Необычный космолёт за миллиард долларов, который так и не покорил космос

Иногда, даже огромные вливания денег могут не привести к успеху в космической гонке.

Необычный космолёт за миллиард долларов, который так и не покорил космос Техника, Авиация, Космос, Длиннопост

Lockheed Martin X-33 - прототип одноступенчатого многоразового аэрокосмического корабля, строившийся по контракту NASA фирмой Lockheed Martin.

Строительство Х-33 в рамках программы Venture Star началось в 1995 году. Перед инженерами стояла задача, создать сначала гиперзвуковой одноступенчатый прототип, а затем — полноценную транспортную систему.

Разработка велась с целью снижения затрат на выведение в космос полезного груза в десять раз, с нынешних 20 тыс. долларов за килограмм до 2 тысяч долларов.

Также задачей X-33 было не только удешевление космических полетов, но и успешная демонстрация коммерческой многоразовой ракеты-носителя.

Первые демонстрационные полёты аппарата X-33, намечалось выполнить в 2000 году, а ввод в эксплуатацию, в случае успешных испытаний - в 2005 году.

Необычный космолёт за миллиард долларов, который так и не покорил космос Техника, Авиация, Космос, Длиннопост

Для проекта решили использовать жидкостные ракетные двигатели (ЖРД). Это был достаточно рискованный подход, так как создание такого двигателя являлось очень сложной задачей.

Американские инженеры внедрили совершенно новую концепцию и назвали этот двигатель aerospike, у нас его называют «клиновоздушный ракетный двигатель». По сути, это два ряда обычных ЖРД с маленькими плоскими соплами, установленные в основании клина или конуса, который работает как сопло внешнего расширения.

Необычный космолёт за миллиард долларов, который так и не покорил космос Техника, Авиация, Космос, Длиннопост

Слева традиционный двигатель с Соплом Лаваля, справа - Клиновоздушный ракетный двигатель

На корабле планировалось использовать два таких двигателя, горючим для которого являлся жидкий водород, а окислителем - жидкий кислород.

Инженеры смогли изготовить рабочий резервуар для жидкого кислорода из углепластикового композита. Испытания показали, что композиты являются подходящими материалами для жидкого кислорода.

Два двигателя принципиально новой конструкции, позволили бы Х-33 превысить скорость звука в 15 раз.

Необычный космолёт за миллиард долларов, который так и не покорил космос Техника, Авиация, Космос, Длиннопост

Проект Х-33 был закрыт в 2001 году, а постройка экспериментального прототипа так и не была завершена. Всего на программу было затрачено - 922 млн долларов от NASA и 357 млн долларов от компании Lockheed Martin.

Технические характеристики:

Стартовая масса: 131 т.

Сухая масса конструкции: 33 т.

Длина: 20,7 м.

Поперечный размер: 23,1 м.

Отсек полезного груза: Длина - 3м, Диаметр - 1,5 м.

Необычный космолёт за миллиард долларов, который так и не покорил космос Техника, Авиация, Космос, Длиннопост

На этом всё. Спасибо вам за внимание и хорошего всем настроения.

Авиация и Техника

9.3K постов17.5K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Правила Пикабу