Нижнее белье XVIII века
Льняная сорочка. Вид спереди и сзади.
На сорочку надевался корсет, как правило, на шнуровке. Корсеты XVIII века не имели металлических колец, в которые вставлялся шнурок, вследствие чего шнурования корсета было более сложным, чем в XIX веке. Также корсеты XVIII века отличались от более поздних по фасону — как правило, они обладали лямками или бретельками на плечах и имели выраженную V-образную форму, в отличие от корсетов второй половины XIX века, образующих фигуру «песочные часы».
Корсет 18-го и 19-го века для сравнения.
Корсет изготавливался из ткани на пластинах из китового уса, придающем ему жесткую форму. Корсеты были различных форм и расцветок, как простые, без каких бы то ни было декоративных элементов, так и цветные, украшенные вышивкой, однако преобладали все же светлые и пастельные оттенки. Корсет со шнуровкой сзади дама могла надеть и снять только с посторонней помощью, например, служанки. Известны изображения XVIII века, на которых корсет на женщине зашнуровывает ее мужчина. Как вариант, ревнивый муж зашнуровывал корсет особым образом, чтобы по возвращении домой проверить, не снимала ли она его. Известно и множество карикатур на зашнуровывание корсета.
Также на сорочку надевалась конструкция под названием "панье" или "фижмы". Каркас изготавливался из ивовых или стальных прутьев, или из китового уса. Первоначально, в начале XVIII века, панье имело вид круглой юбки на стальных обручах, какие были известны еще с XIV—XV века. Однако в середине XVIII века панье приобретают специфическую форму — т.н. «панье с локотками», при котором создается силуэт, расширяющийся с боков в области бедер, но плоский спереди и сзади.
Полный набор нижнего белья: сорочка, косет, юбка на фижмах.
Именно такой силуэт является типичным для эпохи рококо. Мода на панье и вообще пышные юбки сходит на нет после Великой Французской революции. Тогда же, в эпоху ампира, корсеты перестают быть обязательным элементом женского костюма, а те, которые остаются, становятся более мягкими, свободно облегающими фигуру.
На каркас надевались несколько дополнительных юбок, в том числе плотная стеганная юбка, которая будет видна из-под распашного платья, и собственно само платье. С этими юбками спорный вопрос, являются ли они нижним бельем или нет. С одной стороны, они надеваются под платье, с другой: во-первых, они его часть и видны из-под него спереди или снизу, во-вторых, могут использоваться в качестве повседневной верхней одежды.
Выглядят эти стеганные юбки вот так:
Они на подкладке, сверху блестящий атлас, сквозной шов бывает очень сложным и декоративным, кроме заурядных ромбиков, как на последней, встречаются сложные геометрические или растительные узоры, как на первых двух.
Такая юбки может носиться как под платье, так и сама по себе:
Стеганная юбка как часть платья и стеганная юбка сама по себе, в ансамбле с жакетом.
Но ноги надевались длинные чулки на подвязках, часто ярких цветов под яркое платье. Аристократы носили чулки из шелка, которые были очень дорогими. Особым шиком считалось надевать каждую пару чулок только один раз, поскольку после стирки чулки, особенно белые, утрачивали первоначальный вид и свежесть.
История быта и искусств
1.8K поста6.3K подписчиков
Правила сообщества
Исключаются:
- упоминания политики в актуальном контексте
- "клубничка" вне рамок искусства, треш, угар, жесть и прочий неформат
- спорная информация без указания авторитетных источников