Неровное начало великолепного цикла. Отзыв о романе Джо Аберкромби «Кровь и железо»

Думаю, сразу стоит обозначить, что Джо Аберкромби на сегодняшний день – мой любимый автор. После выхода его нового романа «Немного ненависти», который традиционно оставил после себя исключительно кучу восторга, я решил освежить в памяти его ранние произведения, начав с самого первого – «Кровь и железо».


О том, почему у романа такое банальное для фэнтези название, и как все с ним непросто в оригинале, можно почитать здесь.


Помню, когда в свое время прочитал «Голодные Игры», то у меня просто голова пухла от упущенных возможностей книги, которые ввернуть было совсем не сложно, сделав сюжет вдвое динамичнее, драматичнее и насыщеннее. Похоже, такая же мысль посетила Аберкромби, когда он прочитал «Песнь льда и пламени» Джорджа Мартина и решил, что сможет так же, а то и лучше. В некоторых аспектах, пусть и со временем, ученик и впрямь обскакал учителя, а в иных и не пытался его превзойти, развивая какие-то свои фишки. И вот, читая одну его книгу за другой, я понял, что, при прочих равных, Джо все-таки в какой-то момент вытеснил дедушку Мартина с моего личного пьедестала на второе место. Как так вышло?


Первая причина – просто какой-то чудовищно легкоусваиваемый язык. Редко в какой книге глаза так непринужденно бегают по страницам, с живым интересом впитывая в себя всю предоставляемую информацию. Да, надо признать, что от этого, возможно, страдает общая яркость текста, делая его не таким выразительным, как у более опытных и именитых авторов, но… так уж ли это необходимо? В этой ситуации, я считаю, надо в первую очередь смотреть, достаточно ли хорошо воображение рисует описываемое окружение. Лично для меня деталей вполне хватило.


Вторая причина – динамика. Повествование у Аберкромби обычно летит галопом, постоянно подкармливая читателя новыми ситуациями, сталкивая героев друг с другом и заряжая эмоциями. То же касается и развития героев, и… скорости выхода книг, чего уж там.

Третья – крутой экшен. Иной раз в Warhammer не увидишь таких жестоких и зрелищных драк, как тут.


Четвертая – постоянный обман твоих ожиданий и хорошая издевка над фэнтези-стереотипами. Смотрится это, как такие «Последние джедаи» здорового человека, когда ты то и дело говоришь ВОТ ЭТО ПОВОРОТ, а потом, призадумавшись, понимаешь, что иначе и быть не могло.


Так вот... в дебютном романе «Кровь и железо» всего этого нет :D

Неровное начало великолепного цикла. Отзыв о романе Джо Аберкромби «Кровь и железо» Длиннопост, Книги, Литература, Обзор книг, Джо Аберкромби

Земной круг


Ладно-ладно, я немного преувеличил! Есть, но в сравнительно малых количествах.


Главным косяком романа я бы назвал то, что он, по сути, является даже не первым актом истории, а очень затянутым прологом. В этом «Кровь и железо» чем-то напоминает первые два тома Ведьмака – повествование очень разрозненное и практически до самого конца не складывается в цельный сюжет.


Если разбить весь роман на 6 отдельных сюжетных линий (по одной на каждого ПОВа), то еще можно увидеть четкие арки, но поскольку они перемешаны между собой, все напоминает скорее процедурал, серии-главы которого смешали, взболтали, но вместо сборника рассказов случайно выдали полновесный роман. Так, линия северного воителя Логена представляет из себя череду передряг, из которых он обычно выкручивается одним единственным способом – убивая всех, кто ему препятствует. Сюжет избалованного дворянина Джезаля проведет нас через множество зарисовок его будней и досуга. Даже наиболее цельная линия инквизитора Глокты, являющаяся один большим расследованием, все равно не дает ощущения, что все в ней хорошо склеено, ведь каждую новую главу он зачастую проводит в компании нового подозреваемого или свидетеля, бросая на обочине всех предыдущих.


Что же касается остальных трех героев – беглой рабыни Ферро, начальника и друга Джезаля Веста и одного героя, чье «живое состояние» для только начавших читать будет спойлером, то они в первом романе довольно редкие гости, и их присутствие скорее функционально (где-то надо было показать события, которые просто не могли своими глазами увидеть трое главных героев, где-то закинуть удочки на вторую часть), но, справедливости ради, в дальнейшем каждый из них получит достаточное раскрытие. При этом совершенно понятно, что такое ощущение разрозненности – вполне осознанный шаг.


Видно стремление Аберкромби сделать каждую главу максимально самодостаточной. Вы можете открыть любую и прочитать ее, как отдельный небольшой (и очень классный!) рассказ. Даже некоторые вводные на героев тут проговариваются по нескольку раз, что порой начинает раздражать. Помните (если читали), как у Мартина роману к пятому уже мозолили глаза фразы-маркеры героев («Если я оглянусь, я пропала» и вот это вот все)? Тут такого тоже предостаточно. Иногда это вплетено вполне удачно (как то же описание состояния Логена по фразе «Хочешь рассказать что-то о Девятипалом – скажи, что…»), а иногда хочется закатывать глаза, в очередной раз читая о том, как Глокта вопрошает «Зачем я это делаю?», когда со временем даже ты уже знаешь ответ, проговоренный устами самого героя, но сам он, почему-то, продолжает задаваться одним и тем же бессмысленным вопросом.


Такие стилистические фишки сделаны из желания закольцовывать историю, когда герой в конце думает о том же, о чем и в начале, но имеет в виду что-то совершенно другое или чувствует ситуацию как-то иначе, но не всегда автору удается подать это достаточно внятно (по крайней мере в самой первой книге). К сожалению, сюжет складывается в четкую картинку и начинает играть яркими красками только ближе к самому концу романа. Забегая наперед скажу, что во второй части под названием «Прежде чем их повесят» томительное ожидание начала движухи окупится с лихвой, но речь сейчас не о ней.

Неровное начало великолепного цикла. Отзыв о романе Джо Аберкромби «Кровь и железо» Длиннопост, Книги, Литература, Обзор книг, Джо Аберкромби

Байяз, Первый из магов — одна большая издевка над образом Гендальфа


Однако, не все метки пробы пера выходят Аберкромби боком. Например, простота устройства мира пошла повествованию только на пользу. Земной Круг описан кратко, емко и понятно. Во всем мире там имеется порядка пятнадцати стран, чтобы представить основной спектр этносов и политических устройств, а в центре повествования так и вовсе ровно три штуки – условные Север и Юг, которые накануне первого романа накопили силенки, чтобы размазать зажатый между ними богатый Центр.


К концу книги читателю представят большую часть действующих лиц будущей трилогии, и где-то кратко, где-то подробно обозначат их взаимоотношения, которые совсем не сложно запомнить, и не придется даже держать под рукой тематическую вики, чтобы вспомнить имена тысяч мелких лордов и их вассалов, как было сами знаете где (хотя, признаюсь, лично у меня с этим особых затруднений никогда не возникало, но счел нужным упомянуть об этом, потому что часто сталкиваюсь с подобными жалобами у других читателей).


Даже обязательная для фэнтези-жанра загадочная и запутанная предыстория мира тут показана одновременно издевательски просто и при этом крайне самодостаточно. В мире Земного Круга в прошлом таится ровно одна большая загадка, которую вполне себе можно полностью разгадать за три романа. Как мы потом убедимся, взгляд Аберкромби всегда направлен вперед, в будущее, и его больше заботит то, что будет там. Возможно, такой куцый лор расстроит любителей детально прописанных вселенных, но, поверьте мне, в этой лаконичности есть своя прелесть.

Из-за малого количества поворотных событий в истории, у вас не будет сомнений, что каждый раз, когда речи героев обращены в далекое прошлое – это неспроста, и вам раскрывают нечто действительно важное, что стоит запомнить и держать в уме, а не просто воспринимать, как байки из склепа. Да и внутренние отношения (личные, финансовые, политические) в этом сравнительно тесном мире описаны достаточно… жизненно что ли, так что чувства фальши не возникает.


Помимо этого, в тексте частенько встречается адекватный взгляд людей на эпоху, в которой они живут. Это радует, потому что порой в средневековом фэнтези герои, живя в чудовищно тяжелых по нашим меркам условиях, морально и нравственно находятся на одном уровне с современным человеком. В романе большинство персонажей смотрит на мир без розовых очков, сдабривая повествования львиной долей цинизма, приправленного черным юмором. Героиню-негритянку тут практически все белые встречают по расовой одежке (как и она их, причем с еще большим презрением), штабные офицеры, которые являются дворянскими детьми, ни во что не ставят своего намного более талантливого начальника, который выбился из низов, считая его дебилом из хлева просто потому что за их хрустальными домиками «они ж все такие, а как иначе», а уж адово-меркантильные разговоры о женщинах за кружкой спиртного там такие ядреные, что я, живя в нынешнем 2020-м, то и дело бормотал себе под нос «во как раньше писать-то можно было!». Дух времени передан не может и не дотошно, но, как по мне, вполне аутентично.


Интересен выбранный сеттинг еще и тем, что перед нами предстает не типичное квази-средневековье (хотя дух его вовсю царит на том же Севере), а аккуратный сплав Ренессанса и периода Реформации. Это сходу дает понять, что здешний мир не стоит на месте, и это движение будет ощущаться в дальнейшем. А еще в Земном Круге история как-то так сложилась, что большая часть населения мира – атеисты. Live with it.

Неровное начало великолепного цикла. Отзыв о романе Джо Аберкромби «Кровь и железо» Длиннопост, Книги, Литература, Обзор книг, Джо Аберкромби

Инквизитор Глокта — самый необычный и интересный герой первой трилогии, и, судя по опросам, главный любимчик читателей


Таким вот, если вкратце, получился дебютный роман Джо Аберкромби. Несмотря на то, что его есть, за что поругать, к «Крови и железу» как нельзя лучше применительна фраза «я первый раз, не судите строго, пацаны». Дальше все пойдет только в гору (причем стремительно), а без этого обязательного пролога вы никак не обойдетесь.


Ниже пойдет СПОЙЛЕРНЫЙ блок для тех, кто уже читал. Просто с ностальгией пройдусь по конкретным моментам, которые особенно зацепили при прочтении:


1) Инквизитор Глокта. Вообще он так и не стал моим любимым героем, и в первой трилогии мои главные симпатии ушли к Весту, но должен признать, что он один из самых нетривиальных персонажей, каких я только видел. Постоянное погружение в мысли и чувства некогда героя войны и красавца, ставшего уродливым инвалидом в жестоком плену, одновременно давит на тебя и вместе с тем увлекает.


Обычно в сюжетах художественных произведений герои, которые сталкиваются с проблемами, аналогичными проблемам Глокты, выставляются в преимущественно положительном свете, чтобы побудить читателя\зрителя больше обращать внимания на людей в ограниченными возможностями. Тут же перед нами злобный, ехидный и пронырливый мужик, который скорее показывает, кем бы мог стать Гектор Саламанка (один из злодеев в сериалах «Во все тяжкие» и «Лучше звоните Солу»), если бы его продолжили лечить, а не бросили на полпути, приковав к инвалидной коляске. И при этом, надо заметить, в нем остались какие-то остатки офицерской чести и гордости, а слабость тела заставила активизировать шестеренки в мозгу на полную.

Жаль только, что все его расследование в первой части вышло довольно прямолинейным, но уже во второй книге… так, что-то я слишком часто повторяю эту фразу.


2) Маленький обман с Ищейкой и ко. Наверное, самый классный сюжетный поворот в первой книге. Когда всю первую половину «Крови и железа» Логен сокрушается по убитым товарищам, ты думаешь, что они будут частыми гостями его воспоминаний, помогая через эти размышления раскрыть его личность и характер, а потом и вовсе станут духами, с которыми Девятипалый умеет разговаривать. А вот и нет! Просто он дурак, который поторопился с выводами, а все его друзья на самом деле живы и тоже считают его мертвым.


Единственное, после этого забавного появления удачные находки их линии в первой книге, считай, и заканчиваются. Разве что смерть Форли в конце, практически сразу после фразы «он нас всех переживет», удивила. Отряд Логена мелькает всего в трех, кажется, главах, и не дает для сюжета практически ничего. Тут стоило бы сказать, что я так и не понял целесообразность их введения в повествование, НО ВОТ ВО ВТОРОЙ КНИГЕ… :D


3) Финальная потасовка Ферро и Логена с практиками инквизиции. Наверное, одна из лучших боевых сцен, что я читал у Аберкромби за всю его библиографию. Особенно момент превращения в Девять Смертей, когда ты, наконец, понимаешь, почему такого тихого и спокойного мужика боится и ненавидит весь Север. В этот момент в копилку необычных центральных персонажей к ПОВу-инвалиду добавляется ПОВ-сумасшедший. Лучшего финала для такой книги и не придумаешь.


Еще больше рецензий в профиле или в группе вконтакте: https://vk.com/public192524799

Книжная лига

23.3K поста78.8K подписчиков

Правила сообщества

Мы не тоталитаристы, здесь всегда рады новым людям и обсуждениям, где соблюдаются нормы приличия и взаимоуважения.


ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА

При создании поста обязательно ставьте следующие теги:


«Ищу книгу» — если хотите найти информацию об интересующей вас книге. Если вы нашли желаемую книгу, пропишите в названии поста [Найдено], а в самом посте укажите ссылку на комментарий с ответом или укажите название книги. Это будет полезно и интересно тем, кого также заинтересовала книга;


«Посоветуйте книгу» — пикабушники с удовольствием порекомендуют вам отличные произведения известных и не очень писателей;


«Самиздат» — на ваш страх и риск можете выложить свою книгу или рассказ, но не пробы пера, а законченные произведения. Для конкретной критики советуем лучше публиковаться в тематическом сообществе «Авторские истории».


Частое несоблюдение правил может в завлечь вас в игнор-лист сообщества, будьте осторожны.


ВНИМАНИЕ. Раздача и публикация ссылок на скачивание книг запрещены по требованию Роскомнадзора.