О Вооружении Северян

В текстах Профессора «Северянами» (northmens) называются представители людских племен, живущих на Северо-Западе Средиземья. К ним относятся племена, обитавшие к востоку от Мглистых гор — жители Рованиона, Дейла и Эсгарота, беорнинги, лесные люди (woodmans) (иными словами, потомки хадорингов), а также народы Эриадора — жившие вокруг Сумеречного озера, на Северных холмах и Непогодных холмах (Weather Hills), а в поздние времена — жители Бри.

О Вооружении Северян Толкин, Фэнтези, Хоббит, Властелин Колец, Средиземье, Мифология, Эпос, Книги, Германцы, Готы, Северяне, Длиннопост

Характер их вооружения практически не описан, однако этапы его развития могут быть выстроены в цельную картину. Характерной ее особенностью является то, что мы можем проследить в ней четкое культурное влияние — сначала наугрим, потом нуменорцев. Дополнительные данные мы можем почерпнуть из описания предков северян — людей, что пришли в Белерианд, а также прямых потомков — рохи́ррим. Поэтому, хотя вооружение северян на первый взгляд и является «белым пятном» среди прочих народов Арды, имея достаточно полное представление о вооружении и воинских традициях вышеупомянутых народов, мы сможем достаточно достоверно описать и картину вооружения северян.

О Вооружении Северян Толкин, Фэнтези, Хоббит, Властелин Колец, Средиземье, Мифология, Эпос, Книги, Германцы, Готы, Северяне, Длиннопост

Первая Эпоха: Великое переселение


Большей частью северяне происходили от тех же народов, что и племена Эдайн, пришедшие в Белерианд в Первую Эпоху. Поэтому изначально их вооружение существенно не отличалось от вооружения Трех Племен, пришедших в Белерианд: беорингов, хадорингов, халадин.


В отличие от предков Эдайн, предки северян по каким-то причинам не продолжили свой путь, осев в обширных областях от моря Рун на востоке до Синих гор на западе. После окончания Войны Камней, их число пополнилось теми из Эдайн, кто не пожелал плыть в Нуменор и вернулся на восток.


Как и эти племена, они, далеко на востоке, встречались с Эльфами Тьмы (авари и лесными эльфами). Те были их первыми учителями, и о глубине отношений первых людей и эльфов говорит тот факт, что люди во многом переняли их язык:

«Говорят также, что те люди давно, еще на востоке встречались с Темными Эльфами и неплохо выучили их язык».

Что еще переняли люди от тех эльфов, неизвестно. Дальше судьба Эдайн и их родичей на востоке разошлась.


Как и Эдайн, люди, оставшиеся к востоку от Синих гор, получали свои знания и навыки «сверху», то есть от другого народа, обладающего более развитой культурой, но их учителями, в отличие от эдайн, были не Высокие Эльфы. Северяне вступили в союз с наугрим, в первую очередь с наугрим королевства Кхазад-Дум (из рода Долгобородов), который поначалу носил не военный, а торговый характер. Следы влияния культуры кхазад отмечаются еще до прихода людей в Белерианд. Ими отмечено, например, племя Хадора, язык которого сформировался под воздействием Кхуздула.

«Люди, с которыми [наугрим] вступили в союз, большей частью принадлежали к тому же роду, что и высокий и светловолосый народ 'Дома Хадора', самый прославленный и многочисленный из Эдайн, союзник эльфов в Войне Камней. Эти люди, по всей видимости, двигались на запад, пока не достигли Великого Зеленолесья, а затем разделились: часть подошла к Андуину и затем отправилась на север к долинам; часть прошла между северными склонами Эред Митрин и Лесом. Лишь небольшая часть этого народа, уже довольно многочисленного и разделенного на множество племен, появилась в Эриадоре и в конце концов оказалась в Белерианде».

Так сложилась система, просуществовавшая много веков, вплоть до событий «Властелина Колец»: люди обеспечивали Подгорный Народ пищей в обмен на их изделия, постепенно перенимали некоторые искусства, в частности кузнечное. В текстах отмечается, что долгое время они обходились без металлического вооружения; во-первых, из-за того, что земли их были бедны рудой, а во-вторых, потому, что, во многом благодаря Осаде Ангбанда, земли вне Белерианда жили в мире. Все изменилось после Войны Гнева, когда на Восток хлынули полчища орков Моргота — остатков его разбитой армии. Наугрим, хоть и хорошо вооруженные, многократно уступали врагам в числе, и были рады заключить с людьми военный союз.

О Вооружении Северян Толкин, Фэнтези, Хоббит, Властелин Колец, Средиземье, Мифология, Эпос, Книги, Германцы, Готы, Северяне, Длиннопост

Вторая Эпоха: Племенные союзы


Вторая Эпоха началась с падением Моргота, отплытием многих Нолдор на запад и основанием Нуменора. На Остров отплыли многие из остававшихся в Белерианде эдайн, но не все. Часть из них вернулась на восток, расселившись по Эриадору, а некоторые — еще дальше, дойдя до долин Андуина.

«На западе — собственно говоря, это северо-запад — единственная подробно описанная область в этих преданиях, — находятся ненадежные прибежища эльфов, а люди тех земель остаются более-менее неиспорченными, пусть и невежественными. Лучшие, более благородные люди, по сути дела, являются родней тех, кто уплыл в Нуменор, но пребывают в состоянии «гомеровской» простоты патриархально-племенной жизни».

К тому времени северяне освоили весьма важное умение: они приручили лошадей. Это событие во многом определило все дальнейшее развитие военного дела на Севере. О результатах этого союза хорошо говорит следующий текст:

«Они умели приручать животных и научились коневодству, многие из них стали искусными и бесстрашными всадниками. Верховые разведчики часто объезжали огромные территории и следили за передвижениями своих врагов; а если Орки собирались в открытый набег, то в ответ созывался большой вооруженный отряд верховых лучников, чтобы окружить и уничтожить их. Так союз [наугрим] и людей Севера в начале Второй Эпохи мог выдвинуть огромную армию, быструю в нападении и упорную и хорошо защищенную в обороне».

Здесь стоит отметить важный момент, не сразу бросающийся в глаза: конница северян, изначально состоявшая из конных лучников, имеет сходство скорее с легкой конницей степных племен — скифами, сарматами, гуннами и аварами, чем с германскими всадниками. Массовое использование конных лучников, практически неизвестное германцам (с которых определенно списаны северяне), упоминаются в текстах относящихся практически ко всем эпохам. Вместе с тем, следует отметить, что всадники, несомненно, сохранили типично северный «героический» менталитет.


К сожалению, характер вооружения людей древних времен в деталях практически неизвестен. Из текстов очевидно, что первоначально они использовали простейшее оружие из подручных материалов: т.е. дерева, камня и кости.

«Люди были плохо вооружены, в основном луками, так как металла у них было мало, да и кузнецы их не обладали особым мастерством».

Основным оружием являлись копья и луки, а вышеприведенный отрывок заставляет сомневаться в наличии у людей мечей, кроме, разве что малого количества экземпляров, выменянного у наугрим. Несомненно, что металлическое вооружение оставалось прерогативой знатных и богатых людей.


Соответственно, северяне в то время не использовали и металлических доспехов.


После создания Союза люди были обеспечены доспехами и оружием, произведенными как кхазад, так и их собственными кузнецами. Но предпочтение все же отдавалось изделиям наугрим, как более качественным. Вооружение не было тяжелым, так как тактика людей сводилась к окружению противника конными отрядами с последующим обстрелом из луков. При таком раскладе, до рукопашной схватки сражение могло и не доходить. Союзники ставили на разведку и превентивные удары по вражеским войскам силами конных лучников, а если враг был многочисленнее, то в дело вступало войско наугрим.


Но если враг все-таки вынуждал северян защищать свои дома, то без поддержки кхазад им приходилось тяжело, и они несли большие потери. Северяне не возводили каменных укреплений и вообще предпочитали защите города открытое сражение. Что характерно, эту особенность они также сохраняли в течение Эпох.

«Они селились на отдельных фермах и в деревнях, а если и образовывали небольшие города, то оборона их ограничивалась рвом и деревянной оградой».

В середине Второй Эпохи Союз подвергся новому, более страшному испытанию: северян и наугрим атаковали орки Саурона и люди с Востока.

«Уже в середине Второй Эпохи (1695) Саурон пришел с войной в Эриадор и сокрушил Эрегион, небольшой оплот Эльдар, переселившихся туда после гибели Белерианда и вступивших в союз с Длиннобородыми Мориа. Это вторжение положило конец союзу Длиннобородых с Людьми Севера. Ибо хотя Мориа еще много веков оставалась неприступна, орки вновь собрались с силами и под началом слуг Саурона принялись хозяйничать в горах. Гундабад был опять захвачен, Эред Митрин осажден, и связь между Мориа и Железными Холмами временно прервалась. Людям Союза пришлось вести войну не только с орками, но и с враждебными людьми, ибо Саурон добился владычества над многими дикарскими племенами Востока (в былые времена совращенными Морготом) и теперь подстрекал их искать новых земель и добычи на Западе. Когда пронеслась буря, люди старого Союза оказались раскиданы кто куда, а те, что остались в прежних краях, были разорены и жили по большей части в пещерах или по опушкам Леса».

Так Союз кхазад и северян закончил свое существование. Но на этом история народов Севера и их дружбы не окончилась. Вскоре Саурон, потерпев поражение на Западе, отступил, обратив все свои усилия на Восток, собирая восточные народы в одну гигантскую империю. Север получил долгий мир и, видимо, достаточно быстро оправился от нанесенных ему ран.


Северные народы тогда все еще представляли из себя множество разрозненных племен, которые, в случае надобности, объединялись в племенные союзы. Племена могли воевать и друг с другом. О северянах известно следующее:

«Кроме того, они [гондорские Короли] заключили союз с гордыми северянами, что прежде беспокоили нас набегами. Люди эти свирепы и воинственны, но состоят с нами в дальнем родстве, в отличие от диких кочевников с востока и жестоких харадцев».

«Если ты по-прежнему назовешь меня убийцей, я отвечу тебе, что в таком случае род Эорла запятнан кровью с головы до пят, ибо счет войнам, которые вели вы, давно потерян, и не раз случалось, что вы первыми нападали на ослушных и дерзких соседей».

Эти отрывки, а также описание роханцев во «Властелине Колец» характеризует северян, как очень воинственных, даже «свирепых» людей, вполне в духе описаний германцев времен Великого Переселения. Существуют и другие параллели. Одним из мощных стимулов норманнской экспансии было отсутствие в Скандинавии драгоценных металлов и жажда добычи. Другим стимулом была перенаселенность и скудость земли, пригодной для обработки. По крайней мере, менталитет и культура северных народов Средиземья и Европы очень близки друг к другу:

«Владельцы больших угодий принадлежали к верхушке общества, аристократии. Их называли ярлами, или князьями. Самые амбициозные из этих владетельных вождей мечтали о королевской короне. Они могли добиться успеха либо скопив тем или иным образом достаточное количество серебра, либо завербовав воинство для расширения сферы своего влияния. В любом случае для достижения своей цели представителям этого сословия приходилось идти на риск. Поэтому именно аристократы и их младшие отпрыски были настоящими викингами. Для таких людей «быть викингом» означало в сопровождении своих сподвижников отправиться в далекие страны, свершить там героические деяния и вернуться домой с триумфом и богатыми трофеями. Трофеи же можно было обращать в дары, привлекая на свою сторону все новых сподвижников из числа молодых, крепких крестьянских парней. Это был своего рода трамплин, позволяющий совершить прыжок в вожди, а может быть, даже и на трон небольшого королевства».

Оружие занимает важную роль в жизни людей того времени; оно является неотъемлемым атрибутом мужчины. В частности, на первую встречу с нуменорцами северяне явились вооруженными, несмотря на то, что встреча была мирной. При этом их оружие внешне отличалось от нуменорского.


К середине Эпохи сначала в Эриадоре, а затем в устье Андуина появляются нуменорские колонии. Нуменорское культурное влияние распространяется на Эриадор и побережья, а оттуда — вверх по Андуину. Отношения между нуменорцами и коренным населением было преимущественно дружественным или нейтральным хотя порой они омрачались и враждой, как было, например, с жителями долины реки Гватло. Но в целом о характере нуменорского влияния сказано следующее:

«Гавань добрых нуменорцев находилась возле устья великой реки Андуин. Отсюда все еще благотворное влияние Нуменора распространяется вверх по Реке и по берегам на север до самого королевства Гиль-галада».

Как именно отразилось это «благотворное влияние» на северян в культурном плане, в подробностях мы не знаем. Но нам известна одна важная деталь, определившая отношения северян и нуменорцев на все последующие эпохи: нуменорцы передали (либо утвердили) среди этих людей монотеизм. С тех пор люди Севера за редким исключением неизменно являлись союзниками нуменорцев, причем можно утверждать, что общая вера наряду с сознанием хотя и дальнего, но явного родства, играла в этом союзе ведущую роль.


Согласно «Тал-Эльмару», к концу Второй Эпохи северяне умножились настолько, что многие племена начинали переселяться на юг и на запад, изгоняя дикие племена:

«Пришла мать Хазада из народа странного, горделивого и ненавистного, о котором в западных землях ходили слухи, что пришел он с Востока. Светлые, высокие и кремнеглазые были они, с яркими клинками, что ковали для них демоны в огненных холмах. Постепенно продвигались они к берегам Моря, гоня перед собою исконных обитателей земель, через которые проходили».

Речь в рассказе ведется от лица Темного Народа, и под «демонами из огненных холмов», имеются в виду, конечно же, кхазад. Там же можно встретить упоминание об отношениях с нуменорцами:

«Цель нуменорцев — оккупировать эту землю и в союзе с «Жестокими» Севера прогнать Темный Народ и основать поселение для угрозы Королю. (Или Саурон в это время занят в Нуменоре?)»

«Эти северяне были потомками того же народа, что и люди, которые в Первую Эпоху пришли на запад Средиземья и стали союзниками эльдар в войнах с Морготом. Таким образом, они приходились отдаленной родней дунэдайн, или нуменорцам, и крепкая дружба связывала их с народом Гондора».

Здесь говорится о том, что северяне и нуменорцы заключили союз, подобный Союзу наугрим и людей начала Второй Эпохи. Конница северян сражалась вместе с воинами дунэдайн, и, по всей видимости, именно они описаны в следующем фрагменте:

«В своих поселениях на берегах Средиземья нуменорцы держали и разводили лошадей, но верхом ездили редко, в основном для развлечения. На войне верхом ездили только курьеры и отряды легковооруженных лучников (часто не нуменорского происхождения)».

В свете вышесказанного, участие северян в Войне Последнего Союза на стороне эльфийско-нуменорского войска представляется несомненным.

О Вооружении Северян Толкин, Фэнтези, Хоббит, Властелин Колец, Средиземье, Мифология, Эпос, Книги, Германцы, Готы, Северяне, Длиннопост

Третья Эпоха: От племенного союза к государству


В Третью Эпоху северяне умножаются в числе благодаря долгому миру, обеспеченному могуществом Гондора. Среди них начинают появляться племенные объединения, прообраз будущих государств, появившихся примерно в середине эпохи. Самым яркими примерами таких княжеств (правители которых именовали себя королями) являются Рованион и Дейл. Их история чрезвычайно интересна, так как оба этих королевства в выборе союзников пошли совершенно разным путем.


Государство Рованион образовалось около 1250 года благодаря объединению племен, живших к востоку от Темнолесья. К этому времени между северянами начались междоусобные войны, вызванные нехваткой земли, из-за перенаселенности. Этим воспользовались восточные кочевники, устроившие вторжение в Рованион. Они были разбиты в 1248 году армией Гондора, в которую входили силы северян. Полководец северян по имени Видугавиа по окончании войны стал сильнейшим из северных князей и стал именоваться королем Рованиона:

«Племена севера в мирные годы, наставшие благодаря могуществу Гондора, весьма умножились. Короли выказывали им расположение, ибо те были ближе к гондорцам по крови, чем прочие... и щедро оделили их землей к югу от Великой Зеленой Пущи, чтобы иметь в лице северян защиту от нашествия дикарей с Востока».

Таким образом, Рованион все время своего существования, начиная с основания, был теснейшим образом связан с Гондором. После того, как сын гондорского короля заключил брак с дочерью Видугавии, северяне стали активно привлекаться в Гондор на военную службу. Это послужило одной из причин Междоусобицы в Гондоре. По окончании ее целые дома северян, пользуясь благоволением Королей, переселялись в Гондор, где в лен им давали освободившиеся земли убитых в боях или изгнанных мятежников. Это значительно укрепило клонящийся к упадку Гондор.

О Вооружении Северян Толкин, Фэнтези, Хоббит, Властелин Колец, Средиземье, Мифология, Эпос, Книги, Германцы, Готы, Северяне, Длиннопост

Рованион просущестовал относительно недолго и пал в 1856 году от нашествия новых орд кочевников с Востока. О судьбе рованионцев известно следующее:

«Что же касается северян, то, как рассказывают, часть из них переправилась через Кэлдуин (реку Бегущую) и смешалась с жителями Дейла у подножия горы Эребор (с которыми они были в родстве); часть укрылась в Гондоре, а остальных собрал Мархвини, сын Мархари, погибшего, прикрывая отступление армии после битвы на Равнинах. Они отправились на север, пройдя между Лихолесьем и Андуином, и поселились в Долинах Андуина, где к ним присоединились многие беглецы, которые прошли через Лес».

Эти ушедшие на запад люди были прямыми предками роханцев. Соответственно, их вооружение является переходным этапом между эдайн Первой Эпохи и всадниками Рохана.


Большинство упоминаний о рованионских воинах относится к всадникам. Вооружение их не описано, однако не подлежит сомнению то, что оно состояло из копий, длинных обоюдоострых мечей, круглых щитов, легких шлемов и доспехов. Вероятно, среди союзников Гондора постепенно распространялось оружие и доспехи, сделанные в этом Королевстве. По прежнему широко использовались простые луки. Наличие таранного копейного удара у этого народа вызывает сомнение, так как это требует особого усовершенствования сбруи и доспеха. Интересной особенностью этого народа было то, что женщины обучались владению оружием (хотя в военные походы не ходили). Люди Рованиона отличались большой храбростью.


Первое упоминание о Дейле относится ко времени гибели Рованиона (1856 г.), но он существовал и раньше. Это королевство находилось на северо-востоке Темнолесья рядом с Эребором, Королеством-под-Горой, которое основали наугрим из народа Дурина. Такое соседство и определило характер его вооружения: Дейл был богатым городом и мог позволить себе закупать вооружение у кхазад:

«Короли Дейла часто призывали наших умельцев и щедро платили даже не самым искусным среди них. И нередко бывало, что люди просили [наугрим] взять их детей в обучение и не скупились, поставляя нам взамен съестное, — ведь мы никогда не опускались до земледелия и поисков пропитания».

То есть жители Дейла, в отличие от рованионцев, продолжили давнюю традицию сосуществования с кхазад.


Если собрать воедино все упоминания о вооружении Дейла того времени, включая описание оружия наугрим Эребора, мы увидим, что они были вооружены длинными мечами и копьями, носили кольчуги и круглые щиты. Из метательного оружия они использовали большие несоставные луки из тиса с длинными стрелами с черным оперением, небольшие копья и дротики. Оружие и доспехи, изготовленные кхазад, были высокого качества и могли быть, по желанию заказчика, украшены золотом и даже сделаны из митриля.

Готы как прообраз рованионцев


Профессор дал королям Рованиона имена на готском языке, самым древним из известных нам германских языков, с которым был хорошо знаком. Здесь мы подходим к весьма важному вопросу. Является ли это достаточной причиной для соотнесения культуры северян той эпохи с культурой готов? По аналогии с рохиррим, культура которых во многом является калькой с англо-саксонской культуры, мы можем вполне дать утвердительный ответ. Сведения о культуре северян, как минимум, не противоречат тому, что известно о готах, не говоря уж о многочисленных параллелях; потому исследователь вполне может использовать готские реалии по отношению к северянам. Разумеется, при этом нужно осознавать, что любая из представленных версий — лишь одна из возможных.


Следует также отметить, что между готами Темных Веков европейской истории и рованионцами могут быть и были различия, например, в менталитете. Однако мы предполагаем, что Профессор, «озвучивая» имена народа на том или ином языке, делал это не случайно.

О Вооружении Северян Толкин, Фэнтези, Хоббит, Властелин Колец, Средиземье, Мифология, Эпос, Книги, Германцы, Готы, Северяне, Длиннопост

Дело в том, что, по крайней мере, по историческим условиям, северяне действительно во многом напоминают готов. Как и готы, они были выходцами с севера, «еще не вполне оседлым, полукочевым народом» с приблизительно одинаковой широтой обитания: густыми лесами, переходящими в степь. Так же, как и готы, они сначала беспокоили границы соседней империи (т.е. Рима или Гондора), а потом заключили с ними особые союзнические соглашения. И готы, и рованионцы неоднократно получали разрешение жить на имперских землях, а потом вместе с Империей защищали Запад против нашествий с Востока. Готы, как и северяне, органично вписывались в имперские военные структуры: большинство знаменитых готских вождей, среди которых можно упомянуть Стилихона и Алариха, имели высокие должности в римской армии; равно как и командиры северян-рованионцев, служившие Гондору. Наконец, известное по римским источникам описание вооружения готов, по крайней мере, ничуть не противоречит представленной нами концепции вооружения северян, за исключением большого количества конных лучников.


Готы делились на многие племена. Их вооружение, однако, практически не различалось по типу. Однако войско вестготов было, по большей части, пешим, а остготов — конным. Описание вестготов, таким образом, хорошо подходит для воссоздания образа лесовиков (woodmans) и беорнингов. В войсках же остготов, поселившихся на равнинах (в районе нынешней Украины), было большое количество всадников. И те, и другие, по большей части, имели легкое вооружение (см. рисунки). Чаще всего воины, кроме вождей, вовсе не носили доспехов, или носили трофейные.


Вооружение конного и пешего воина не отличалось. К этому времени все континентальные германские племена вооружались приблизительно одинаково. Основным оружием являлось копье, в силу простоты его изготовления, к тому же, оно не требовало большого искусства. Весьма широко использовались и легкие метательные копья. На втором месте по распространенности была боевая секира. Меч, относительно дорогой вид оружия, мог позволить себе не каждый.


Защита была представлена, по большей части, круглыми или овальными щитами (хотя могли быть щиты и неправильной формы) с умбоном. Щит мог быть как кулачного, так и петельно-ременного хвата. Именно на щит полагались при защите от любого оружия, как метательного, так и ближнего боя — остальные доспехи играли вспомогательную роль. Легкий сегментный кожано-металлический или цельнометаллический шлем, по сравнению со щитом, был редкостью. Еще реже встречался металлический доспех: короткая кольчуга, не доходившая до колен и локтей — обычно его носили вожди и профессиональные воины. Самым распространенным доспехом была рубаха из плотной кожи или простеганной материи.


Доспехи и оружие украшались, а в особых случаях могли быть позолочены.


Рованионцы, имея собственное государство и такого соседа, как Гондор, вполне могли позволить себе солидно вооруженную дружину. Но в любом случае их вооружение не слишком отличалось от представленного выше. Очевидно, они представляли собой своеобразный «переходный» этап от легкой кавалерии Второй Эпохи до тяжеловооруженного роханского всадника конца Эпохи Третьей.


Таким образом, перед нами встает более-менее четкая картина развития вооружения у северян. Это описание, хоть и не изобилующее деталями, тем не менее, вкупе с описаниями рохиррим, которые были потомками северян, превосходит по стройности представления этапов развития все прочие описанные Профессором народы.


Список литературы:


«Властелин Колец»; «Хоббит»; «Сильмариллион»; «Неоконченные предания Нуменора и Средиземья»; «История Средиземья», т. XII, гл. 10: «О Гномах и Людях»; гл. 16: «Тал-Эльмар»; Вэрри Д. «Войны античности»; Хлевов А. А. «Предвестники Викингов»; Вольфрам Х. «Готы»; Томпсон А. «Римляне и варвары»; Контамин Ф. «Войны Средних Веков»; Д. П. Алексинский, К. А. Жуков, А. М. Бутягин, Д. С. Коровкин «Всадники войны: кавалерия Европы».

Автор статьи - Бронвег. Публикация статьи на Пикабу одобрена автором. Оригинальный материал - здесь.

О Вооружении Северян Толкин, Фэнтези, Хоббит, Властелин Колец, Средиземье, Мифология, Эпос, Книги, Германцы, Готы, Северяне, Длиннопост

Вступайте в группу ВКонтакте - самый масштабный информационный ресурс о мифологии Толкина в СНГ! Ваша поддержка рублем и добрым словом также скажется на качестве и количестве контента в дальнейшем!

Всё о мире Толкина

72 поста386 подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Базовое - соблюдение норм морали и этики общения. Все прекрасно понимают, что под этим подразумевается.

Также не рекомендуется распространять заведомо ложную информацию, связанную с текстами Толкина, заниматься софистикой и злостно перечить написанному в книгах и авторской позиции - "радикальные" джексонисты, альтернативщики (ЧКАшники, перумовцы и еськовцы) и прочие, для которых "Толкин был не прав" и "я знаю лучше" здесь не приветствуются.