О стоимости запусков ракет. Почему X долларов за килограмм не имеет значения?

В обсуждениях, инфографике, даже в серьезных статьях регулярно попадается информация о том, сколько стоит запуск ракеты. Причём зачастую приводится не абсолютная цена, а цена в долларах (или рублях, но редко) за килограмм. Однако параметр этот, если немного подумать - значит не очень много. Вернее, не так. Он, безусловно, позволяет в первом приближении сравнить две ракеты примерно одного класса, но не более того.


В чём же дело? Для начала следует помнить, что одна и та же ракета может летать с разных космодромов и на разные орбиты. Вот, например, наш Союз:

О стоимости запусков ракет. Почему X долларов за килограмм не имеет значения? Космонавтика, Ракета, Falcon 9, Ракета союз, Длиннопост

Уже сложно получается. Вроде бы одна и та же ракета, а выводит то 8 с лишним тонн, то 1.2 тонны. Разница в шесть раз!


Осложняет это то, что ракета на самом деле не одна и та же. На высокие орбиты она летает с разгонным блоком "Фрегат", а на низкие справляется без него. Так уж устроена орбитальная механика, что добавление дополнительной ступени (чем разгонный блок по сути и является) увеличивает грузоподъемность на высокую орбиту. Причём цену разгонный блок меняет весьма существенно. Так, Союз без Фрегата наш Главкосмос предлагает за 35 миллионов долларов, а с Фрегатом - за 48.5 миллионов.

И получается, что 8,7 тонн на низкую орбиту с Восточного будут стоить 35/8=4,2 тысячи долларов за килограмм, а на 1.5 тонны на ГСО из Гвианы понадобится отдать уже 48,5/1,5=32,3 тысячи. И какую цифру брать для сравнения с другой ракетой?


Возьмем, например, Falcon 9 и его предстоящий запуск аппарата IXPE для NASA. Аппарат лёгкий, весит всего 325 кило, но платит за него NASA весьма приличные 50,3 миллионов долларов - получается бешеная цена в 154 тысячи долларов за килограмм. Но на какую орбиту этот килограмм? А он летит на экваториальную орбиту - наклонение всего 0,2 градуса с высотой 540 км. И тут опять нам нужна орбитальная механика - не вдаваясь в подробности, достаточно сказать, что изменение наклонения с 28,5 градусов мыса Канаверал до экватора снизит полезную нагрузку в варианте посадки обратно на Канаверал (который скорее всего и будет использован) с ~10 тонн до 750 кг. Если ступень будет садиться на баржу, то 15,6 тонны на низкую орбиту на широте Канаверал превратятся в 2,1 тонны над экватором.


Интересно, что Союз из Гвианы - несмотря на вдвое низкую, казалось бы, грузоподъёмность - вытянет на эту орбиту тонн пять против двух у Falcon. Но в абсолютных деньгах запуск будет стоить примерно столько же - плюс надо учесть дополнительные расходы на перевозку спутника.


Отдельно следует отметить, что себестоимость запуска практически не зависит от выводимой нагрузки - если мы говорим об одной и той же ракете. Полная заправка ракеты Falcon 9 стоит примерно 550 тысяч долларов - что существенно, конечно, но на фоне 50 миллионов составляет всего один процент. Остальные расходы также от пассы полезной нагрузки особо не зависят. Поэтому если ракета вытягивает на некоторую орбиту 2 тонны, то запуск спутника массой 300 килограммов не удешевит запуск в семь раз - если вы, конечно, не запускаете сразу семь спутников. Придётся заплатить за запуск примерно те же деньги, что и за полностью загруженную ракету, и расчёт цены за килограмм не имеет никакого смысла.


То же самое верно и для уникальных больших ракет: да, SLS стоит миллиард, а поднимает при этом всего вдвое больше Falcon Heavy ценой на порядок (90 млн) меньше. Но если вам нужно запустить ОЧЕНЬ большой спутник или что-нибудь тяжелое на Луну - придётся либо делить его на два (и стыковать на орбите), либо выбрать дорогое решение.


Аналогично и для малых ракет: Electron стоит 6 миллионов за 250 кг на НОО, что даёт 24 тысячи долларов против 4 тысяч у Союза или примерно 4 тысяч у Falcon (если брать цену с сайта, 62 миллиона). Но если у клиента есть спутник в 200 кг, то ему придётся в любом случае либо заплатить за полную ракету, либо ждать попутки (что может не совпадать с его планами по времени или орбите). Аналогия с автобусом и такси.


Так что - имеет смысл говорить только о том, что ракета ценой в X1 миллионов долларов позволяет вывести Y1 тонн на некую орбиту Z1, а ракета ценой в X2 миллионов - Y2 тонн на ту же орбиту Z1. Причём для орбиты Z2 у нас изменится грузоподъемность, а также может измениться цена.


Продолжая тему Falcon 9: недавно Маск заявил, что marginal cost (предельные издержки) запуска Falcon 9 составляют всего 15 миллионов долларов за запуск - 15 тонн на низкую орбиту. Речь, видимо, шла о запусках своих спутниках Starlink, которые они по определению делают по себестоимости. Получается 15 тонн на низкую орбиту за 15 миллионов - всего тысяча долларов за килограмм.


Ещё одним важным фактором может быть надёжность ракеты. Она напрямую не включена в цену запуска, но придётся заплатить за страховку (либо смириться с риском потерять спутник, что по сути одно и то же). Так, для Falcon 9 это порядка 4% от полной цены, т.е. запуск+спутник, а для Протона - около 12%. И когда у нас спутник стоит например 100 миллионов, плюс 60 за запуск, разница выходит уже 12 миллионов - 20% от цены запуска, и их тоже придётся учитывать при выборе ракеты.


И, наконец, очень важной является разница между ценой и себестоимостью, а также разной ценой для разных рынков. Если тот же Falcon имеет себестоимость запуска в 15 миллионов - это совершенно не значит, что клиент заплатит столько или немного больше. Нет, поскольку ближайший конкурент в два-три раза дороже, то нет никакого ставить цену сильно ниже, чем у него: может быть достаточно минимальной разницы, чтобы клиент выбрал дешевое решение. Причём эта цена может быть различна для разных рынков: так, если нужно запустить гражданский спутник в 3 тонны на низкую орбиту, то конкурентом для SpaceX будет Роскосмос (или Арианспейс) с Союзом за 30 миллионов, а если речь о секретном военном спутнике - то соревноваться нужно только с ULA и их Atlas за 150 миллионов: походи по рынку, найди дешевле. Отсюда и высокие цены для Пентагона относительно гражданских запусков: никуда они не денутся, у конкурентов цена ещё выше. При этом в России всё наоборот: существует обоснованная цена, за которой следит военная приёмка и ФАС, и запуска для государства в России дешевле, чем для зарубежных заказчиков.


Вот и получается, что посчитать цену за килограмм вроде бы можно, но без уточнения конкретной ракеты, конкретной массы спутника и конкретной орбиты она не имеет никакого смысла и может отличаться даже не в разы, а на порядок.


UPD. В комментариях вспомнили ещё про один интересный момент - запуски к МКС. Казалось бы, вот она цена Falcon 9 в 62 миллиона за запуск, почему же NASA платит 130? Почему грузоподъемность 15 тонн, а на МКС прилетает всего 3 тонны груза?

Аналогично и с Союзом: и запуск дороже, и груза всего 2,5 тонны.

Ответ на оба вопроса очень простой - корабль. Груз запускается в корабле - который обеспечивает атмосферу и ёмкости для воды, стыкуется к МКС, а потом либо возвращает необходимое (результаты экспериментов, скафандры на обслуживание и т.п.) на Землю, либо сгорает в атмосфере, утилизируя мусор. И корабль, с одной стороны, увеличивает цену запуска вдвое (его тоже нужно изготовить), а с другой - снижает доставляемую нагрузку (потому что сам является её частью). Вот и выходит, что из 4 тысяч долларов за килограмм у Falcon 9 на низкую орбиту получается 40 тысяч за килограмм на МКС.

Исследователи космоса

16.6K постов46.9K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Какие тут могут быть правила, кроме правил установленных самим пикабу :)

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
1
Автор поста оценил этот комментарий

А не скажете какую часть стоимости запуска составляет сама ракета, ну т.е. насколько реально снижается стоимость запуска в случае многоразового использования, раз топливо очень дёшево относительно цены запуска? Что вообще самое дорогое в запуске?

раскрыть ветку (18)
7
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Если брать конкретно SpaceX и новую ракету Falcon 9, цифры естественно примерные:

60% - первая ступень (летает до 10 раз, обслуживание между запусками менее 10% от цены);

20% - вторая ступень (одноразовая);

10% - обтекатель (летает до 3 раз, цена восстановления неизвестна, но вряд ли много);

10% - все остальное (перевозка, заправка, сборка, подготовка к запуску).

Однако многоразовая ракета дороже как за счёт собственно многоразовости (рули, опоры), так и из-за необходимости делать ее тяжелее (топливо для возврата, двигатели для его подъёма). Так что на круг применительно к Falcon 9 я бы оценил снижение затрат вдвое относительно одноразовой ракеты, если бы ее делал тот же коллектив. И в той же стране, и в то же время.

И это очень важно, потому что сравнивать например с Союзом очень сложно: с одной стороны, ракета по сути разрабатывалась более чем полвека назад, и ряд устаревших решений (снижающих технологичность и увеличивающих цену) исправить невозможно - их исправление по сути будет разработкой новой ракеты. С другой стороны, изготавливают ее за совершенно другие зарплаты. По сути, сравнение сводится к сравнению цены: слишком много факторов надо учитывать.

раскрыть ветку (17)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Спасибо. Получается для снижения цены запуска вдвое, нужно, чтобы первая ступень отлетала примерно раз 10. Хм, ну так она, возможно, может и больше. Лишь бы двигатели выдержали - самое технологичное и ценное.

раскрыть ветку (13)
1
Автор поста оценил этот комментарий

самое дорогое в ракете это движки. ) имхо, именно их многократное использование снижает стоимость пуска.

раскрыть ветку (6)
Автор поста оценил этот комментарий

Именно это я и написал

раскрыть ветку (5)
Автор поста оценил этот комментарий

Да, так и есть, но, имхо, через чур витиевато. )))

раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий

"Лишь бы двигатели выдержали - самое технологичное и ценное." - куда уж проще. Можете слово "ценное" поменять на "дорогое")

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

@SupportTech, здравствуйте, подскажите пожалуйста, почему нельзя ответить на этот комментарий?

https://pikabu.ru/story/ssj_azimut_vyiletel_na_vstrechku_izz...

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Приветствую!

Возможно, какой-то временный глюк, сейчас появилась возможность ответить на коммент?

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Нет, всё так же.

Автор поста оценил этот комментарий
Ещё важна частота пусков. Если 1 ракета за 3 года сделает 10 пусков, то все эти годы надо содержать коллектив разработчиков, производство.
Хороший пример идеальной многоразовой ракеты - SLS с 0 запусков, около 2 миллиардов в год на сопутствующие затраты
раскрыть ветку (5)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Так Boeing же, военка. У военных всегда дороже выходит. Когда я смотрел смету постройки здания для военных и охреневал от расценок, мне сказали: "А что ты хочешь? Военная цена".

раскрыть ветку (4)
1
Автор поста оценил этот комментарий

не всегда, у нас военные платят меньше за запуск, в США - намного больше.

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Нужно сравнивать не нас и их, а военных и гражданских в конкретной стране.

Автор поста оценил этот комментарий
В данном случае, Sls - гражданская ракета для лунной миссии.
раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Значит, даже такого (военного) оправдания по просиранию сроков и превышению расходов у них нет.

1
Автор поста оценил этот комментарий

тут ещё есть фактор - возможность делать пуски часто и оперативно. косвенно это на цену тоже влияет, поскольку не надо содержать большое производство новых ступеней. емнип, новый бустер полгода делается, а вернуть в строй летавший чуть больше месяца.

DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Кто-то мешает разработать более новую ракету? Я смотрю никого не смущает что чувак не имеющий отношения к космосу разработал и создал за десяток лет то что в ссср создавалось за 70 лет. И причина лишь одна, ему Роскосмос зарядил в своё время такую цену, роняя ее через губу(монополисты были, всех на батут посылали) что чувак решил дешевле создать своё. И создал.

раскрыть ветку (1)
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Никто не мешает, просто это ж работать надо. Вон, Ангару делают уже сколько - и всё никак она полезную нагрузку выводить не начнёт.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку