Обзоры наших игр. Revival: Recolonization

4Х-стратегия про изменение климата и войну с Искусственным Интеллектом.

Обзоры наших игр. Revival: Recolonization Игровые обзоры, Стратегия, Компьютерные игры, Длиннопост

Продолжаю рубрику «Пишу про наши игры», обозревая проекты отечественных разработчиков. Предыдущая заметка была посвящена The Bookwalker Thief of Tales. Сегодня речь пойдёт о 4Х-стратегии Revival: Recolonization.

Лирическое вступление

Существует мнение, что игровую индустрию поразил глубокий кризис. Проекты крупных студий скатываются в сплошные самоповторы (ремейки да ремастеры). Ну или просто скатываются. Однако жанру 4Х-стратегий повезло. Интересные игры выходят регулярно. Для тех, кто не в курсе, термин «4Х-стратегии» расшифровываются как: «eXplore, eXpand, eXploit, eXterminate» — «исследуй, расширяй, эксплуатируй, уничтожай».

Помимо общепризнанного «короля жанра» — серии Civilization, существует (правда, уже не для продажи в России) красивейшая Humandkind от компании Amplitude Studios, ранее порадовавшей поклонников любопытной фэнтези-цивилизацией Endless Legends. Правда, мне Humankind не понравилась из-за слабого Искусственного Интеллекта. К слову, у Civilization VI аналогичная проблема. Сингловая игра что тут, что там превращается… превращается… в хрень какую-то она превращается, если честно. Выставляешь последнюю сложность и, если комп не успевает задавить тебя числом на старте, сидишь и 10 часов занимаешься методичным избиением младенцев — «очень весело».

Благо в марте 2022 вышла потрясающая Old World от ведущего геймдизайнера Civilization IV. Если вы не ходок в мультиплейер, но хотите интересного взаимодействия с нациями-соседями, от души рекомендую вам этот продукт. Если же вы преисполнились вселенской мудрости и готовы перейти на следующую ступень эволюционного развития (заодно отказаться от личной жизни), можете сразу отправляться в любой проект компании Paradox (Crusader Kings, Hearts of Iron). Первая тысяча часов, необходимая просто чтобы научиться играть, сделает вас другим человеком. Предположительно человеком.

Суммируя сказанное 4Х-стратегий на любой вкус, цвет и даже интеллект хватает! Кстати, даже здесь всё умудрились загадить этой вашей Вахой! Я говорю не о Total War Warhammer, которую (пускай и с натяжкой) тоже можно отнести к 4Х-стратегиями, а о проекте Warhammer 40,000: Gladius. Это прямо цивилизация в мире Вахи, как она есть. Включая фирменную черту всей франшизы — нескромное количество платных дополнений.

Обзоры наших игр. Revival: Recolonization Игровые обзоры, Стратегия, Компьютерные игры, Длиннопост

Непосредственно обзор

Конкуренция в жанре 4Х-стратегий царит жёсткая. Аудитория пресыщена. Второго шанса не даст. Для успеха новому проекту необходимо соблюсти два условия:

1) Разработчикам требуется оригинальная идея, способная сказать новое слово в жанре.

2) Те же разработчики должны обладать иммунитетом к болезни manus crescunt ex asino est (лат), именуемой в простонародье «рукожопие». Иначе прекрасная идея окажется загублена убогой реализацией.

Оригинальная идея у разработчиков Revival: Recolonization действительно есть! Игроку предстоит менять (или напротив защищать от изменений) климат на вверенном ему ландшафте. От погоды здесь зависит буквально всё. Что касается прямых рук, то… К моменту написания обзора (август 2023) игра пребывает в раннем доступе. Проблемы есть, но их поправят. Наверное. Ведь существует дорожная карта. Разработчики на связи с игроками и держат руку на пульсе! Так что всё будет хорошо. Я думаю. Но это не точно…

Обзоры наших игр. Revival: Recolonization Игровые обзоры, Стратегия, Компьютерные игры, Длиннопост

События Revival разворачиваются на пост-апокалиптической Земле. Искусственный Интеллект, скромно именуемый «Все-разум», решил то ли поработить, то ли уничтожить человечество. Подозреваю второе. Рабы из кожаных мешков такие себе. Чтобы остановить Все-Разум некое тайное общество, члены которого ходят в мантиях с капюшонами (ни разу не масоны), отрубили на планете весь Интернет. Разом. Параллельно наши не-масоны скопировали знания человечества на индивидуальные носители информации, а далее (по одиночке, чтобы разом всех не накрыли) заперлись в убежищах, погрузившись в сон на десятки лет. Верней, они считали, что на десятки. На деле прошло не меньше тысячи.

Оставшись без Интернета и люди, и «Все-Разум» деградировали. ИИ не исчез и даже сохранил контроль над планетой, но принялся «тупить и тормозить». Люди же скатились в каменный век. Пробудившиеся после тысячелетнего сна не-масоны (за одного из которых нам и предстоит играть) застают сородичей именно в таком состоянии.

Что интересно, даже ИИ-убийца не заставил homosapiens сплотиться против общего врага. Напротив, на новый виток ожесточения вышел один из самых древнейших и тяжелых конфликтов. Вечная и непримиримая борьба между сумасшедшей бабкой, которой постоянно дует в маршрутке, и адекватным человеком, которому жарко и нужно открыть форточку.

За века пост-апокалиптического существования человечество разделилось на пять отдельных видов. Как я понял, уже не способных скрещиваться между собой. Жители: пустыни, саванны, умеренных широт, тундры и ледяной пустоши.

Обзоры наших игр. Revival: Recolonization Игровые обзоры, Стратегия, Компьютерные игры, Длиннопост

Каждый вид бескомпромиссен, основывать города может только в родном климате. Жителям тундры не подходят даже умеренные широты, а обитатели ледяных пустошей не помышляют о том, чтобы перебраться в тёплые края. Напротив, они лечатся (на 1 хп), если завершают игровой ход на снежном гексе.

Выбравшиеся из убежищ «хранители знаний» становятся для одичалых людей практически богами. Ведь их технологии неотличимы от магии. Они умеют менять климат!

В игре существует 6 видов валюты. Вполне стандартные для 4Х-стратегий: деньги, наука, пища, производство, дипломатическое влияние и энергия (мана). Последняя нужна для «заклинаний». Точнее для запуска особых капсул, вызывающих мощные погодные эффекты: похолодание, зной, грозы, землетрясения, зарождение вулканов, кислотные дожди и нашествие зомби. Да, зомби — это такое природное явление. Типичное для пост-апокалипсиса. В начале недели пройдут кислотные дожди, затем случится извержение вулкана, а на уикенд ждите нашествия зомби. Рутина.

Важная деталь — применять заклинания можно как на стратегической карте, так и во время боя.

Обзоры наших игр. Revival: Recolonization Игровые обзоры, Стратегия, Компьютерные игры, Длиннопост

Если вы, играя за жителей ледяных пустошей, заморозите землю, ваши воины начнут постепенно регенерировать здоровье, а враги напротив будут страдать. Конечно, мы говорим о живых врагах. Первую часть игры сражения будут вестись в основном против автоматонов Все-Разума, оккупировавших руины с полезными ресурсами.

Сражения в игре увлекательные. Их базовую идею разработчики подсмотрели у того же Humankind — при столкновении двух армий, игра «выделяет» на стратегической карте участок ландшафта, на котором и будет проходить битва. Планируя сражения, можно заранее понять в каких условиях оно состоится. При этом эти условия можно и нужно менять, используя «заклинания». К примеру, создавать области высокой и низкой гравитации, расширяя радиус обстрела для своих стрелков и сокращая его для вражеских. Весьма мощная в умелых руках штука.

Важнейшее значение имеют заклинания, воздействующие на климат. Главный эффект они проявляют даже не в момент, а после боя. Если в пылу битвы игрок: сперва призвал вулкан, затем активировал логова зомби, наконец, «удобрил» всё это сверху кислотным дождичком, описанные радости достанутся в «подарок» победителю. Стратегическая карта изменится. Порой до неузнаваемости. Разумеется, всё можно поправить, но, чтобы отменить эффект старых капсул, придётся запускать новые, тратя энергию.

Обзоры наших игр. Revival: Recolonization Игровые обзоры, Стратегия, Компьютерные игры, Длиннопост

Сражения можно назвать сильной стороной Revival, но «ложка дегтя» в них, всё же, имеется. Даже не одна. У игры явные проблемы с интерфейсом. Лично мне пришлось долго к нему привыкать, и до конца я так и не привык. Иногда тупо не могу понять какого юнита в данный момент выделил. В теории запутаться сложно. Бойцов не так чтобы много, но у меня регулярно возникают ситуации, когда я посчитал, что отдал приказ одному юниту, а на деле сходил другой.

Игра порой даже не тормозит (тут особо нечему тормозить, хотя лично мне графика нравится), а как будто бы багует. Если юнит сходил, а ты забыл об этом, отряд не выделяется. Кликаешь, а фокус с выбранного бойца не спадает.

Есть проблемы с отображением информации. Некоторые важные вещи игроку просто не показывают. К примеру, лимит числа воинов в армии. Он постепенно расширяется по мере научного развития, но, когда именно это происходит, догадайся сам (или внимательно читай описание исследуемых технологий). Понять заморожен в бою юнит или парализован можно, но иконки состояний маленькие. Их не всегда замечаешь. По-хорошему, подобные эффекты должны сопровождаться анимацией.

Существует спорные и откровенно странные вещи. Так вещь спорная — если вашего юнита подожгли, он продолжит гореть и после боя. Уже на стратегической карте. Потушить себя самостоятельно отряд не может. Будет полыхать пока не помрёт, или игрок не призовёт дождь.

Вещь странная — взаимодействие граната+вода. Граната наносит урон по площади (в том числе союзникам) отталкивая бойцов (лёгкого веса) на одну клетку в сторону от эпицентра взрыва. При этом, если юнит «отъедет» на морскую клетку, то просто утонет. Даже если у него был полный запас здоровья. Подозреваю здесь наличие бага, но если так и задумано, то уж очень странно задумано. Revival — не РПГ, где подобное было бы уместно. Предполагается, что в бою сходятся именно армии. Как можно утопить армию в море, закидав её гранатами?

Обзоры наших игр. Revival: Recolonization Игровые обзоры, Стратегия, Компьютерные игры, Длиннопост

В остальном геймплей Revival напоминает Humankind. Что-то взято прям под копирку. Мир так же разделён на регионы. В одном регионе можно построить ровно один город. Развитие самих городов происходит за счёт пристройки дополнительных районов: земледельческих, производственных, административных и торговых. Есть ещё районы-нексусы для генерации маны (энергии для запуска капсул). Жителей можно перебрасывать по ячейкам районов, увеличивая доход нужных ресурсов.

Отдельных зданий (казарм, университетов, колизеев и т. д.) фактически нет. Зато имеются чудеса света. Причём двух видов.

Первые — это объекты исторического и культурного наследия, кое-как сумевшие пережить апокалипсис: статуя свободы, московский кремль, галактический роботеатр с сёстрами-близняшками…

Обзоры наших игр. Revival: Recolonization Игровые обзоры, Стратегия, Компьютерные игры, Длиннопост

Чтобы заполучить древнее чудо достаточно построить рядом с ним город.

Второй вид чудес — типичен для 4Х-стратегий. Открываются в научной ветке, строятся на свободных клетках. В мире может быть построено ровно одно чудо каждого типа. Кто первым успел, тот и молодец. Всё бы хорошо, но чудес не слишком много. Впрочем, не забываем про ранний доступ.

Великих людей в Revival нет. Хотя… Вру. Наши не-масоны же! Они умеют менять климат, а здесь подобное ценится дороже шедевров литературы, живописи и музыки. Хотя всё это у них тоже есть и постепенно выдаётся населению, когда оно (население) оказывается способным воспринять технологию прошлого. Правда, я не припомню существования в реальной истории паровых танков, но выглядят они прикольно!

В игре есть конструктор юнитов, опять же, подсмотренный в Humankind (верней, в Endless Legends). Войска делятся на четыре типа: воины, стрелки, артиллерия и мобильные соединения. У каждого типа есть свободные ячейки под: оружие, броню и дополнительные предметы.

Обзоры наших игр. Revival: Recolonization Игровые обзоры, Стратегия, Компьютерные игры, Длиннопост

Ячейки можно заполнять открываемыми в научной ветке технологиями, создавая новые виды бойцов. Сперва наши солдаты бегают в шкурах, держа в руках дубины и примитивные луки. Постепенно им становятся доступны мечи, булавы и кольчуги. Затем пороховое оружие, далее лазеры и т. д. При этом игра позволяет, дав бойцу лазер, оставить его в броне (шкуре) из каменного века. Непонятно зачем так делать, но сделать так можно.

Уже построенные войска можно улучшать за деньги и стратегические ресурсы. Последних много, и они разные. От фосфора до урана. Как правило, ресурсы становятся нужны в момент, когда цивилизация развивается до соответствующей научной эпохи. Однако попадаются улучшения, актуальные для любой стадии игры. Например, можно обвешать древними электронными компонентами солдатские щиты. Тогда они начнут биться электрическим током (не спрашивайте меня, как это работает — технология не отличима от магии!).

Опыта за бой воины, к сожалению, не получают. Прогресс зависит исключительно от технологий. Зато в морально-философском плане может развиваться весь наш народ, ассимилируя независимые кланы.

Обзоры наших игр. Revival: Recolonization Игровые обзоры, Стратегия, Компьютерные игры, Длиннопост

В Revival существует интересная система дипломатии. Базовые принципы подсмотрены во всё том же Humankind, но в нём сделаны примитивнее. У игрока есть только один ресурс — дипломатически очки. Чем он больше, тем проще и быстрее удаётся ассимилировать нейтральные фракции.

Здесь сложнее. В каждом регионе живёт свой клан, обладающий уникальным мировоззрением, зачастую расходящимся с мировоззрением игрока. Кланам можно преподносить дары, а также брать от них мини-задания (к примеру, уничтожить всех автоматонов Все-Разума в регионе). Однако действия игрока на стратегической карте так же влияют на уровень дипломатических отношений. К примеру, вас могут невзлюбить просто за то, что вы часто меняете климат, вырубая ненужные (вам) священные деревья. Неважно в регионе клана вы это делаете или у себя дома.

Если ассимилировать клан, он не исчезнет с концами. Мировоззрение людей сохранится. Частично оно передастся вашей фракции, а будущий город, основанный на землях клана, получит его мировоззрение. Это может обернуться как бонусами, так и штрафами для игрока в зависимости от совершаемых поступков.

Если взгляды коренного населения в регионе Х, совершенно не сочетаются с вашими представлениями о том, как нам обустроить пост-апокалиптическую Землю, то… только геноцид. Что ещё делать? Как все станут хорошими и правильными, если не убить всех плохих и неправильных?

Обзоры наших игр. Revival: Recolonization Игровые обзоры, Стратегия, Компьютерные игры, Длиннопост

Аналогичная ситуация с нациями-соседями, управляемыми такими же проснувшимися не-масонами. Если вы хотите с кем-то задружиться, не факт, что это вообще получится из-за разницы во взглядах. Вам придётся изменить свои представления о порядке вещей.

Ну, или не придётся. Я не успел наиграть достаточно, чтобы сделать однозначные выводы, но, по предварительной оценке, ИИ не доставляет проблем даже на последней сложности. Свои земли компьютер развивает, но воевать, похоже, не любит. Разведка то и дело сообщает, что численность армии соседа больше моей в 2-4 раза, но объявлять войну ИИ не торопится. На текущий момент я сыграл (не до конца) две партии. Во второй (на последней сложности) ко мне просто никто не лез, хотя я «откушал» приличный кусок карты, поджав соседей. В первой игре (на нормальной сложности) комп объявил мне войну, затем пригнал всего одну армию из пяти отрядов, дождался пока я её уничтожу и… забыл о моём существовании. Ни войны, ни мира.

Некоторую угрозу представляет Все-Разум. Время от времени он засылает армии автоматонов, разбрасывающих капсулы с «заклинаниями». Истинные цели Все-Разума не вполне ясны (возможно, ему самому), но, похоже, ИИ пытается поддерживать баланс на планете. Если вы будете всё кругом замораживать, Все-Разум начнёт устраивать вам потепление и наоборот.

Попутно в игре есть счётчик, отображающий общую злобу ИИ в отношении всех кожаных мешков планеты. Шкала заполняется по мере уничтожения автоматонов, охраняющих руины с ресурсами. После заполнения шкалы Все-Разум устраивает какую-то глобальную гадость (у меня он вызвал продолжительные ливни по всей планете). Затем ИИ успокаивается, и счётчик сбрасывается до нуля. Неприятно, но пережить можно.

Обзоры наших игр. Revival: Recolonization Игровые обзоры, Стратегия, Компьютерные игры, Длиннопост

Выводы

Разработчики откровенно потырили… ой, то есть подсмотрели идеи у конкурентов. Особенно у Humankind. Тут нам: и разделение мира на регионы, и строительство районов, и конструктор войск. Однако назвать Revival: Recolonization клоном язык не поворачивается. В игре есть нигде более не встречающиеся механики, завязанные на взаимодействии с климатом.

Отдельно хочется похвалить боевую систему. Сражения в Revival: Recolonization сделаны интересней, чем в играх-конкурентах. Битвы проходят динамичней, а ИИ действует адекватней (в тактических битвах). Опять же на ход боя сильно влияет климат, который может несколько раз поменяться за одно сражение.

Увы, в игре что-то не так с интерфейсом, а ИИ-оппоненты представляют собой безынициативных амёб. В Civilization VI и Humankind с компьютерными оппонентами тоже всё очень плохо, но это не повод кричать: «Да на этом вашем Западе не лучше!» Ни фига! Там вышел шедевральный Old World, который (как одиночная 4Х-стратегия!) лучше конкурентов по всем статьям.

Хочется верить, интерфейс и слабый ИИ останутся болезнями раннего доступа. Что разработчики сумеют всё поправить к моменту релиза. В принципе, даже сейчас Revival: Recolonization можно считать хорошей игрой, но за свою цену — 600 рублей. Столько за неё сейчас просят. По нынешним меркам, дешево.

Почилить в Revival: Recolonization 30-50 часов, оценив механики климата, вполне себе можно. Но если «болезни раннего доступа» не будут решены, игра не станет для вас, что называется, стратегией на всю жизнь, к которой вы будет возвращаться даже на пенсии. Хотя какая вам (и мне) пенсия? Работать надо, пока ИИ всех не заменит, а там сразу в гроб. Такие вот перспективы.

Обзоры наших игр. Revival: Recolonization Игровые обзоры, Стратегия, Компьютерные игры, Длиннопост

Где купить?

Чуть не забыл про ма-а-аленький нюанс. Даже не знаю, как правильно об этом сообщить. Преподнести так, чтобы люди поняли и приняли меня таким, какой я есть. Знаю, многие подобное осуждают, я вовсе не собирался заявлять об этом публично. Но… Но… Revival: Recolonization в Steam есть, да не про жителей Российской Федерации честь. По крайней мере на момент написания обзора. Поэтому я… Поэтому я… Купил игру VK Play! Да-да-да, я это сказал! Осуждайте меня теперь, консервативные конформисты. Презирайте только за то, что я не такой, как все! Не такой, как вы! Фи, такими быть!

Если серьёзно, затевая рубрику «пишу про наши игры», я столкнулся с одной проблемой. Как вообще определить, какие игры наши? Время нынче такое, напишешь (без всякой задней мысли), что проект от наших разработчиков, а разработчики насмерть на тебя обидятся. Поскольку считают себя уже ни фига не нашими, а очень даже «ихними».

С другой стороны, оценивать стоит сами игры. Ковыряться в белье разрабов на предмет, кто там кому и чего говорил, что лайкал, а что дизлайкал, я не собираюсь. Потому решил для себя так — если разработчик не считает зазорным издать игру в VK Play, его можно считать нашим. Пока он сам не заявит об обратном.

Steam есть Steam, но VK Play позволяет россиянам покупать игры удобней и дешевле. Это не реклама, это факт. Нет комиссии за пополнение кошелька через сторонние сервисы или затрат на релокацию аккаунта в Казахстан. Берёшь и покупаешь в два клика. Так что у меня с VK Play проблем нет. Буду пользоваться им дальше. Прикиньте там даже есть ачивки! Правда, я ещё не разобрался, где их можно посмотреть, но, играя в Revival, регулярно наблюдал квадратик в правом нижнем углу — получено достижение такое-то. Это, конечно, не отменяет факта, что эклюзивы (даже временные) не самая приятная для игроков штука, но всё же.

Обзоры наших игр. Revival: Recolonization Игровые обзоры, Стратегия, Компьютерные игры, Длиннопост

P.S. Благодарю за то, что дочитали мою заметку до конца. Если она вам понравилась, возможно (только возможно), вам понравится… нет, не мой телеграмм-канал, а моя компьютерная игра — эпическо-юмористическое инди-РПГ с проработанным сюжетом — Heroines of Swords & Spells.

Лига Геймеров

44.2K постов88.8K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Ничто не истинно, все дозволено, кроме политоты, за нее пермач, идите на ютуб
Помни!
- Новостные/информационные публикации постим в pikabu GAMES
- Развлекательный контент в Лигу Геймеров



Нельзя:

Попрошайничать;

Рекламировать;

Оскорблять участников сообщества;

Нельзя оценивать Toki Tori ниже чем на 10 баллов из 10;

Выкладывать ваши кулвидосы с только что зареганных акков - пермач