"Ночь генералов" и "Кошка": война их глазами

Как показывали вторую мировую войну в западном кино?


Ночь генералов / The Night of the Generals. Великобритания-Франция, 1967. Режиссер Анатоль Литвак. Сценаристы: Жозеф Кессель, Джеймс Хэдли Чейз (автор романа Ханс Хельмут Кирст). Актеры: Питер О’Тул, Омар Шариф, Том Кортни, Дональд Плезенс, Джоанна Петти, Филипп Нуаре и др.


Кошка / La Chatte. Франция, 1958. Режиссер Анри Декуэн. Сценаристы: Анри Декуэн, Жак Реми. Актеры: Франсуаза Арнуль, Бернхард Викки, Андре Версини и др.


Лис Парижа / Der Fuchs von Paris. ФРГ-Франция, 1957. Режиссер Пауль Май. Актеры: Мартин Хельд, Марианна Кох, Харди Крюгер, Мишель Оклер и др.


Зеленые дьяволы Монте Кассино / Die grünen Teufel von Monte Cassino. ФРГ-Франция, 1958. Режиссер: Харольд Райналь. Актеры: Йахим Фуксбергер, Эмма Карлова, Анти Герг и др.


Эпоха «холодной войны» существенно отразилась на кинематографе Запада и СССР, породив сотни фильмов с конфронтационными сюжетами [Федоров, 2015]. В основном это были шпионские ленты. Однако «холодная война» не могла не повлиять на кино и о «горячих войнах», включая вторую мировую.


Вот почему и западные, и советские кинематографисты в общем-то довольно редко обращались к сюжетам, связанным с показом роли союзников (советских и западных – соответственно) в борьбе с нацизмом. Западные фильмы о сталинградской битве или советские о французских летчиках «Нормандии-Неман» были, скорее, исключением, чем правилом…


Правилом было другое: в сотнях советских фильмов рассказывалось о войне на Восточном фронте и о партизанском движении на оккупированной нацистами территории СССР, а в сотнях западных – о Западном фронте и о подпольщиках на оккупированной территории Франции…

Однако и в этом случае западный кинематограф эпохи «холодной войны» стремился показать зрителям, что война на Западном фронте существенно отличалась от войны на фронте Восточном. Почему? Да потому, что, согласно западной концепции «холодной войны», на Западном фронте шла война представителей цивилизованного Западного мира между собой, а на Восточном – война представителей цивилизованного Западного мира с варварами…


Да из этого правила были исключения (один из ярких примеров – «Старое ружье» Робера Энрико). Но в целом соблюдался известный тезис: «Запад есть Запад…».

Исходя из этого и сюжеты для западных фильмов эпохи «холодной войны» подбирались соответствующие, то есть нацистские персонажи изображались в ситуациях «максимального благоприятствования».


К примеру, в «Лисе Парижа» (ФРГ-Франция, 1957) показан храбрый боевой офицер Вермахта. За кадром он героически сражался с варварами на Восточном фронте, а в кадре – в оккупированном Париже влюблялся в очаровательную француженку, связанную с движением сопротивления. Затем он оказывался втянутым в шпионскую игру и в финале разочаровывался в идеях нацизма…


В «Кошке» (Франция, 1958) еще один интеллигентный нацистский офицер и снова в оккупированном Париже опять-таки влюблялся в очаровательную француженку, связанную с подпольем…


А авторы «Зеленых дьяволов Монте Кассино» (ФРГ-Франция, 1957) в показе «хороших нацистов» как добрых партнеров пошли еще дальше, сконцентрировавшись на истории о том, как благородный немецкий офицер, накануне бомбардировки союзниками итальянского монастыря Монте Кассино (случившейся 15 февраля 1944 года), спасает хранившуюся там коллекцию шедевров живописи, переправляя её в Ватикан…


И надо отдать должное создателям этой ленты: они сделали все, чтобы представить немецкие оккупационные войска в Италии с самой лучшей стороны: нацисты заранее эвакуируют местное население, чтобы создать укрепрайон, кормят голодных итальянских детей и т.п. Даже о «русских варварах» немецкие солдаты вспоминают вполне добродушно («В России мне одна бабенка пела «Калинку»)…


Но наиболее ярко концепция «другой войны» проявилась, на мой взгляд, в детективе «Ночь генералов» (Великобритания-Франция, 1967). Здесь в июле 1944 года французский инспектор полиции (Ф. Нуаре) в оккупированном Париже в почти дружеской беседе сообщает нацистскому майору Грау (О. Шариф) о заговоре немецких генералов против Гитлера и о готовящемся на него покушении… Но майора это, оказывается, совсем не волнует. Ему нужно во что бы то ни стало вывести на чистую воду одного из нацистских генералов, подозреваемых в убийстве польской проститутки, которое произошло два года назад – в оккупированной Варшаве 1942 года…


Зачем это Вам? – резонно спрашивает французский полицейский. – Ведь убийство – это их профессия.

В большом масштабе – это похвально, а в малом – извращение! – получает он четкий ответ от своего немецкого коллеги…


Итого в сухом остатке: «хороший нацист» легко находит общий язык с «хорошим французским полицейским», чтобы найти высокопоставленного убийцу проституток. А фоном этого почти дружеского сотрудничества становится заговор других «хороших нацистов» против Гитлера…


Таким образом, западный кинематограф эпохи «холодной войны» создавал устойчивый стереотип о «хороших немцах», которые по воле плохого Гитлера были вынуждены воевать не только с русскими варварами, но и, увы, с хорошими французами, американцами и англичанами…


Можно ли утверждать, что стереотипы «другой войны» в западном кино навсегда ушли в прошлое? Увы, на мой взгляд, ответ может быть только отрицательным. Запад есть Запад… И в лентах XXI века западный экран в целом продолжает использовать все те же стереотипы. А что касается образа России, то и теперь на западном экране она в большинстве случаев предстает варварской страной с непостижимыми для западного менталитета законами, обычаями и персонажами…


Александр Федоров, 2015

"Ночь генералов" и "Кошка": война их глазами Фильмы, Война, Германия, Франция, Италия, Киногерои, Длиннопост
"Ночь генералов" и "Кошка": война их глазами Фильмы, Война, Германия, Франция, Италия, Киногерои, Длиннопост
"Ночь генералов" и "Кошка": война их глазами Фильмы, Война, Германия, Франция, Италия, Киногерои, Длиннопост

Всё о кино

23.2K поста60.2K подписчиков

Правила сообщества

1. Запрещено нарушать основные правила Пикабу (нет спаму, оскорблениям, вбросам, рекламе, политике).

2. Запрещены посты не по теме, посты о поиске фильмов и неинформативные посты. В случае несоответствия тематике сообщества или неинформативности пост будет удален в общую ленту.

3. Категорически запрещены спойлеры без специального тега или предупреждения как в постах, так и в комментариях.

4. Ставьте корректные теги при создании поста и указывайте в названии суть. Для постов с видеообзорами обязательно указывать тег "видеообзор". Для постов с видео c Youtube рекомендуется указывать название канала в тегах и небольшое описание, чтобы было понятно о чём это видео.

5. Запрещено целенаправленное разжигание негатива с отсутствием всякой аргументации. Авторы регулярных токсичных и агрессивных комментариев будут блокироваться. Давайте поддерживать дружественную атмосферу и уважать друг друга.

6. Будьте грамотны при составлении поста. В случае множественных ошибок в тексте пост будет удален в общую ленту, а автор, в случае неоднократного несоблюдения правил, заблокирован.

7. В сообществе не приветствуются фэйки, вбросы, теории заговора, конспирология и параноидальные бредни.

8. Запрещены посты о ТВ-шоу и реалити-шоу сомнительного качества в очевидно рекламных целях.