О ТОНКОСТЯХ ТАЛИИ

Палатинский граф, брат итальянской певицы №1 Адрианы Базиле, управленец-бессребреник, поэт и писатель Джамбаттиста Базиле (1566-1632) не писал для детей. Двухтомный сборник его текстов "Пентамерон" или "Сказка сказок" вышел посмертно и содержал 50 новелл в стиле барокко на неаполитанском диалекте.

Сборник составили гротескные, метафоричные, смешные, непристойные и жестокие обработки народных сказок, которые автор записал для развлечений великосветского круга. Наверняка ни в шекспировскую эпоху, ни в наши дни детям лучше не читать истории про старух, с которых сдирают кожу, или про сватовство негритёнка к своей госпоже, которая "со страху чуть не обделалась от такого заманчивого предложения, но потом взяла себя в руки и ответила согласием на то, чего хотел слуга".

При этом "Пентамерон" — первый сказочный сборник в европейской литературе. Сюжеты "Золушки", "Кота в сапогах" и многих других знаменитейших сказок позаимствованы оттуда. Шарль Перро (1628-1703) предпочитал об этом не упоминать, хотя сам был ещё ребёнком, когда в 1636 году из печати вышла такая история Джамбаттисты Базиле (пересказываю вкратце).


Принцесса по имени Талия уколола палец отравленным веретеном, уснула и была оставлена на бархатном ложе в лесном домике.

Домик обнаружил иноземный король. Разбудить Талию ему не удалось, зато молодец, как сказано у Базиле, "сломал её форт и собрал цветы любви".

Девять месяцев спустя Талия, так и не просыпаясь, родила мальчика и девочку. В поисках материнской груди мальчик наткнулся на уколотый палец, высосал ядовитую занозу – и красавица проснулась.

Король был счастлив, но его законная жена стала плести интриги. Она велела зажарить близнецов и подать к столу, а их мать сжечь в подвале. Но Талия с детьми спаслись от лютой смерти.

Для средневековой сказки всё закончилось на удивление хорошо, и автор вывел из этого интересную мораль: "Некоторым всегда везёт, даже когда они спят".


Сюжет о Спящей Красавице известен в России от Шарля Перро, хотя он предполагал выдать сказку за сочинение своего сына Пьера д'Арманкура. Зато братья Гримм прямо ссылались на книги Базиле как свой литературный источник, называя их "самым богатым и самым изысканным из всех сказочных собраний мира".


(Иллюстрация — картина Детлефа Блунка "Кошмарный сон", 1846)

О ТОНКОСТЯХ ТАЛИИ Литература, История, Культура, Писатели, Сказка, Искусство, Италия, Германия, Любовь