Осень Европы: Юбилей взятия Праги (варшавской)

75 лет назад – 14-го сентября 1944 года – советские войска овладели Прагой (пригородом польской столицы Варшавы, не путать с городом Прага – столицей Чехии). Город Варшава находится в основном на западном берегу реки Висла, а его район на восточном берегу называется Прага, что-то вроде нашего Левобережного района Киева или Днепропетровска. С этой операцией связан ряд драматических событий, которые по своему масштабу и политическим последствиям стоят существенно выше, чем просто овладение городским районом.


Боевая задача на взятие Праги впервые была поставлена Верховным Главнокомандующим, маршалом Сталиным, перед 2-й танковой армией Первого Белорусского фронта ещё в середине июля 1944 года, на исходе Люблин-Брестской операции, и звучала так: «… После овладения районом Брест и Седлец правым крылом фронта развивать наступление в общем направлении на Варшаву с задачей не позже 5-8 августа овладеть Прагой и захватить плацдарм на западном берегу р. Нарев в районе Пултуск, Сероцк. (…) Сталин, Антонов».


2-я танковая армия, которой в те дни командовал генерал Радзиевский (предыдущий командующий, генерал Богданов, был ранен 23-го июля в ходе штурма Люблина и надолго выбыл из строя), состояла из трёх корпусов. Эта армия повела наступление по правому берегу реки Висла в общем направлении на север после неудачной попытки 25 июля прорваться на западный берег Вислы с ходу по железнодорожному мосту у Демблина. На Прагу сначала пошли 3-й и 8-й гвардейский танковые корпуса, а 16-й танковый корпус остался под Демблином (между Магнушевским и Пулавским плацдармами), ожидая, пока его сменит пехота; он догнал их в конце июля-начале августа.


Уже вечером 26 июля, мотоциклетный авангард 2-й танковой армии, столкнулся с частями немецкой 73-й пехотной дивизии у Гарволина, города на восточном берегу Вислы к северо-востоку от Магнушева. Это стало прелюдией сложного маневренного сражения. 73-я пехотная дивизия была поддержана прибывающими в Варшаву подразделениями танковой дивизии «Герман Геринг» и другими разрозненными частями. 27-го июля советский 3-й танковый корпус сокрушил позиции разведбата «Германа Геринга», и 8-й гвардейский танковый корпус также добился прорыва в своей полосе. 28-29 июля продолжались тяжёлые бои: советские танкисты пытались перехватить шоссе Варшава – Седлец, но не смогли пробить оборону в полосе основных сил «Германа Геринга», которые непрерывно прибывали из Варшавы к месту сражения. Более успешными были удары по 73-й пехотной дивизии: в районе Отвоцка было нащупано слабое место в её обороне, её стали охватывать с запада, в результате она начала неорганизованно отступать на север, а её командующий генерал Франек был захвачен в плен 30 июля.


Но в это время к месту сражения начали прибывать, помимо основных сил «Германа Геринга», эсэсовские «Викинг» и «Тотенкопф», и армейские 4-я и 19-я танковые дивизии. В совокупности эта группировка противника состояла уже из 51 тысячи человек при 600 танках и САУ, тогда как атаковавшая её советская 2-я танковая армия располагала 32 тыс. чел и 425 танками и САУ, а её быстрое продвижение привело к отставанию тылов: горючее и боеприпасы подвозились с перебоями.


30-го июля генерал Радзиевский поставил задачу овладеть Прагой до 14:00. 30-31 июля передовые силы 2-й танковой армии приблизились к Праге. 31 июля они вели бои местного значения: 8-й гвардейский корпус взял Окунев (21 километр восточнее Варшавы) и Минск-Мазовецкий (40 километров восточнее Варшавы), а 16-й корпус оттеснил противника от варшавской дачной области Свидер. 3-й танковый корпус двигался, нацеливаясь глубоко на северо-запад с целью охвата Праги, через Воломин, прорываясь через узкий зазор между немецкими силами, в условиях накопления частей противника на флангах. 30 июля немцев выбили из городов Воломин и Радзымин, располагавшихся в 25 километрах от Варшавы. В то же время из-за острейшей нехватки топлива и отсутствия подкреплений, наступление 2-й танковой армии постепенно останавливалось. К 1 августа её передовые силы вышли в районы Кобылка (8 км северо-северо-восточнее Праги) и Медзешин (5 км юго-юго-восточнее Праги). Немецкие войска оказались в более выгодном положении, так как опирались на Варшавский укрепленный район. Попытка взять Прагу с ходу провалилась. Немецкие танковые дивизии «Герман Геринг» и 19-я армейская атаковали из района Праги, 4-я танковая наступала с севера, а «Викинг» и «Тотенкопф» с востока.


1-го августа, в 14:10 генерал Радзиевский приказал своей армии прекратить наступление и перейти к обороне. В этот же день немецкие войска завладели населенными пунктами Радзимин и Воломин, тем самым отрезав пути отхода 3-го танкового корпуса в двух местах. На следующий день 8-й гвардейский танковый корпус нанёс деблокирующий удар снаружи и проломил узкий коридор навстречу окруженному 3-му. Соединившись, два танковых корпуса заняли круговую оборону против превосходящих сил противника. К 4 августа к месту сражения прибыла советская пехота в лице 125-го стрелкового корпуса, благодаря чему удалось стабилизировать положение окруженных танкистов.


В тот же день две немецкие танковые дивизии («Герман Геринг» и 19-я армейская), после безуспешных атак на Окунев, были выведены из боя и начали перебрасываться к Магнушевскому плацдарму, имея целью его уничтожить. Безрезультатные атаки немцев на Окунев продолжались частями 4-й (армейской) танковой дивизии до 5 августа, после чего силы атакующих иссякли. Окунев и Медзешин остались в руках Советской Армии.


После этого сражения под Радзимином, 3-й танковый корпус был отведен к Минск-Мазовецкому для отдыха и пополнения, а 16-й и 8-й гвардейский переброшены на Магнушевский плацдарм. Там они остановили немецкое наступление на плацдарм и оставили в своих руках предмостные укрепления. Однако расширить плацдарм советским войскам не удалось, тем более вскрыть его.


Таким образом, директива на захват Праги и плацдарма за Наревом не была выполнена в установленный срок. Ведь эта директива была выпущена в момент, когда сведений о наличии у немцев крупной группировки в районе Варшавы не было. Наличие же массы немецких танковых дивизий в районе Варшавы само по себе делало малореальным прорыв в Прагу, а тем более, за реку Нарев, для сравнительно малочисленной 2-й танковой армии генерала Радзиевского.


Однако описанные выше действия советских танкистов привели к очень существенным военно-политическим последствиям. В Варшаве уже давно шла подготовка к вооруженному восстанию: оно было организовано, скажем так, местными патриотами (Армия Крайова), с истинной целью: выгнать из Польши и немцев и русских, и самим тут зарабатывать деньги. Соответственно, им критически важно было выбрать момент начала восстания: когда немцы уже начнут уходить из Варшавы, но советские танки туда ещё не войдут – и в этот момент громко заявить о себе, плюнуть немцам в спину, а русским сказать: «Мы теперь тут хозяева, мы сами себя освободили. Словом, бабушка приехала, гребёнка не нужна. Всем спасибо».


Когда наши танки подошли к Праге на расстояние вытянутой руки, руководители восстания решили – пора, и начали его 1-го августа (через 12 часов после того, как генерал Радзиевский дал приказ на прекращение операции по овладению Прагой). Каково же было их разочарование потом, когда Прага не была взята в установленные Сталиным сроки, и они оказались один на один с немцами. Естественно, восстание было подавлено немцами: у него изначально не было шансов. Так, «5-го августа И.В. Сталин выразил сомнение относительно действий Армии Крайовой, заявив, что в современной войне армия без артиллерии, танков и авиации и даже без достаточного количества стрелкового оружия не имеет никакого значения, и он не представляет, как Армия Крайова может изгнать немцев из Варшавы».


Что ж, Сталина услышали: в эпоху горбачёвской перестройки была коренным образом реформирована система вооружения Советской Армии. Подробнее об этом будет рассказано в другой раз, основная суть: теперь регулярная армия государства сражается с бандформированиями на принципах «равного оружия», поэтому такие конфликты (на Донбассе, в Чечне, Сирии) по длительности превышают Великую Отечественную войну, не говоря уже о результатах. Не так было в Варшаве в 1944-м: немцы покончили с повстанцами в течение одного-двух месяцев, силами полка спецназа эсэсовской дивизии «Дирлевангер» и прочих неустойчивых на фронте частей: власовцев, бендеровцев и бойцов из «Восточных легионов» т.е. бывших граждан СССР.


26-го августа, подробно и эмоционально высказался о Варшавском восстании маршал Рокоссовский, руководитель боевых действий на данном участке, командующий Первым Белорусским фронтом. Он не упустил случая потроллить соседей из Воронежского (Первого Украинского) фронта, мол: я – не они, проводя параллели между Варшавой с одной стороны, Харьковом и Житомиром с другой, а руководителей восстания назвал клоунами:


«Вооруженное восстание в таком месте, как Варшава, могло бы оказаться успешным только в том случае, если бы оно было тщательно скоординировано с действиями Красной Армии. Правильный выбор времени являлся здесь делом огромнейшей важности. Варшавские повстанцы были плохо вооружены, и восстание имело бы смысл только в том случае, если бы мы были уже готовы вступить в Варшаву. Подобной готовности у нас не было ни на одном из этапов, и я признаю, что некоторые советские корреспонденты проявили 1 августа излишний оптимизм. Нас теснили, и мы даже при самых благоприятных обстоятельствах не смогли бы овладеть Варшавой раньше середины августа. Но обстоятельства не сложились удачно, они были неблагоприятны для нас. На войне такие вещи случаются. Нечто подобное произошло в марте 1943 года под Харьковом и прошлой зимой под Житомиром» … «командование Армии Крайовой совершило страшную ошибку. Мы ведем военные действия в Польше, мы — та сила, которая в течение ближайших месяцев освободит всю Польшу, а Бур-Коморовский [командующий Армии Крайовой] вместе со своими приспешниками ввалился сюда, как рыжий в цирке — как тот клоун, что появляется на арене в самый неподходящий момент и оказывается завернутым в ковер… Если бы здесь речь шла всего-навсего о клоунаде, это не имело бы никакого значения, но речь идет о политической авантюре, и авантюра эта будет стоить Польше сотен тысяч жизней. Это ужасающая трагедия, и сейчас всю вину за неё пытаются переложить на нас».


После отхода советских танкистов от Праги, в районе Варшавы осталась только одна 47-я общевойсковая армия, растянувшая свои порядки на 80 км. 12-го августа Рокоссовский поставил перед этой армией боевую задачу: выйти над Вислу и овладеть Прагой. 47-я армия, к которой позже присоединилась 70-я, 1-я польская армии и 8-й гвардейский танковый корпус, на протяжении августа вели наступательные бои и к концу месяца вышли к Висле. В районе Праги они наткнулись на укреплённые позиции противника и после нескольких неудачных попыток прорвать их, остановились. 9-го сентября командующий 8-м гвардейским танковым корпусом генерал Попов поставил задачу захватить мост через Вислу в районе Праги и переправиться на западный берег Вислы в районе Варшавы, но выполнить её тоже не удалось.


Тем временем, в Варшаву (на западный берег) были заброшены советские офицеры-корректировщики, которые на основе данных поляков направляли удары советской авиации и артиллерии по немцам вокруг города и в самой Варшаве. Штаб маршала Рокоссовского договорился о совместной операции с восставшими: части 1-й польской армии с советской стороны должны были форсировать Вислу и удерживать плацдарм в городе или организовать коридор для выхода восставших в случае их поражения. Однако в ночь перед атакой подразделения Армии Крайовой оставили без боя свои позиции на западном берегу, предназначенные для высадки частей 1-й польской армии. Немцы тут же заняли эти позиции и встретили сильным огнём лодки с десантом. Польские десантники несколько дней безуспешно пытались захватить и расширить плацдарм, но высадка провалилась, части 1-й польской армии понесли потери (больше 3000 человек, в том числе около 2000 человек — непосредственно в боях на территории восставшей Варшавы) и были эвакуированы обратно на восточный берег Вислы, а попытки деблокировать Варшаву с советской стороны на этом были прекращены.


Одновременно с танкистами, 2-го августа были вынуждены остановить наступление и перейти к обороне 69-я и 8-я гвардейские армии, попав под немецкий контрудар из района Гарволин. Основные их усилия были направлены на то, чтобы захватить и любой ценой удержать плацдармы севернее и южнее Варшавы, с которых, развивая наступление, можно было замкнуть кольцо окружения западнее польской столицы. Здесь сражение продолжалось до 10 августа. В результате немецкий контрудар был остановлен, плацдармы и предмостные укрепления в районах Магнушев и Пулавы остались в руках Советской Армии.


28-я армия на протяжении августа 1944 года вела наступательные бои, к 15 августа достигнув рубежа Ядува – Дзежанува – Вуювка (52-60 км северо-восточнее Варшавы) и наткнувшись на сильно укреплённые позиции противника, после нескольких неудачных попыток их прорвать остановилась и отражала контратаки противника, занимаясь укреплением достигнутых рубежей.


В середине августа 1-й Белорусский фронт начал наступление севернее Варшавы, в междуречье Буга и Вислы, и к 18 числу отбросил немецкие соединения за Буг. 22 августа в наступление перешёл и 2-й Белорусский фронт. В результате к 31 августа советские войска вбили несколько глубоких клиньев в порядки немецких войск, но задуманного прорыва не вышло. 3 сентября наступление возобновилось: немцев отбросили за Нарев и организовали несколько плацдармов возле Пултуска. К 16 сентября наступление выдохлось, и фронт стабилизировался по линии реки Вислы, при этом за немцами остался город Модлин.


В начале сентября советская фронтовая разведка обнаружила несколько германских частей, участвовавших в сражении со 2-й танковой армией севернее Варшавы, в районе плацдармов на Висле. Речь шла о танковой дивизии «Викинг», незадолго до этого переброшенной в район Модлина для отдыха и пополнения, но вынужденной вступить в бой с наступающими советскими частями. Полученные данные позволили принять решение об очередном штурме в районе Праги, что после мощной артподготовки было проделано 10 сентября 47-й армией совместно с 70-й армией, 8-м гвардейским танковым корпусом и 1-й польской армией. 14 сентября немцы очистили Прагу, переправив остатки своих войск на другой берег и взорвав мосты. Попытка советских войск высадить разведывательные соединения на противоположном берегу реки с ходу, на плечах отступающего противника, не удалась. Варшава будет взята уже зимой 1945-го.


Приказ Верховного Главнокомандующего, изданный 14 сентября, гласил:


«Маршалу Советского Союза Рокоссовскому


Войска 1-го Белорусского фронта в результате продолжительных упорных боев сегодня, 14 сентября, овладели крепостью Прага – предместьем Варшавы и важным опорным пунктом обороны немцев на восточном берегу Вислы. …


В ознаменование одержанной победы соединения и части, наиболее отличившиеся в боях за овладение крепостью Прага, представить к присвоению наименования “Пражских” и к награждению орденами.


Сегодня, 14 сентября, в 23 часа столица нашей Родины Москва от имени Родины салютует доблестным войскам 1-го Белорусского фронта, в том числе войскам 1-й польской армии, овладевшим крепостью Прага, двадцатью артиллерийскими залпами из двухсот двадцати четырех орудий.


За отличные боевые действия объявляю благодарность руководимым Вами войскам, участвовавшим в боях за освобождение Праги.


Верховный Главнокомандующий

Маршал Советского Союза И. СТАЛИН

14 сентября 1944 года, № 187»


Интерактивная карта боевых действий:

https://yandex.ua/maps/?um=constructor%3Ab7ef00a29f40d70768f...

Вторая Мировая

4.2K постов8.8K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Главное правило сообщества - отсутствие политики. В качестве примера можете посмотреть на творчество группы Sabaton. Наше сообщество посвящено ИСТОРИИ Второй Мировой и Великой Отечественной и ни в коей мере не является уголком диванного политолога-идеолога.


Посты, не содержащие исторической составляющей выносятся в общую ленту.


Запрещено:

ЛЮБАЯ политика. В том числе:

- Публикация материалов, в которых присутствуют любые современные политики и/или политические партии, упоминаются любые современные политические события.

- Приплетание любых современных политических событий, персон или организаций.

- Политико-идеологические высказывания, направленные в сторону любой страны.

- Использование идеологизированной терминологии ("совок", "ватник", "либерaст").

- Публикация материалов пропагандистских сайтов любой страны.


За нарушение данного правила администрация оставляет за собой право вынести пост в общую ленту, выдать пользователю предупреждение а так же забанить его.


Примечание: под современными политическими событиями подразумеваются любые политические события, произошедшие после 16 октября 1949 года.


Помимо этого:

- Оправдание фашизма, нацизма, неонацизма и им подобных движений.

- Публикация постов не по тематике сообщества.

- Провокации пользователей на срач.


Ну и всё, что запрещено правилами сайта.