О РОКОВОЙ ЖЕНЩИНЕ

...и голове на блюде.

Не устаю повторять вслед за выдающимся учёным и романистом Умберто Эко, что история в том виде, в котором её доставляют школьникам и более взрослым потребителям, — это ни в коем случае не наука, а набор анекдотов; интерпретация реальных или вымышленных событий бесчисленной армией политтехнологов за многие века и тысячелетия.

Царя Ирода Антипу не надо путать с царём Иродом Великим, с царём Иродом Агриппой и со многими другими Иродами так же, как Иисуса из Назарета — с Иисусом Навином и другими Иисусами, а апостола Иуду из Кариофа — с апостолом Иудой, для разнообразия прозванного Фаддеем.

Евангелист Матфей рассказывал, что правитель северной израильской области Галилея, царь Ирод Антипа, был недоволен проповедником Иоанном по прозванию Креститель. Популярный оратор осуждал царя за сожительство с женой единокровного брата, Ирода Боэта. Матфей уверял, что Ирод Антипа "хотел убить его [Иоанна], но боялся народа, потому что его почитали за пророка", и для начала посадил Иоанна в тюрьму. Осуждать правителя было небезопасно во все времена.

Дальше, по версии Матфея, на праздновании дня рождения царя ослепительная дочь его любовницы от Ирода Боэта настолько потрясла собравшихся танцем, что дядя Ирод Антипа пообещал выполнить любое её желание. Юная красотка, подученная матерью, потребовала казнить Иоанна. Слово царя — закон, и отрубленная голова блюстителя нравственности была поднесена танцовщице на блюде.

Евангелист Марк выдвинул версию, которая отличалась от рассказа евангелиста Матфея. Он считал, что Ирод Антипа не собирался казнить Иоанна, "зная, что он муж праведный и святой", и речи ведёт не о разврате в царском дворце, но о приходе Мессии, намекая на своего племянника Иисуса. И всё же хитрые женщины заставили царя выполнить неосмотрительное публичное обещание. Примечательно, что Марк в своём Евангелии тоже не назвал имени царевны-танцовщицы, а сообщил только отчество — Иродиада.

День рождения Ирода Антипы точно не известен. Дата усекновения главы Иоанна вызывает разногласия: то ли это произошло до 33 года, на который официально приходится казнь Иисуса, то ли до 36 года, как писал историк Иосиф Флавий.

Этот Иосиф назвал имя Иродиады — царевна Шломит, или Саломея в более привычном произнесении. По его версии, танец был выдумкой, а причины казни знаменитого арестанта сугубо политические. Рассказал Иосиф Флавий и о том, что Ирод Антипа женился на неотразимой Саломее; и о том, что вскоре царя заподозрили в заговоре против римлян и сослали в Галлию, где он умер через пару лет. Надо отдать должное молодой красавице: ей было предложено покровительство брата — она могла остаться дома, но разделила с мужем ссылку и вернулась в родные края только после его смерти.

Я к тому, что и разврат при дворе правителя Галилеи, и сногсшибательный танец юной красотки, и козни её оскорблённой матери могут быть выдумками, преувеличениями, украшением рассказа или интерпретацией событий в чьих-либо интересах. Но в их основе лежит история в строго научном смысле слова. Матфей, Марк, Иосиф Флавий и другие авторы описывали реальных исторических персонажей и реальные исторические факты.

Казнь Иоанна, нынешним языком говоря, запротоколирована. Не только его голова, но и другие фрагменты тела хранятся в монастырях многих стран — Греции, Сирии, Франции, Италии, даже в Нагорном Карабахе.

Городок Лугдунум Конвенарум, куда римский император Калигула сослал Ирода Антипу с женой Саломеей Иродиадой, существует и сегодня под названием Сен-Бертран-де-Комменж.

Саломея прожила довольно долго по тогдашним временам — не меньше пятидесяти пяти лет. Была царицей Халкиды и Малой Армении. Сохранились монеты с её изображением, отчеканенные в 56 или 57 годах.

Политтехнологи древности были несопоставимо более талантливыми литераторами, чем нынешние. История много потеряла бы без их анекдотов — и, перефразируя Вольтера, если бы танца Саломеи не было, его стоило бы выдумать...
...потому что тестостероновая буря, которую выступление полуголой аппетитной царевны непременно вызвало бы у распалённых в застолье мужчин, продолжает волновать фантазию на протяжении почти двух тысячелетий.

Кто хоть раз в жизни хотя бы в записи видел настоящий танец живота, — тот поймёт учёных, которые в 1905 году назвали астероид в честь Саломеи; поймёт режиссёров Пазолини, Сауру, Рассела, Альмодовара и Виктюка, которые перенесли танец Саломеи на киноэкран или театральную сцену; поймёт композитора Штрауса, который посвятил Саломее драматическую оперу; поймёт литераторов Гейне, Флобера, Уайльда и Блока, которые писали о царевне; поймёт художников Джотто, Донателло, Боттичелли, Дюрера, Тициана, Лукаса Кранаха Старшего, Караваджо, Рубенса, Рембрандта, Сурикова и множество других, которые изобразительными средствами пытались передать магию Саломеи, повернувшей ход исторических событий.

В череде портретов Саломеи, написанных за последние семь столетий, мне нравится картина Анри Реньо. Здесь есть всё: и восточный колорит, и жаркая красотка, чьи прелести едва прикрыты прозрачными одеждами; и меч для усекновения главы Иоанна, и золотое блюдо, на которое предстоит положить кровавый приз...

Сейчас полотно хранится в музее Метрополитен, а впервые Реньо выставил картину в парижском салоне в 1870 году — и через несколько месяцев был убит на Франко-прусской войне.

Мира и добра всем ценителям увлекательных историй.

О РОКОВОЙ ЖЕНЩИНЕ Культура, Литература, Биография, Искусство, Живопись, Фильмы, Театр, Религия, Длиннопост