О РАСТЕРЯННОМ ПИСАТЕЛЕ

...с пламенным приветом.

О РАСТЕРЯННОМ ПИСАТЕЛЕ Культура, Литература, Россия, Биография, Обзор книг, Классика, Санкт-Петербург, Смерть, История (наука), Длиннопост

"Мне кажется, секрет в том, чтобы только печатать, а что печатается — совершенно всё равно".

Так он считал, растерянно глядя на публикации, которые на рубеже 1920-х—1930-х годов назывались массовой литературой. При этом считать умел хорошо и служил статистиком в конторе, расположенной в частном жилом доме.

"Иногда через сени проходит корова, топоча ногами... Чиновников всего трое. Около меня сидит Поперечнюк — с рыжей бородой такого фасона, как у Гаршина на портрете (см. приложения к "Ниве"). Когда вскакивает баба и кричит с порога: "Молока не надо?" — он строго отвечает: "Здесь учреждение"".

Жил жизнью рядового советского служащего с грошовой зарплатой.

"Ежедневно я съедаю больше 50 груш".

"Мне необходимо сорвать Шерсти Клок откуда бы то ни было".

"Если можно, я поделюсь с вами маленькой радостью: сегодня я получил талон на починку сапог".

"Я научился ловить шапку, брошенную вверх. Если мы ещё встретимся, то покажу вам".

"Сады с оркестрами открылись (состоялось открытие), одного гуляющего зарезали впотьмах, а в Бежице (девять вёрст от нас) двоих повесили: интеллигентские течения среди молодёжи".

Это не жизнь, а беспросветное существование растерянного провинциала.

"Что делаю в Брянске? Убиваю уже шесть с половиной лет и не надеюсь, что когда-нибудь это изменится... Давно ли "занимаюсь литературой"? Это похоже на насмешку. Я не занимаюсь литературой. Будни я теряю в канцелярии, дома у меня нет своего стола, нас живёт пять человек в одной комнате. Те две-три штучки, которые я написал, я писал летом на улице или когда у меня болело горло и я сидел дома. Книг я никаких не читаю (ибо их здесь нет), кроме официальных".

Так он ответил на вопросы из письма Корнея Чуковского. А Чуковский начал их задавать после того, как получил по почте несколько рассказов от неизвестного ему автора...

...писавшего — без чтения зарубежных книг — не о "маленьких людях", привычных для российской литературы, а о мелких, некрасивых и жалких.

Если персонаж — женщина, то "с пористым носом и щеками", или "костлявая, с седыми усами и бородой", или "в красном галстуке, в кудряшках над морщинами", которая "доев, утёрла губы галстуком"; или у неё "выпяченный живот, костлявые руки".

Если персонаж — мужчина, то "с прыщеватым лицом", или передающий жене, которая его бросила, открытку с петухом и надписью: "Вернись, Асюта, к своему петушку", или — как все — шутящий первого апреля: "У вас на голове червяк", потому что это же так смешно.

Писал о тех, кого видел вокруг, хотя в детстве мечтал, чтобы родители купили бричку и повезли его к Гоголю в город Эн: "Там нас полюбили бы. Я подружился бы там с Фемистоклюсом и Алкидом Маниловыми". Гоголь был его духовным и литературным учителем.

Он пытался сменить работу статистика на литературную.

"Пошёл в "Брянский рабочий" и сшантажировал его на посылку меня в три колхоза. Там я очень позабавился и написал забавную вещицу, но она, конечно, не пошла, и я остался и несолоно хлебавши, и в долгу на 30 целковых за аванс. Литературная карьера кончилась, и завтра я иду на биржу — искать шансов в других сферах".

Другие сферы, в отличие от литературы, нуждались в статистике.

"Вчера я посетил для очистки совести немало канцелярий, но не почувствовал влечения в них наняться и остался праздным".

Без влечения работать — последнее дело, только праздному не на что жить.

"Завтра я наймусь в Губстатбюро за семьдесят пять целковых в месяц с обязательством служить до 1 октября "без ограничения времени", то есть попросту, больше шести часов в день — сколько велят".

Случались в его жизни удачи — такие же убогие, как сама окружающая жизнь.

"Временная работа сегодня превратилась в бессрочную впредь до открытия На редкость Блестящей Должности (150 рублей !!!) в отделе местного хозяйства".

Работа за канцелярским столом не заменила писательства.

"Если позволите мне эту интимность, то я — пишу за швейной машинкой".

Писал всё то же и о тех же.

"На углах голосили калеки".

"Подползли нищие и, голося, протягивали руки".

"На крае неба облачко в виде селёдки неподвижно было".

"Вереницами шли бабы с связками непроданных лаптей и перед прорубью ложились на брюхо и, свесив голову, сосали воду".

"Перерезанная шея святого Иоанна была внутри красная с белыми кружочками, как колбаса, нарисованная Цыперовичем над трактирной дверью".

"Наконец Головлёв вышел из алтаря и отправился за кипятком для причастия".

"Позвольте преподнести вам препровождаемое при сем" — писано под впечатлением от вопроса, который задал ему парикмахер: "Сами бреетесь наиболее?"

"Я писатель на полпрóцента", — признавался он именно с таким ударением и писал Николаю Чуковскому — сыну Корнея: "Вы подобрали меня с земли... Поливайте от времени до времени капусту Моего Таланта своими письмами".

В Брянске эта капуста росла скверно.

"В октябре я смогу быть в Ленинграде две недели... и пущусь во все тяжкие на предмет окончательного внедрения себя в оный".

При помощи Чуковских и писателя Слонимского ему с третьей попытки удалось внедриться в Ленинград, получить комнату в коммунальной квартире дома на набережной реки Мойки — парадная заколочена, вход из двора-колодца — и зарабатывать литературным трудом.

"Сегодня я получил от "Современника" деньги за рассказ. Итак, это стоит двадцать один рубль". Основные успехи выглядят скромнее: "Рассказ... очень коротенький (рублей на семь)". Такие рассказы он называл изделиями.

Неизгладимый отпечаток на его стиль наложила многолетняя работа статистиком.

"Сочинение глав задерживается отсутствием

а) в течение всей зимы электричества,

б) в течение более чем месяца — керосина, в результате чего испытывается недостаток освещения, выходные же дни посвящаются стоянию в очередях".

Всей советской литературой тогда управлял матёрый критик-марксист Воронский.

"Что касается А.К.Воронского, то, конечно, ему моя рукопись не понравиться обязана — на то он и полицейский". Так называть старого большевика — возмутительная антисоветчина, и всё же: "С детства привык не любить полицейских".

Литературой в Ленинграде руководил оргсекретарь отделения Союза писателей Беспамятнов — автор брошюры "Интернациональная работа физкультурников": других литературных достижений за этим писателем не числилось. В угоду руководителям приходилось писать так, как они требовали.

"Сплачиваю вокруг Вашего знамени свои стальные ряды и шлю Пламприв". Пламприв — значит пламенный привет...

...но и в сплочённых стальных рядах он по-прежнему писал о том, что творилось вокруг его пустой комнаты с ящиком вместо стула: конторский письменный стол он со временем раздобыл.

"Над душой стояли голодающие и лизали опорожнённые миски", тогда как "сытые кронштадцы хлопали друг друга по плечу, кричали и смеялись".

"Никишка, — говорила Полушальчиха и плакала над хреном, — нарисовал картину "Ленин": это — загляденье".

"Товарищ Ленинградов влюбился в интеллигентку Гадову, зовёт её в РКП(б), она — ни да, ни нет. В чём дело? Вот, Гадова выходит кормить кур. Товарищ Ленинградов заглядывает в ящики и открывает заговор".

Другие совписы строчат на машинках, отнятых у буржуев. Он пишет от руки, хотя...

"Ничего нет, что побуждало бы писать, а время (даже уже Средний Возраст) уходит. Деньги это даёт совершенно ничтожные, а шуму — больше бывает, когда лягушка в воду прыгнет".

Шум всё-таки случился, и немалый. Но — от критиков сборника "Город Эн".

"16 истерик (рассказов) этой позорной книги представляют, собственно говоря, разговоры ни о чём... По улицам Ленинграда проходят различные люди, большинство из них здоровые, жизнерадостные и энергичные строители социализма, но автор пишет: "Толкались мошки". Прибавим — они неоднократно толкались и продолжают толкаться в советскую литературу, проникая сквозь плохо прикрытые двери некоторых издательств".

Растерянный писатель растерялся окончательно.

"Мне как-то очень неспокойно, хочется немножко жаловаться, а народу мало", — писал он в феврале 1936 года...

...а уже в марте оргсекретарь Беспамятнов организовал показательную казнь. Сменяя друг друга на трибуне в переполненном зале Дома писателей имени Маяковского, писатели, члены главной и единственной партии, пламенные борцы за советскую власть и советскую литературу дружно клеймили, смешивали с грязью и уничтожали того, кто писал не так, как положено.

Писатель Каверин — единственный из сотен свидетелей казни — описал её в своих мемуарах.

"После прений слово было предоставлено Добычину. Он прошёл через зал, невысокий, в своём лучшем костюме, сосредоточенный, но ничуть не испуганный. На кафедре он сперва помолчал, а потом, ломая скрещённые пальцы, произнёс тихим, глухим голосом:

— К сожалению, с тем, что здесь было сказано, я не могу согласиться.

И, спустившись по ступенькам, снова прошёл через зал и исчез".

Писатель Леонид Иванович Добычин (1894–1936) действительно исчез, как не было его. В ящике письменного стола остался паспорт, на столе — связка ключей. Носильные вещи по почте без какой-либо записки получила в Брянске мать. На её слёзные просьбы найти сына деятели Союза писателей отвечали: "Беспокоиться нечего. Добычин уехал в Лугу. Там его видели", а между собой сходились на том, что растоптанный ими писатель сутки спустя утопился в Мойке.

Тело не нашли.

Руководитель советских литераторов Воронский был арестован и расстрелян меньше чем через год. Оргсекретарь Беспамятнов — тоже, тогда же.

Их участь разделили многие участники показательной казни. А те, кому повезло выжить во время репрессий 1930-х, 1940-х, начала 1950-х и во время войны, продолжали занимать различные должности и заниматься советской литературной критикой. О своей роли в уничтожении Добычина никто из них никогда не вспоминал.

Николай Чуковский мог бы рассказать о Добычине гораздо больше других. Необходимые заметки хранились у него среди прочих в папке "Чудаки двадцатых годов". Но и этот, по словам современников, единственный друг писателя не оставил о нём ни строчки.

Вениамин Каверин писал мемуары "в стол"; опубликованы они были только в 1989 году — и только тогда к читателям стало возвращаться имя растерянного писателя Леонида Добычина.

Писателя, до конца оставшегося собой.

Пламприв.

О РАСТЕРЯННОМ ПИСАТЕЛЕ Культура, Литература, Россия, Биография, Обзор книг, Классика, Санкт-Петербург, Смерть, История (наука), Длиннопост