Пожалуйста, будьте вежливы! В новостных и политических постах действует Особый порядок размещения постов и комментариев.

О ВОЕННОЙ ПРАВДЕ

В 1930-х годах немцы очень удивились бы, узнав, что они — фашисты. В Италии были бы удивлены ещё больше тем, что фашисты — немцы, а не итальянцы. Потому что фашизм — это специфическое достижение внутренней политики Италии 1920-х, а в Германии через 10 лет к власти пришли нацисты из Национал-Социалистической Рабочей партии (НСДАП).

Было так: фюрер — это Германия, НСДАП — это Германия; кто против фюрера или против партии — тот против Германии...

...поэтому в число врагов Германии попал один из самых германских авторов ХХ века Эрих Мария Ремарк.

Участник Первой мировой войны, получивший тяжёлые ранения; автор антивоенных книг, сожжённых нацистами; брат женщины, обезглавленной нацистами за антинацистскую пропаганду; вынужденный беженец из нацистской Германии, так и не вернувший себе отнятое гражданство, — Ремарк уже после Второй мировой, в 1957 году, написал статью "Зрение очень обманчиво". Он рассуждал о том, что из шести своих романов имел отношение к экранизации только двух — "На Западном фронте без перемен" и "Время жить и время умирать". Ему представлялось важным, что в первой книге есть масштабные батальные сцены, а во второй нет, потому что между двумя мировыми войнами очень многое изменилось.

"Окопная война — пройденный этап: линии фронта повсюду. Война солдат — тоже пройденный этап: тотальная война направлена на каждого. Война героев — опять-таки пройденный этап: можно спрятаться, но нельзя защититься. Когда-нибудь в будущем несколько человек будут нажимать на кнопки — а миллионы умирать страшной смертью. Проблема войны состоит в том, что люди, которые её хотят, не ожидают, что на ней им придется погибнуть. А проблема нашей памяти — в том, что она забывает, изменяет и искажает, чтобы выжить. Она превращает смерть в приключение, если смерть тебя пощадила. Но смерть — не приключение: смысл войны в том, чтобы убивать, а не выживать. Поэтому лишь мёртвые могли бы рассказать нам правду о войне. Слова выживших не могут передать её полностью".

Не вижу смысла обсасывать слова замечательного писателя и солдата. Лучше молча перечитать их несколько раз подряд. А ещё лучше — прочесть целиком весь небольшой текст, который заканчивается этими словами. И ещё раз. И ещё, пока мысль автора не застрянет в мозгу и не станет модификатором поведения на всю оставшуюся.