сражения единственной силой, которая безраздельно властвовала над поверхностью и в глубине Черного моря вплоть до Победы 9 мая 1945 года, стал советский Черноморский флот во главе с адмиралом Октябрьским, только вот уже фашистов там не было.
Уплыли они все.
Все 170 000 карателей-фашистов из 200 000 на начало апреля 1944 года.
На фото возвращение в Севастополь Черноморского флота 11 ноября 1944 года.
Фотографии с ресурса waralbum.ru
Вторая Мировая
4.6K пост8.9K подписчиков
Правила сообщества
Главное правило сообщества - отсутствие политики. В качестве примера можете посмотреть на творчество группы Sabaton. Наше сообщество посвящено ИСТОРИИ Второй Мировой и Великой Отечественной и ни в коей мере не является уголком диванного политолога-идеолога.
Посты, не содержащие исторической составляющей выносятся в общую ленту.
Запрещено:
ЛЮБАЯ политика. В том числе:
- Публикация материалов, в которых присутствуют любые современные политики и/или политические партии, упоминаются любые современные политические события.
- Приплетание любых современных политических событий, персон или организаций.
- Политико-идеологические высказывания, направленные в сторону любой страны.
- Использование политизированной идеологизированной терминологии ("совок", "ватник", "либера ст").
- Публикация материалов пропагандистских сайтов любой страны.
За нарушение данного правила администрация оставляет за собой право вынести пост в общую ленту, выдать пользователю предупреждение а так же забанить его.
Примечание: под современными политическими событиями подразумеваются любые политические события, произошедшие после 16 октября 1949 года.
Помимо этого:
- Оправдание фашизма, нацизма, неонацизма и им подобных движений.
- Публикация постов не по тематике сообщества.
- Провокации пользователей на срач.
Ну и всё, что запрещено правилами сайта.