Обратный отсчет Ariane 6

ArianeGroup готовит заключительные испытания модернизированной тяжелой ракеты Ariane 6, которую она надеется впервые запустить в следующем году.

Первый запуск станет кульминацией многолетних совместных усилий нескольких европейских космических организаций по предоставлению Arianespace, дочерней компании ArianeGroup, отвечающей за эксплуатацию и маркетинг семейства ракет Ariane, инструментов для борьбы со SpaceX и ее многоразовыми ракетами за долю рынка. К тому же при активной государственной поддерке запуски из Китая, России и Индии набирают обороты.

Вопросы и ответы с менеджером гражданской программы ArianeGroup Франком Хейбаном.
Обратный отсчет Ariane 6 Ariane 6, Arianespace, SpaceX, Blue Origin, Космос, Интервью, Длиннопост

COVID-19 отодвинул первый запуск Ariane 6 с 2020 года на второй квартал 2022 года. Учитывая, что пандемия все еще ощущается во всем мире, как этот график выглядит сегодня?

Мы планируем запуск как можно скорее в 2022 году. В ближайшие недели и месяцы у нас будет ряд важных тестов, чтобы убедиться, что все работает нормально. Сначала тест в Германии совместно с космическим агентством DLR, которое провело испытания разгонного блока Ariane 6 в целом, включая двигатель и все связанные с ним системы. Это почти так же сложно, как запуск.

Параллельно у нас будут комбинированные тесты в Куру между пусковой установкой и пусковой площадкой. Трудно определить точную дату запуска до этих крупных тестов на уровне системы, но мы сделаем все возможное для успешного запуска. Сам запуск важен, но еще важнее успешный запуск.

Но вы все еще уверены в запуске во втором квартале 2022 года?

Это сложная задача, но это цель, которую мы поставили перед собой и пообещали ESA, нашим заказчиком в этом проекте. Если в какой-то момент нам понадобится перенести сроки, чтобы повысить надежность, мы это сделаем. Нам нужно чтобы первый полет прошел успешно.

Не поэтому ли Arianespace не объявила кто заказчик первого запуска?

Самый первый запуск - это квалификационный запуск, и у нас обычно нет на него заказчика. Некоторые из наших конкурентов запускали бы в космос автомобили или сыр…

Мы также постараемся проявить творческий подход. ЕКА собирается объявить о возможностях запуска для заказчиков, я бы сказал, для академических проектов. Мы были бы счастливы, иметь заказчика на первый запуск, но это определенно не будет связано с коммерческими интересами.

Так что мы пока не знаем, кто будет пассажиром первого рейса.

Кто сейчас является первым коммерческим заказчиком Ariane 6?

Второй запуск будет для Galileo, и тоже не является коммерческим. Arianespace, компания, отвечающая за маркетинг и обслуживание запусков, объявила о заключении контракта с Viasat, которая сегодня является первым коммерческим заказчиком Ariane 6.4 (четырехдвигательный вариант Ariane 6)

Помимо отсрочки начала работ, повлияло на разработку Ariane 6?

Даже без задержки, дизайн Ariane 6 сильно изменился с тех пор, как государства-члены ЕКА начали программу. На это повлияло несколько факторов. Первый - это эволюция рынка со стороны спроса и предложения. Рынок стал гораздо более сегментированным с развитием негеостационарных систем.

Мы постарались наверстать упущенное. Когда мы начали работы над Ariane 6 в 2014 году, почти никто не предсказал эволюцию, которую мы наблюдали за последние семь лет, и, например, резкое развитие спутниковых группировок. Сегодня же у нас есть очень универсальный Ariane 6, который также идеально соответствует потребностям клиентов для запуска подобных группировок. Arianespace регулярно сообщает, что в этой услуге есть заинтересованность, и их команды ведут обстоятельные обсуждения с потенциальными клиентами.

Одна из основных эволюций между Ariane 5 и Ariane 6 - это верхняя ступень. Ariane 6 имеет двигатель с повторным воспламенением под названием Vinci; Ariane 5 - нет. Это открывает двери к гораздо большему количеству миссий на любую орбиту. И мы добавили APU, вспомогательную силовую установку, которая обеспечивает дополнительные возможности для выполнения более сложных задач. С APU Ariane 6 может развертывать группировки и заполнять всю плоскость спутников всего за один запуск. APU стало возможным благодаря аддитивному производству, которое достигло зрелости в то время, когда мы начали разработку Ariane 6, и не входило в первоначальный план.

Значит, задержки дали вам больше времени для внедрения новых разработок?

Не все так просто. Когда началась пандемия, у нас, как и во всех отраслях, произошел сбой в цепочке поставок, поэтому нам пришлось реорганизовать нашу стратегию развития. В некоторых случаях это нам позволило углубиться в новые разработки. В других нам пришлось оптимизировать работу, чтобы ускорить работу, чтобы компенсировать задержки. Сегодня у нас есть дорожная карта, которая, я бы сказал, учитывает в себе пандемию, внедренные нами инновации, а также нормальную жизнь процесса разработки.

Итак, как же проекты Ariane вписываются в мир, в котором доминируют Falcon 9, Falcon Heavy и, возможно, Starship. А так же Rocket Lab, Relativity и другие, кто также следит за долей рынка Ariane?

Это вопрос к Arianespace. Но что я могу сказать со своей стороны, так это то, что Ariane 6 разрабатывается, прежде всего, для удовлетворения потребностей в запуске европейских институциональных клиентов, включая Европейскую комиссию, ESA и государства-члены. Каждая космическая держава должна поддерживать устойчивый, независимый и надежный доступ в космос. Коммерческий рынок выходит на первое место, и Ariane 6 готова его удовлетворить.

Мы начали Ariane 6, потому что после нескольких десятилетий качественного обслуживания Ariane 5 подходил к концу, и для европейских государств важно сохранить свою автономию в доступе к космосу. Поэтому мы не можем провести прямое сравнение двух пусковых установок на конкретном сегменте коммерческого рынка. На карту поставлена возможность предоставлять общедоступные услуги для таких приложений, как безопасность, связь, навигация, наблюдение и т. Д. Наряду с такими проектами, как Galileo, существует также проект по разработке новой группировки спутников связи на европейском уровне.

Когда мы выходим на коммерческий рынок, из отзывов, которые мы получаем, и контрактов, полученных Arianespace, становится очевидно, что существует огромный спрос - особенно на развертывание группировок, а также и из уже сформировавшихся и новых сегментов рынка. Все заказчики стремятся к гибкости, и поставщики пусковых услуг должны соответствовать бОльшему разнообразию требований миссии - сочетанию масс и орбит, доступности и скорости реагирования - более чем в прошлом. Таким образом, существует потребность в широком спектре решений по запуску для клиентов. Ariane 6 полностью соответствует этим ожиданиям рынка, будучи адаптированным для большинства сегментов.

Как ArianeGroup оценивает конкурентную угрозу, которую представляет New Glenn из Blue Origin? Несколько лет назад они объявили о контрактах с несколькими потенциальными клиентами Ariane 5 и Ariane 6.

Конкуренция - это показатель роста и того, как рынок становится все более и более динамичным. SpaceX и Blue Origin - серьезные игроки, но мы уверены, что Ariane 6 останется ключевым игроком на коммерческом рынке. Например, Arianespace уже подписала эквивалент восьми-девяти запусков, даже до первого полета Ariane 6.

Если спрос на услуги запуска возрастет, то в мире может появиться место для более чем двух или трех поставщиков услуг запуска.

Международная конкуренция в индустрии запусков еще никогда не была такой интенсивной, и ваши конкуренты также не стоят на месте, пока SpaceX продвигает вперед свою ракету-носитель следующего поколения. Как ArianeGroup остается конкурентоспособной в долгосрочной перспективе? Что будет после Ariane 6?

У нас есть передовые технологические концепт-проекты, менее известные за пределами ЕКА, в том числе, например, Prometheus, очень дешевый кислородно-метановый двигатель многоразового использования, который мы разрабатываем по контракту с ЕКА. Мы планируем провести первые огневые испытания этого нового двигателя в ближайшие месяцы, в конце 2021 года или в начале 2022 года.

Параллельно у нас есть Themis, демонстрационная модель многоразового корабля, которую мы уже начали тестировать, которая использует Prometheus в качестве движка.

У нас есть 10-летняя дорожная карта, обсуждаемая с ЕКА, которое также недавно начало исследование под названием NESTS (Программа космических перевозок), или Новое европейское космическое транспортное решение, которое имеет очень долгосрочную перспективу до 2030 года. Мы создали очень разнообразный консорциум компаний и ученых в Европе, чтобы не ограничиваться Prometheus и Themis - и тем местом, которое мы занимаем в мировой сфере космических перевозок.

Мы также готовимся осваивать технологии многократного использования. В то время, когда мы начинали Ariane 6, это не было очевидным решением. Скорость роста спроса на запуски во всем мире побудила нас выбрать одноразовую пусковую установку. Очевидно, это было правильное решение, потому что оно позволяет Ariane 6 очень быстро стать преемником Ariane 5 и получить больше времени для подготовки к действительно революционной технологии повторного использования.

SpaceX во многом объясняет свой успех своим стремлением повторно использовать ракетные ускорители для сокращения затрат и увеличения частоты запусков. Планирует ли ArianeGroup доработать Ariane 6, чтобы получить возможность повторного использования, и когда это может произойти?

Ключевое слово для Ariane 6 - гибкость, и мы разработали его с упором на модульность, что означает, что он будет развиваться. У нас есть программы повышения конкурентоспособности с ESA для повышения производительности, снижения затрат на эксплуатацию и расширения областей миссии.

Так что да, Ariane 6 будет развиваться. Будет ли возможность повторного использования первой функцией, которую мы добавим в Ariane 6? Я не уверен. В качестве первого шага я бы сказал, что мы сосредоточимся на улучшениях, которые имеют больше смысла с точки зрения окупаемости инвестиций. Мы можем, например, разработать новую верхнюю ступень на основе композитной технологии, которая будет намного легче, чтобы увеличить весовые характеристики и снизить стоимость. Мы могли бы разработать новые твердотопливные ракетные ускорители, чтобы добиться большей производительности и, соответственно, большей конкурентоспособности.

Когда мы смотрим на глобальный рынок, есть одноразовые пусковые установки, которые все еще работают, в том числе в США. Возможность многократного использования является ключом к подготовке будущего, но также есть место для инноваций и прогресса с одноразовыми пусковыми установками.

Использование SpaceX для частых запусков Starlink является важным фактором жизнеспособности его многоразовых ускорителей. Может ли повторное использование сыграть большую роль для ArianeGroup в сроках запуска запланированной в Европе широкополосной спутниковой группировки?
Мы все равно к этому подготовимся. Это не зависит от одного конкретного проекта. Скорость запуска, безусловно, поможет, и любой проект, который увеличивает спрос на запуск, добавляет больше смысла для повторного использования. Но мы также думаем о том, чтобы в долгосрочной перспективе держать открытыми как можно больше дверей.

Еще кое-что, что произошло, когда вы разрабатывали Ariane 6, - это рост числа разработчиков малых ракет-носителей, их более 120. По мере того, как некоторые из них созревают в Европе, может ли ArianeGroup в конечном итоге сотрудничать с ними?

Трудно представить себе, что одна пусковая установка или одна пусковая система удовлетворяли бы все потребности. Мы всегда были сторонниками концепции европейского семейства пусковых систем, и сегодня это имеет место с Ariane 6 и Vega C. Может быть место для меньшей пусковой установки для меньшей массы - почему бы и нет? Для ЕКА и Европы важно поддерживать эту синергию в рамках семейства продуктов.

Развитие легких ракет-носителей в Европе снова является хорошей новостью. У нас есть партнерские отношения со стартапами в рамках упомянутого мной исследования NESTS. У нас есть партнерские отношения со стартапами, желающими использовать возможности и знания ArianeGroup. Мы видим, что экосистема развивается - это возможность, даже если она вызвает конкуренцию.

Какие еще возможности открываются перед европейским рынком космических запусков?

Европа, возможно, является сегодня единственной космической державой, которая не инвестирует в космические полеты человека. По этому поводу снова всплывают дебаты. Это то, что нас интересует и это очень волнует, потому нам многое придется сделать, если европейские государства захотят пойти по этому пути.

Что для этого делать дальше? Какие временные рамки мы рассматриваем, и как что-то подобное добавить в ваш график разработки?

Трудно разработать дорожную карту для такого амбициозного проекта. Но каждые три года у ЕКА проходят важные встречи. И следующая встреча совета министров состоится в ноябре 2022 года, когда ЕКА примет решение о дорожной карте на следующие три-пять лет. Но на данном этапе все это очень гипотетично.

Интервью не в переводе Гоблина

Исследователи космоса

16.5K постов46.9K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Какие тут могут быть правила, кроме правил установленных самим пикабу :)